Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав граждан России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на благоприятную окружающую среду.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1.Экологические права граждан
1.1.Понятие и виды экологических прав граждан................................................... 5
1.2.Правовое регулирование экологических
прав граждан по российскому законодательству......................................................9
Глава 2.Право на благоприятную окружающую среду
2.1.Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду............................................................................................................................13
2.2.Правовое регулирование права граждан на благоприятную окружающую среду...........................................................................................................................15
2.3.Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами......................................................................................18
Заключение.................................................................................................................22
Список источников и литературы............................................................................24

Работа содержит 1 файл

Экологическое право.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Каждый  обязан сохранять природу и окружающую среду (ст. 58)8. Конституция Российской Федерации также гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст. 45), что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как эти конституционные права и обязанность обеспечены законодательно?

    Имеющиеся комментарии к Конституции Российской Федерации дают на этот вопрос весьма расплывчатый ответ. Говориться об осуществлении  государством системы мер, а приводимый перечень таких мер не имеет признаков системности и легко может быть дополнен.

    В соответствии с комментарием под  редакцией О.Е.Кутафина, защита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае материального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружающей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.

    Вместе  с тем, комментарии под редакцией  Л.А.Окунькова поясняется: "Юридические  и физические лица вправе предъявлять  исковые требования в суд или  арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды".

    Таким образом, деяние может характеризоваться  как "экологически вредное для  окружающей среды". Прямой ущерб  здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт  носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.

    Состав  экологического правонарушения, нарушающего  или ограничивающего право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ - в ред. от 28.12.2004 № 187-ФЗ; СЗ РФ, 17.06.1996, № 25)

    По  этой статье может осуществляться защита рассматриваемого права в России. Дополнительный аргумент в пользу признания  состава правонарушения против благоприятной  окружающей среды формальным является по сути угроза (опасность) негативного изменения ресурсоёмкости, экологической устойчивости, об ухудшении эстетических качеств и ландшафтного разнообразия (сокрытие информации об этом).

    Целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу реализации экологических  прав, является, в конечном счёте, обеспечение соблюдения, реализации и защиты важнейшего из них - а именно, права на благоприятную окружающую среду. Права М.И.Васильева, говоря, что другие экологические права (требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, право на возмещение вреда, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями и пр.), выступают как средство достижения данной цели, подкрепляют, дополняют право на благоприятную окружающую среду.

    Со  вступлением Российской Федерации  в Совет Европы для граждан  нашей страны появилась возможность  использования междуна­родных механизмов защиты, вытекающих из Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (известна также как Римская конвенция)10, а именно - передача споров о праве на благоприятную окружающую среду на рассмотрение Европейского Суда по правам человека.

    В соответствии со статьями 34, 35 Протокола № 11 к Конвенции (ратиф. Российской Федерацией в 1998 г.), Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней11.

    Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы на нарушение прав на благоприятную  окружающую среду, руководствуясь, за отсутствием более подходящей по смыслу нормы, положениями статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции".

    Очевидно, что нарушение права на благоприятную  окружающую среду по такой статье обосновывается не просто12.

    Защита  от беспокоящего воздействия эффективно осуществлена в деле Лопез Остра  против Испании, по которому Суд установил  полную применимость статьи 8 в отношении  беспокоящего воздействия окружающей среды. Заявитель жаловалась на запахи, шум и загрязняющие испарения, создаваемые заводом по переработке мусора, расположенным в нескольких метрах от её дома, и на то, что это нарушает её права на уважение к её жилищу, личной и семейной жизни. На основании фактов данного дела Суд отметил, что заявитель и её семья вынуждены были жить по соседству с заводом в течение нескольких лет, и он рассмотрел и нашел убедительными данные, собранные в доме и относившиеся к ухудшению здоровья его обитателей. Даже принимая во внимание предел усмотрения государством, Суд нашел, что государство не добилось успеха в соблюдении справедливого баланса интересов экономического благополучия города - для чего был создан завод по переработке мусора - и эффективного осуществления права заявителя на уважение к его жилищу и семейной жизни.

     Какие требуются медицинские данные для того, чтобы установить вмешательство в семейную жизнь и неуважение к жилищу, вызванные загрязнением? Принимая во внимание трудности, которые могут возникнуть в подтверждении причинной связи между загрязнением окружающей среды и принесением вреда здоровью, важно, что в деле Лопез Остра Суд указал, что данных об истинном ухудшении здоровья не требуется согласно статье 8. Фактически он пришел к выводу о том, что: естественно, что обширные загрязнения окружающей среды могут влиять на самочувствие человека и мешать ему пользоваться своим домом, поскольку влияют неблагоприятным образом на его личное здоровье и здоровье его семьи, однако без серьезной угрозы здоровью.

     Мы разделяем мнение юристов У.Килкэли, Е.А.Чефрановой, Н.Роджерса, что для защиты права на благоприятную окружающую среду достаточно свидетельства, доказывающего ограничение нормального владения домом и семейной жизни в нарушение статьи 8, а установление ясной и прямой причинной связи между загрязнением и проблемами со здоровьем заявителя, не является необходимым (не обязательно угроза должна быть столь огромной, чтобы представлять опасность нанесения большого вреда здоровью)14.

      Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (абз. 13 ст. 1, Федеральный закон "Об охране окружающей среды от 10.01.02 №7-ФЗ). 

    Таково  понимание благоприятной окружающей среды в эколого-правовом смысле согласно российскому законодательству. 

2.3. Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами

      Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением..

      В правовом, административном и экономическом механизмах стимулирования экологической деятельности государства, организации и гражданина праву человека на благоприятную окружающую природную среду принадлежит ведущее место. Оно стоит на "входе" всей природоохранной деятельности, осуществляемой той или иной государственной, частной или общественной организацией или отдельным гражданином, как цель этой деятельности, и на "выходе" - как измеритель эффективности этой деятельности. Право на благоприятную окружающую природную среду можно отнести к личным правам граждан, подобно неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, охране личной жизни от постороннего вмешательства. Один из аргументов - природная среда составляет важнейший фактор состояния личности, а земля - пространственное место расположения жилища.

По объектному признаку к праву на благоприятную окружающую среду тяготеет комплекс родственных и смежных прав. Системообразующую роль выполняет конституционная норма, закрепляющая триединое право на благоприятную окружающую среду, в котором права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, могут реализоваться как самостоятельные юридические возможности и одновременно относятся к содержательной стороне права на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что текущее законодательство придает понятию окружающей среды различный смысл, необходимо подчеркнуть, что на конституционном уровне закрепляется право на благоприятную окружающую природную среду, косвенным доказательством чего служит уточнение характеристики возмещаемого ущерба как "причиненного экологическими правонарушениями".В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" была предпринята попытка расширить круг предметных отношений, о чем свидетельствует название нормативного акта, а также включение в понятие окружающей среды помимо природных и природно-антропогенных компонентов также и антропогенных объектов (ст. 1). Однако в содержании Закона не удалось выйти за пределы регулирования экологических отношений, то есть отношений в сфере взаимодействия общества и окружающей природной среды. Поэтому право на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", представляется все же связанным, так же как и конституционное, с природной средой. Полностью корреспондирует с конституционным закрепленное в этой же норме право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

 Обращает  на себя внимание введение  двух новых правовых возможностей, отсутствовавших в ранее действовавшем  Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды": согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. Оба правомочия направлены на достижение общеполезных целей и составляют ярко выраженное публичное начало в эколого-правовом статусе граждан. Перечень других перечисленных здесь прав (направлять обращения в органы власти, участвовать в массовых акциях, предъявлять иски и т.п.) в совокупности с вышеназванными образует довольно значительный объем экологической правосубъектности граждан. Но внутренняя структура нормы представляется не совсем удачной, поскольку неверно отражает истинное соотношение целей и средств, существующее в институте экологических прав граждан. В широком смысле обеспечение благоприятного качества окружающей среды достигается соблюдением всех тех требований и ограничений, которые закрепляет закон, а в случае несоблюдения - применением принудительных мер, привлечением нарушителей к ответственности. В рамках же отдельно взятого правового института соотношение таково, что право на благоприятную окружающую среду выступает как цель, а все остальные предоставленные законом (ст. 11) правовые возможности - как средство ее достижения. Поэтому в начале нормы целесообразно было продекларировать только право на благоприятную окружающую среду, а все остальные права обозначить как средства его реализации.

Таким образом, право на благоприятную  окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе  экологических прав граждан.

Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду - его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения. Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношений между собой создает экологическое равновесие. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В работе мной были изложены понятие и содержание права граждан на благоприятную окружающую среду, раскрыты правильное толкование и вопрос его правового регулирования. 

               Какую роль в жизни общества играет право на благоприятную окружающую среду? К сожалению, экологическая форма взаимодействия общества и природы проявляется прежде всего как реакция на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. Это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов, т.е. охрана природы, рациональное использование её природных ресурсов, когда экологический баланс был уже разрушен..

       Но необходимо своевременно соизмерять масштабы человеческой деятельности с возможностями окружающей среды, чтобы ни в коем случае не превысить их. Для урегулирования взаимоотношений человека и природы с тем, чтобы не наносить ей бездумно непоправимого ущерба, и служат экологические права и в первую очередь право граждан на благоприятную окружающую среду.

     Здоровая  окружающая среда нуждается в правовом регулировании, но в данный момент необоснованно отодвинута на второй план..На мой взгляд, и правовое закрепление этого права будет эффективно только в том случае если граждане будут осознавать,что охрана окружающей среды — не только полезная,но и приятная деятельность,так как помогает нам понять окружающий мир со всей его красотой и разнообразием. Ведь природа сама по себе очень таинственна и ранима, а самое главное — невосполнима, поэтому необходимо четко понимать цели и задачи, поставленные перед всем человечеством в этой области

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав граждан России