Понятие, предмет, методы и источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Содержание

Введение
Понятие, предмет, методы и источники экологического права
Эколого-праввовой статус человека
Понятие и виды экологических прав человека
Право на благоприятную окружающую среду
Права общественных экологических формирований
Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Право.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

    1. Понятие, предмет, методы и источники экологического права
    2. Эколого-праввовой статус человека
    1. Понятие и виды экологических прав человека 
    1. Право на благоприятную окружающую среду
    2. Права общественных экологических формирований
    1. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
    2. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа  всегда будет основой и источником жизни человека.

По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных  с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Природа Земли, формировавшаяся  в течение миллиардов лет, – богатейший источник разнообразных знаний: о  процессах и законах эволюции нашей планеты и ее экологических  систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его  ожидает, если не будет резко ограничена его разрушительная по отношению  к остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.

Вопрос о функциях природы  по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в  основу правового регулирования  природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий  человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения оптимальной возможности для реализации экологической функции природы. В рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.

Нетрудно заметить, что  воздействие людей на природу  проявляется в процессе и в  результате удовлетворения человеком  своих потребностей. Потенциально и  фактически масштабы таких воздействий  зависят от видов удовлетворяемых  потребностей. Конечно, наиболее значительными  они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского  хозяйства, энергетики, транспорта и  т.д.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик  может быть обеспечено посредством  регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое  существо и часть природы человек  должен соблюдать законы ее развития.

 

 

 

 

 

    1. Понятие, предмет и методы экологического права

 

Понятие и нормы экологического права

 

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах  сохранения и рационального использования  окружающей природной среды для  настоящих и будущих поколений  людей.

Право окружающей среды является комплексной отраслью в системе  российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, – земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли  права окружающей среды определен, однако, не этим обстоятельством, а  тем, что общественные экологические  отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися  в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс  отражения экологических требований в этих отраслях права получил  название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в гл. 26 Уголовного кодекса РФ регламентируется уголовная ответственность за экологические преступления. В Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР»* установлено требование о проведении государственной экологической экспертизы при создании совместного предприятия (ст. 14). Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»** предусмотрены льготы по налогу при направлении капитальных вложений на создание и модернизацию очистных сооружений.

С учетом комплексного характера  рассматриваемой отрасли права  встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации «иного» законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Что же понимается под правом окружающей среды (экологическим правом)? Содержание этого понятия следует  определить с позиций современной  теории права и с учетом того, что право призвано послужить средством построения в России правового государства. При этом нужно принять во внимание ряд обстоятельств. В теории право рассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений и правовых идей. Признавая закон в качестве основного источника права, правовое государство не может быть безразличным к содержанию закона*. С этих позиций закон может быть правовым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он им не отвечает). То же следует сказать об иных источниках права – подзаконных актах. При этом имеются в виду некоторые фундаментальные подлинно правовые идеи – свободы, равенства и справедливости. Поскольку идея как основа права носит субъективный характер, она обладает лишь властью авторитета**. Поэтому право включает в качестве своего элемента идею, получившую нормативное закрепление.

Роль права как регулятора поведения реализуется через  воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения, образующие предмет  данной отрасли.

Таким образом, под правом окружающей среды понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Методы экологического права

 

    Метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или, другими словами, это– устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Для выделения той или другой совокупности правовых норм в качестве отрасли права метод правового регулирования по объективным причинам не является столь значимым, как предмет. В науке права признается два метода – административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно 15 отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен предмету, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и право окружающей среды. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового  метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В праве окружающей среды административно-правовой метод опосредуется в специфических формах– нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод  регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В современном праве окружающей среды применяются оба метода правового регулирования. Причем в  условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется  в данной отрасли права все  более широко. Согласно новому законодательству об окружающей среде право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

Характерно то, что к  одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применен и тот и другой метод. К примеру, заключение договора на природопользование представляет собой  пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные  договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования  отношений по природопользованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эколого-правовой статус человека

 

Право на благоприятную  окружающую среду

 

    Это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, – право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Субъектами права на благоприятную  окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся  на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права  на благоприятную окружающую среду  большое теоретическое и практическое значение имеет определение его  содержания.

Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте  в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Информация о работе Понятие, предмет, методы и источники экологического права