Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение таких юридических фактов, применяемых к конкретным объектам экологических правоотношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права природопользования 5
2. Субъекты и объекты права природопользования 15
3. Права и обязанности природопользователей 17
4. Основания возникновения и прекращения права природопользования 26
5. Лицензирование природопользования 29
Заключение 37
Используемая литература 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

     Внесение  платы за пользование животным миром, а также уплата штрафа за нарушение  законодательства об охране и использовании  животного мира, сверхлимитное изъятие  объектов животного мира не освобождают  пользователя от выполнения мероприятий по охране животного мира и среды его обитания и возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде ео обитания.

     В РБ осуществляется экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира путем:

  • Предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
  • Предоставления субъектам хозяйствования льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • Премирования должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства РБ об охране и использовании животного мира.

     В законодательства об аренде, новом  земельном законодательстве существенно повышаются юридические гарантии прав природопользователей. В ст. 28 Закона «Об аренде», ст. 66 Кодекса о земле предусматриваются меры защиты прав арендаторов, землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. Их права могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 133 Кодекса о земле).

     Земельное законодательство значительно расширило  судебный порядок рассмотрения споров, связанных с землепользователей и землевладением. Ст. 26 Кодекса о земле закрепляет, что решение исполнительного и распорядительного органа об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или суд. Защиту прав землевладельцев и землепользователей предусматривают и ст. 148-157 Кодекса о земле. В законодательстве об аренде также решен вопрос о порядке рассмотрения споров при исполнении договора аренды. В соответствии со ст. 27 Закона «Об аренде» они рассматривают хозяйственным судом или судом в соответствии с их компетенцией. [19, с. 326]

  1. Основания возникновения и прекращения права

    природопользования

     Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве. Возникновение  права природопользования происходит путем предоставление права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Статья 24 Кодекса о земле и соответствующая статья Кодекса о недрах определяют, что земельные участки и недра предоставляются в порядке отвода. В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса осуществление лесных пользований допускается только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, кроме права граждан на пребывание в лесах (статья 85 Лесного кодекса). Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды (статья 24 Водного кодекса). Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета.

     Вместе  с тем в некоторых случаях  основанием возникновения права  природопользования является сложный фактический состав. Так, основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются:

     а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка (статья 25 Кодекса о земле);

     б) получение документов, удостоверяющих это право (статья 30 Кодекса о земле).

     Прекращение права природопользования может  быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира. Так, к основаниям прекращения права пользования недрами Кодекса о недрах относит:

  • Возникновение необходимости изъятия участка недр для других государственных или общественных нужд;
  • Ликвидацию или реорганизацию субъекта хозяйствования, которому были предоставлены недра в пользование;
  • Систематическое невнесение платы за пользование недрами;
  • Неиспользование в течение одного года предоставленного в пользование участка недр;
  • Минование надобности в пользовании недрами.

     Право пользования недрами может быть также прекращено, если пользователь использует недра не по целевому назначению или отказался от права пользования недрами.

     Статьей 59 Закона «Об охране и использовании  животного мира» предусмотрены основания для прекращения права пользования. Право пользования животным миром подлежит прекращению или ограничению в случаях:

  • Минования надобности в пользовании или отказа от него;
  • Истечения установленного срока пользования;
  • Возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
  • Ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право пользования;
  • Невыполнения пользователями установленных правил пользования животным миром;
  • Пользования животным миром не по целевому назначению;
  • Переуступки права пользования объектами животного мира.

     Законодательством могут быть предусмотрены и иные основания для прекращения права  пользования животным миром. Право  пользования животным миром прекращается путем аннулирования специальных разрешений (лицензий), если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. В экологическом законодательстве предусмотрен и порядок прекращения права природопользования. Так, в статье 89 Лесного кодекса закрепляется, что право лесопользования предприятий, организаций и учреждений, а также граждан прекращается путем аннулирования лесорубочного билета (ордера) или лесного билета предприятиями, организациями и учреждениями, выдавшими лесорубочный билет (ордер) или лесной билет. При прекращении права природопользования предусматривается возмещение природопользователям причиненных убытков. В случае, если природопользователь нерациональным использованием нанес ущерб природным объектам, то он возмещает его. [11, с. 39] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Лицензирование  природопользования

     Лицензирование  в области охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов осуществляется с целью максимального  снижения отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвращения вреда, который может быть нанесен РБ и здоровью людей.

     В соответствии с Положением о порядке  выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, утвержденным Минприроды РБ 1 августа 1996 г., лицензированию подлежат:

  • Переработка, захоронение (складирование) и транспортировка токсичных отходов производства и потребления, а также пестицидов (вид деятельности; связанный с эксплуатацией предприятий по переработке, захоронению и транспортировке токсичных отходов производства и потребления и пестицидов);
  • Промысловая заготовка (закупка) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации (вид деятельности, осуществляемый юридическими и физическими лицами по сбору и (или) закупке (заготовке) дикорастущих растений в промысловых целях);
  • Пользование недрами. [3, с.80]

       На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается отдельная лицензия по установленной форме. Субъект хозяйствования имеет право получать в установленном порядке лицензию на одни или несколько видов деятельности. Выданная лицензия удостоверяет право субъекта хозяйствования на проведение определенного вида деятельности и регламентирует условия осуществления этой деятельности.

     Для получения лицензии субъект хозяйствования представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды следующие документы:

  • Заявление в установленной форме;
  • Копии учредительных документов (решение/свидетельство о государственной регистрации, устав со штампом государственной регистрации);
  • Копию платежного поручения или аналогичного финансового документа, заверенного банком, подтверждающего внесение платы за получение лицензии на конкретный вид деятельности.

     Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, представляют копии документов, заверенные нотариусом, подтверждающие образование, квалификацию физического лица (дипломы, аттестаты, удостоверения, выписки из трудовой книжки и другие), а также документы, подтверждающие возможность обеспечения необходимого качества работ, продукции, услуг.

     Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее получения.

     Решение о выдаче субъекту хозяйствования лицензии, отказе в ее выдаче, необходимости  проведения экспертизы принимается  комиссией по лицензированию, назначаемой решением коллегии. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, и оформляется протоколом. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи заявления с приложением полного комплекса необходимых документов.

     В случае, если для принятия решения  о выдаче лицензии требуется проведение экспертизы, окончательное решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения. При этом решение о необходимости проведения экспертизы принимается в 15-дневный срок с момента принятия заявления в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Необходимость проведения экспертизы определяет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экспертиза может быть назначена для принятия решения о выдаче лицензии, а также для принятия решения о возобновлении (в случае приостановления действия лицензии) либо прекращении (из-за выявленных нарушений правил / условий осуществления деятельности субъектом хозяйствования) ее действия. Организацию, осуществляющую экспертизу, определяет Минприроды.

     Лицензия  или решение об отказе в ее выдаче (продлении) выдается заявителю в срок до 5 дней после принятия соответствующего решения. В решении об отказе в выдаче лицензии должны быть названы причины отказа и правовые нормы, являющиеся основанием для отказа. Срок действия и продления лицензии устанавливается Минприроды и не может быть менее пяти лет.

     Субъект хозяйтвования, получивший лицензию, обязан оповещать Минприроды об изменениях технологий, оборудования, границ отвода земельных участков и других факторах, которые могут привести к изменению условий деятельности, определенных в выданной лицензии.

     Контроль  за деятельностью субъектов хозяйствования осуществляется Минприроды, его органами на местах и другими контролирующими  органами.

     В случае нарушения условий действия лицензии органы Минприроды:

  • Выдают субъекту хозяйствования предписание об устранении выявленных нарушений без приостановления действия лицензии с указанием сроков их ликвидации по установленной форме;
  • Направляют в Минприроды сведения (документы, акты проверок) о выявленных нарушениях с предложением о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Информация о работе Право природопользования