Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение таких юридических фактов, применяемых к конкретным объектам экологических правоотношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права природопользования 5
2. Субъекты и объекты права природопользования 15
3. Права и обязанности природопользователей 17
4. Основания возникновения и прекращения права природопользования 26
5. Лицензирование природопользования 29
Заключение 37
Используемая литература 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

     В последнем случае вопрос рассматривается  комиссией по выдаче лицензий, а субъекту хозяйствования выдается соответствующее предписание или решение, копия которого направляется в Государственную налоговую инспекцию по месту регистрации субъекта хозяйствования.

     В случае выявления субъектов хозяйствования, осуществляющих без лицензии деятельности, подлежащую лицензированию, комиссия по выдаче лицензий принимается решение о применении установленных законодательством санкций и сообщает о принятом решении Государственной налоговой инспекции по месту регистрации субъекта хозяйствования. Решение о применении финансовых санкций к субъектам хозяйствования должно быть принято Минприроды в 30-дневный срок с момента выявления такого факта. [14, с.55]

     Минприроды  может приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях  нарушения субъектом хозяйствования природоохранного законодательства, в том числе и особых условий, оговоренных в лицензии, воспрепятствования проведению проверок органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также предъявления обоснованных претензий к деятельности субъекта хозяйствования со стороны юридических лиц или граждан.

     Аннулирование лицензии производится в случаях:

  • Выявления нарушений, повлекших приостановление действия лицензии более одного раза в год;
  • Неустранения в установленный срок нарушений, повлекших приостановление действия лицензии;
  • Установления фактов фальсификации представленных для получения лицензии документов, результатов экспертизы;
  • Аварий, происшедших по вине субъекта хозяйствования, связанных с лицензируемой деятельностью.

     Минприроды  может без предупреждения лишить субъект хозяйствования лицензии за нарушения природоохранного законодательства или действия, в результате которых  возникает опасность аварийных  ситуаций, катастроф, угроза гибели людей или нанесение ущерба их здоровью, а также  других тяжких последствий.

     Приостановление действия лицензии осуществляется на срок устранения выявленных нарушений. Решение о возобновлении действия лицензии принимается комиссией по выдаче лицензий по ходатайству субъекта хозяйствования после получения им заключения местных органов природных ресурсов и охраны окружающей среды о ликвидации нарушений либо после проведения экспертизы лицензируемого вида деятельности и получения положительного экспертного заключения.

     В случае неустранения нарушения в  установленный срок лицензия аннулируется без дополнительного предупреждения субъекта хозяйствоания. Сведения об аннулировании лицензии, о приостановлении и возобновлении ее действия, а также о внесении изменений и (или) дополнений в особые условия лицензирования регистрируются в специальном журнале.

     Субъект хозяйствования имеет право повторно получить лицензию на выполняемые виды деятельности на общих основаниях после  устранения выявленных нарушений.

     При осуществлении видов деятельности, подлежащих лицензированию, без соответствующей  лицензии субъект хозяйствования несет  ответственность, предусмотренную  статьей 9 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ», а также  ст. 99 Закона РБ «О предприятиях в РБ».

     Решение об отказе в выдаче, продлении срока  действия, о приостановлении действия или аннулировании лицензии, а также решение о назначении экспертизы могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в судебном порядке по месту нахождения Минприроды в течение 30 дней. [18, с.26]

     25 марта 1997 г. Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды РБ утвердило Порядок выдачи разрешений на изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Он не распространяется на добычу (изъятие) редких видов и видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, занесенных в Красную книгу РБ.

     В заявке должно быть указано:

  • Полное наименование автора заявки (предприятия, учреждения, организации или ФИО), его юридический или домашний адрес;
  • Цель изъятия (для научных учреждений с указанием номера государственной регистрации научной темы);
  • Вид (подвид, популяция) и количество необходимых объектов животного мира;
  • Место (область, район, водоем и т.д.) и срок (год, сезон, квартал или месяц) предполагаемого изъятия;
  • Способы и орудия изъятия;
  • ФИО и должность лица, которое будет осуществлять изъятие.

     К заявке прилагается копия договора, темы НИР или плана работ, обоснование количества подлежащих изъятию объектов животного мира по видам с указанием полноты использования трофеев, мясной или пушной продукции. При исследовании по многолетним темам, договорам или планам копии указанных документов представляются в первый год работы.

     В случае необходимости Минприроды может запрашивать у заявителя дополнительные материалы и осуществлять согласование с Национальной академией наук Беларуси. В случае изъятия объектов животного мира в научных целях в заповедниках, национальных парках и иных территориях с особым режимом использования заявку необходимо согласовать с соответствующей администрацией.

     Разрешения  выдаются лицам, ответственным за проведение изъятия объектов животного мира. Аналогичное разрешение на изъятие объектов животного мира с использованием огнестрельного охотничьего оружия может быть выдано только лицам, имеющим государственное удостоверение на право охоты.

     Разрешение  на изъятие объектов животного мира из природной среды в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях подлежит обязательной регистрации в соответствующих  районных инспекциях Минприроды, администрации заповедников, национальных парков и других территорий с особым режимом использования до начала проведения работ.

     Организация контроля за правильным использованием разрешений возлагается на должностных лиц районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, администрацию заповедников, национальных парков и других территорий с особым режимом использования.

     При использовании охотничьего огнестрельного оружия при себе необходимо иметь удостоверение на право охоты и разрешение на хранение оружия. Добыча лося, косули, оленя, кабана, бобра, выдры, глухаря производится при наличии разового разрешения на их добычу и только в присутствии арендатора или владельца охотугодий.

     Перечень  видов деятельности в области  землеустройства, подлежащих лицензированию, включает:

  • Установление (восстановление) границ земельных участков собственников, землевладельцев и землепользователей, а также охраняемых территорий;
  • Оформление материалов по изъятию и предоставлению земельных участков в собственности, владение и пользование;
  • Оформление документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования землей.

     Владельцы лицензии обязаны:

  • Соблюдать требования действующего земельного законодательства, нормативных актов и методических документов по вопросам производства работ, использования и охраны земель, а также указанные в лицензии выполнения работ;
  • Обеспечить сохранность документации, полученной в процессе проведения работ;
  • При заключении договоров на выполнение землеустроительных работ, указанных в лицензии, предъявлять заказчику полученную лицензию;
  • Предъявлять Госкомзему, государственным землеустроительным органам по их требованию документы и материалы, связанные с выполнением землеустроительных работ, включенных в лицензию.

     Постановлением  Совета Министров РБ от 8 августа 1997 г. «О мерах по совершенствованию  государственного регулирования деятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими  веществами» перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), в части видов деятельности, лицензируемых Минприроды, дополнен абзацем следующего содержания: «Производство, хранение, использование в хозяйственной деятельности, рециклирование (обработка с целью повторного использования), утилизация (обезвреживание) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г.». [17, с. 85]

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Правовая  регуляция природопользования осуществляется через систему руководящих, обязывающих  и запретительных норм права.

     Руководящие нормы устанавливают условия  и порядок возникновения права  пользования природными ресурсами, определяют границы поведения природопользования, предоставляют им необходимые гарантии реализации и охраны их прав и эффективного выполнения возложенных на них обязанностей.

     Обязывающие нормы направленные на регуляцию  выполнения природопользования, правил использования естественного богатства, планов и мероприятий, в отрасли использования и возобновления природных ресурсов, сохранения и улучшения естественной среды.

     Основанием  возникновения, изменения и прекращения  экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия.

     Вместе  с тем в силу специфики экологических  отношений, значительного удельного  веса природоохранных отношений  и роли госорганов в этом большое  место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти. 
 
 
 
 
 

     Используемая  литература

  1. Балашенко С.А. Экологическое право. Пособие/ под редакцией С.А. Балашенко, Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро – Мн.: Выш. школа, 2009 – 318 с.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ,2004.–688с.
  3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.:      Новый Юрист, 2003. — 112 с.
  4. Водный кодекс Республики Беларусь 15 июля 1998 г. № 191-3 с изм. и доп. от 4 января 2010 г. № 109-3//КонсультантПлюс [Электрон . ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  5. Гавриленко В.Г. Экологическое право. Учебное пособие 2-е издание / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич – Мн.:  Ураджай,   2000 – 398 с.
  6. Гоев А.Р. Экологическое право. Мн.: «Полибиг» 1999 – 64 с.
  7. Гоев А.Р. Экологическое право  Респ. Бел. Мн.: «Молодежное  научное общество», - 2000.
  8. Гучков В.В. Экологическое право. – М. , 2001. – 363с.
  9. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебное пособие / Д.М.Демичев – Мн.: Ураджай, 2002 – 460 с.
  10. Декрет Президента Республики Беларусь № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» 6 августа 2009 г. № 10 //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон . ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  11. Дробязко С.Г., Шамба Т.М., Василевич Г.А.  и др. Основы права. Учебное пособие. Мн. ГГЭУ, 2002 г.
  12. Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» 9 ноября 2009 г. № 54-3// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон . ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  13. Закон республики Беларусь «Об охране окружающей среды» 26 ноября 1992 г. № 1982-XII с изм. от 31 декабря 2009 г. № 114-3// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон . ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  14. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2002. – 168 с.
  15. Положение о порядке установления размеров и границ водо-охранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377 с изменениями от 11 марта 2010 г. № 342// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон . ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  16. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г.  (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
  17. Трапезникова Т.С. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БКИУ, 2003.
  18.   Петрова Ю.А. Краткий курс по экологическому праву.- Окей-книга- М.:2008.
  19. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь " О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)" от 21.08.1995 №456 (с измен. и доп.) // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 24, ст. 591.
  20. Пучининой Т.Г. Основы экологического права. Учебное пособие. Под ред. Пучининой Т.Г.

Информация о работе Право природопользования