Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Экологическое право".

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

  Граждане  и юридические лица осуществляют следующие виды пользования животным миром: охота, рыболовство, использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности, изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с иъятием либо без такового из среды обитания, получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

  Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром относятся к совместному  ведению РФ и ее субъектов.

     Пользователи животным миром вправе:

  пользоваться  без разрешения объектами животного  мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях; иметь добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них, на праве собственности; реализовывать произведенные продукцию и изделия;

  вести подсобное хозяйство, включая переработку  продукции, полученной в процессе разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира;

  на  предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях; возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром;

  воздействовать на среду обитания животного мира с целью улучшения его состояния (по согласованию с землевладельцами, владельцами лесного фонда, специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания);

  предъявлять иски за ущерб, причиненный неправомерными действиями, повлекшими гибель объектов животного мира, ухудшение их обитания, необоснованное ограничение права пользования животым миром, права собственности на полученную продукцию.

  Органы  государственной власти субъектов  Федерации вправе выдавать охотпользователям бесплатные разрешения (лицензии) на пользование в закрепленных за ними охотничьих угодьях теми видами диких животных, которых они за счет собственных средств развели и расселили в этих угодьях и довели их численность до промысловой плотности. Пользователи — юридические лица вправе выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, путевки установленного образца.

Пользователи животным миром обязаны: 

огуществлять  только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать  правила, нормы и сроки пользования  животным миром; применять при пользовании животным миром спсообы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов жилого мира;

осуществлять  учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить мероприятия по охране и воспроизводству объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, оказывать помощь государственным органам в охране животного мира;

применять при пользовании животным миром  гуманные способы. 

ВОПРОС 37. Правовое регулирование защиты атмосферного воздуха: цели охраны, законодательство, предупреждение опасных изменений озонового слоя.

     Задачи  законодательства об охране атмосферного воздуха — регулирование общественных отношений в этой области. Цели регулирования -— сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, хозяйства страны, для растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.

     Основным законом является Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним изданы иные акты законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов власти охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.

     Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ. Предупреждение опасных изменений озонового слоя Земли на деле обеспечивается:

  организацией  наблюдения, учета и контроля изменения  состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов; 

  установлением и соблюдением нормативов предельно  допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

  регулированием  производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

применением мер ответственности за нарушения  этих требований.

  Список  веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, утверждается специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям. 

   ВОПРОС 38. Предельно допустимые выбросы  вредных веществ:  нормативы, условия  и порядок установления критических нагрузок на экосистемы; ограничение и прекращение выбросов. 

  На  основании постановления Правительства  РФ от 2 марта! 2000 г. № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих)  веществ и потенциально опасных веществ» и постановления от  21 апреля 2000 г. № 373 утверждено Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. Министерством природных ресурсов РФ предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

  Органы  государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации и проведении государственного мониторинга и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующих территориях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и др.

  Для оценки состояния атмосферного воздуха  устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы едины для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников) могут устанавливаться более строгие нормативы.

  Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе.

   Выброс  вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования — проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и содержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, вести постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы устанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного

     Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Нормативы выбросов конкретным предприятиям утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.

   В случаях нарушения условий и  требований, предусмотренных решениями, либо возникновения угрозы здоровью населения, выброс вредных веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный роль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, целых предприятий.

 При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения: при необходимости предприятие прекращает работу.

   Получив предупреждение о возможном повышении  концентрации вредных веществ в воздухе, предприятия и организации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.

   Если  возникает угроза здоровью людей, то органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды обязаны немедленно сообщить об этом соответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям.

  По  получении таких сообщений предприятия  и организации переходят на специальный режим работы или временно приостанавливают ее с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае, осуществляется временная эвакуация населения. 

ВОПРОС 39. Контроль за охраной атмосферного воздуха: органы контроля, мониторинг, надзор, виды контроля.

      (в  дополнение к данному вопросу  просмотреть два предыдущих, систематизировать их).

      Мониторинг  – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

       В качестве задач государственного мониторинга предусматриваются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, контроля за использованием и охраной земель, функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды.

   Подробнее они предусматриваются в Положении о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622.

  Функции осуществления государственного, мониторинга  атмосферного воздуха возлагаются на специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти и их территориальные органы:

  в области гидрометеорологии и  смежных с ней областях — согласно Федеральному закону «О гидрометеорологической службе» 1998 г.;

  в области охраны окружающей природной  среды — согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» 2002 г.;

  в области санитарно-эпидемиологического  надзора — согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

   В соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622, перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают органы МПР России совместно с другими органами по мониторингу окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"