Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Экологическое право".

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (ЭП) 

  ВОПРОС 1. Понятие экологического права. Предмет и  составные части  ЭП.

эп —  регулятор и способ решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) правового механизма.  Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три составные части.  Первая  часть - природоохранное право, природоохранное законодательство, регулирующие общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общие природоохранные правовые институты, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды, нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное — обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом. Вторая составная часть экологического права включает нормы, направленные на регулирование отдельных частей природы — природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование основных природных ресурсов  (земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха). В третью часть экологического права входят нормы других отраслей российского права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Например, административное право предусматривает большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды; (нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы).

ВОПРОС 2. Методы ЭП: классификация, краткая характеристика.

1. Метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды.. Под экологизацией понимают процесс неуклонного и последовательного внедрения систем управленческих, технологических и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.

2. Административно-правовой метод или вертикальный метод используется в праве для обеспечения порядка управления и исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения, приказа и его исполнения, управляющего и управляемых. При таком подходе  легче планировать ресурсопотребление и ресурсосбережение, координировать природоохранную деятельность, преодолевать частнособственнические инстинкты природопользователей;

 3. Гражданско-правовой метод основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, на полномочиях и заинтересованности массовых собственников. Возможность пользоваться и распоряжаться объектами собственности – природными объектами повышает чувство ответственности за состояние природы перед нынешними, будущими поколениями людей, заставляет бережнее относиться к собственным и окружающим природным богатствам.

 4. Соотношение методов Сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов — специфическая черта экологического права. Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеют формы собственности на природные ресурсы. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Законы о природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Государственно-правовой и имущественно-правовой методы могут взаимно дополнять друг друга, уступая друг другу место в зависимости от состояния окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.

 5. Историко-правовой метод. Анализ развития явлений, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в загрязнении и охране окружающей среды.

6. Прогностический метод, позволяющий составить научно обоснованное предвидение экологического будущего в регионе, бассейне реки, в стране, на земном шаре, предсказать изменения, которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и правовой системе, в отдельных отраслях права, правовом и политическом сознании населения, его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе. Эф. и постоянное использование прогностического метода в сфере 'экологии и экологического права открывает возможности для взаимодействия общества и природы, науки и практики, экономики и экологии, права и морали.Прогностический метод позволяет человеку не отставать от масштаба и количества природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры по предупреждению отрицательных последствий экологических, обосновывать принимаемые правовые и экономические меры социальными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВОПРОС 3. Принципы охраны окруж. среды. Общая характеристика.

А) принцип устойчивого развития (на основе Указа Президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440 «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию»).  Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов. Важным условием является создание отлаженной системы взаимодействия «центр-регионы». Необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Б) экологический правопорядок - остались без федеральной правовой защиты зеленые насаждения в городских поселениях, выведенные из Лесного кодекса РФ. Неурегулированной сферой остается зона экологического бедствия. Процессы приватизации государственных и муниципальных предприятий и начавшийся и развивающейся этап их банкротств требуют усиления учета экологического фактора при оценке этих предприятий, определении перспектив дальнейшего развития. Нуждаются в наведении правопорядка развивающиеся экологического страхование, лицензирование, сертификация, стимулирование экологически полезной деятельности. Принимаемые законы должны продумываться и обсуждаться фундаментально и рассчитываться на годы. Одним из способов развития нормативной правовой базы и укрепления правопорядка являются не только разработка и принятие новых актов, но и внесение дополнений и изменений в уже принятые, действующие правовые акты на основании анализа их применения или неприменения.

В) международное сотрудничество – это один из основных принципов охраны окружающей среды, провозглашенный ФЗ «Об охране окружающей среды». Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях: с другими странами СНГ; со странами Балтии; с восточноевропейскими странами; с индустриально развитыми государствами, развивающимися странами. Объекты охраны окружающей среды, находящиеся вне юрисдикции государств, делятся на: находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево, Азовское моря); используемые двумя государствами — как правило, пограничные объекты (реки Дунай, Амур и Уссури, Чудское озеро). В целях охраны фауны и флоры учреждена Международная Красная книга. Международные экологические организации: ООН, ЮНЕП (создан при ООН), МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВМО,  ФАО, МСОП.

ВОПРОС 4. Объекты охраны окруж. среды: классиф-я и понятие объектов.

Под объектами  охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и другой интерес. Классификация:

А) естественные экологические системы – существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой ее живые и неживые элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Б) ландшафты и комплексы – естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности.  Природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

В) земля, недра, воды. Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными явл. с/х земли, предназ. для земледелия (пахотные угодья) и животноводства. Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающ. до глубин, доступ. для изуч. и освоения. (запасы полезных ископаемых). Воды – вся вода, находящаяся в водных объектах (поверхностные и подземные).

Г) растительный и животный мир – объектами охраны являются леса и иная растительность.  Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Микроорганизмы или микрофлора – микробы, находятся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека. Под генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками.

Д) воздух

Е) особо охраняемые территории и объекты – объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия: заповедники, национальные, природные и дендрологические парки, заказники, ботанические сады, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОПРОС 5. Источники ЭП. В настоящее время рассматривается вопрос о создании экологического кодекса. Готовит – Министерство Природных ресурсов. Это попытка кодифицировать имеющиеся нормы. ЭК есть в Башкирии, в ряде зарубежных стран. Источники права в юр.их понимании – это нормативные акты. Среди НПА различают законы и подзаконные акты. Законы – НПА, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных  общественных отношений. Среди всех законов Конституция является основным. Федеральные законы: «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, ФЗ «О недрах». Эти и др. законы составляют сердцевину ЭП, его основную часть на фед. уровне.  Подзаконные акты.Указы Президента РФ. Значительно повлиявшими на развитие природоохранных отношений можно считать указы: «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», «О реализации конституционных прав граждан на землю», «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств», «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».Постановления Правительства РФ. Ведомственные акты: приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти. Примером ведомственного акта может служить приказ Минсельхоз России «Об утверждении перечня бесплатных услуг, предоставляемых Государственной службой карантина растений РФ. Нормативные акты организаций. Они могут быть двоякого вида – рассчитанные на работающих на данном предприятии, т.е. обращенные внутрь предприятия (например, план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации), либо направленные вовне организации (пример: правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный землеустроительной организацией как для своих работников, так и для обращающихся за помощью юридических и физических лиц).Общие принципы права. Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права. Видом нормативного договора является международный договор. Правовые обычаи – правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве обязательного. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

ВОПРОС  6. Управление охраной окруж. среды: понятие, виды, осн. фун-и. Управлением охраны окружающей среды призваны заниматься все органы, учреждения и организации. Федеральные органы общей компетенции: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство, федеральные суды. Вторую группу составляют специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды на уровне Федерации и на уровне субъектов Федерации. В третью группу входят органы, на которые возложены отдельные задачи управления охраной окружающей среды. Классификация органов экологического управления может включать деление на государственные, муниципальные и общественные органы управления, законодательную, исполнительную и судебную власть, на органы управления по административно-территориальному принципу и бассейновому, иному природоресурсному  принципу. В системе и структуре федеральных органов исполнительной власти создаются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Министерство осуществляет: - функции по выработке государственной политики и самостоятельному нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности; - координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств; - координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, принимает нормативные правовые акты по сферам их деятельности, вносит проекты законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и о его исполнении. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование. Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры; не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование. Виды управления охраной окр.среды (каждому виду свойственны свои методы, способы, задачи, их осуществляют разные субъекты):

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"