Понятие, предмет, методы и источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Содержание

Введение
Понятие, предмет, методы и источники экологического права
Эколого-праввовой статус человека
Понятие и виды экологических прав человека
Право на благоприятную окружающую среду
Права общественных экологических формирований
Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Право.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства  и продовольствия РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г., на него возложены задачи разработки и реализации мероприятий  по охране окружающей среды и природных  ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Минсельхозпрод оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в организации рационального использования земельных, лесных, водных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территорию Российской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.

Решение о включении подразделений  по управлению охотничьими ресурсами  и рыболовству в структуру  Министерства сельского хозяйства  и продовольствия не может быть признано оптимальным. Это Министерство призвано решать задачи обеспечения населения  страны продовольствием. Такие потребности  удовлетворяются, как известно, и  за счет ресурсов животного мира. Трудно в такой ситуации рассчитывать, что  Министерство в своей деятельности будет ориентировано на обеспечение  рационального использования соответствующих  природных ресурсов. Очевидно, на основе Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и Департамента по рыболовству целесообразно создать самостоятельную государственную структуру (структуры).

Министерство здравоохранения  РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, был ликвидирован как самостоятельный орган государственного управления. Он стал частью Минздрава России.

Минздрав России осуществляет свою деятельность на основе Закона РСФСР  от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного  постановлением Правительства РФ от

К основным задачам Минздрава  РФ относятся разработка основ государственной  политики в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения; осуществление  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора; санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование  вопросов охраны здоровья населения  в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды  его обитания и условий жизнедеятельности.

К главным задачам Минздрава  относится также создание функциональной подсистемы экстренной медицинской  помощи в чрезвычайных ситуациях  Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях  и руководит ее деятельностью  совместно с МЧС России.

В области профилактики заболеваний  Минздрав РФ осуществляет мероприятия  по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний  и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных  факторов среды его обитания.

В области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Минздрав РФ осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную  систему наблюдения, оценки и прогнозирования  состояния здоровья населения в  связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический  мониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и среды его обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических  веществ.

Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с  тем, что данное Министерство руководит  Государственной автомобильной  инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно организует работу, связанную с допуском авто-мототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

МВД и его органы участвуют  в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

Государственный комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Госстандарт совместно с  Госкомэкологией РФ и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований и принимает государственные стандарты РФ (за исключением стандартов в области строительства). Госстандарт совместно с Госкомэкологией России определяет номенклатуру объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

Правовую основу деятельности Госстандарта России образуют Закон  РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»*, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении  единства измерений»**, Положение о  Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации,

Министерство строительства  Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Минстрой принимает практические меры по совершенствованию градостроительства и системы расселения, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий, сооружений и предприятий при застройке городов и других поселений в целях создания полноценной среды для жизнедеятельности населения. Правовой основой деятельности Минстроя России служит Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа) и действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.

С учетом широкого использования  в разных сферах радиоактивных и  расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности(Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формирование системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.

Деятельность ГТК и  его органов регулируется Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993 г., и Положением о данном Комитете, утвержденным Указом Президента РФ от 25

Федеральная пограничная  служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. МЧС России действует на основе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г.

Для реализации возложенных  на него задач МЧС России организует разработку и осуществление на территории РФ мероприятий по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит  функционированием единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением  установленных нормативных требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к выполнению неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории РФ по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что пока охрана окружающей среды  не стала нравственной задачей, пока в сознании людей не произошла  «экологическая» революция, перед  экологическим правом стоят две  важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и  силовое регулирование природопользования. Решение первой задачи должно стать  качественным скачком в формировании нового человеческого сознания. Это  можно осуществить путем введения общего и профессионального обучения в школах, вузах и пр. На данном же этапе развития экологических  отношений, когда человечество бесконтрольно  относится к потреблению природных  ресурсов, ничего не остается, кроме  правового регулирования и предъявления санкций к нарушителям экологического законодательства. В России дело обстоит  намного острее, чем в других развитых странах. Результатом несовершенства закона и недостатков организационно-исполнительной деятельности является проявление противоречий общественного развития и, следовательно, существование экологических правонарушений. Объективной основой их служит неполнота  наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия постепенно стираются по мере достижений научно-технического прогресса. Противоречия так же встречаются в нормативных  актах Закона РФ об охране окружающей среды. Пока все эти противоречия не будут разрешены, невозможно говорить о существовании экологического правопорядка в России.

Информация о работе Понятие, предмет, методы и источники экологического права