Субъекты экологических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     При разрешении споров Международный экологический суд руководствуется международным правом, национальным законодательством соответствующих стран, судебными и дипломатическими прецедентами.

     Разрешение  международных экологических споров основано на следующих принципах:

1) разрешения  споров мирными средствами (п. 3 ст. 2 Устава ООН);

2) суверенного  равенства государств;

3) свободного  выбора средств мирного разрешения  споров. Принцип оставляет сторонам  свободу выбора того или иного средства разрешения спора, известного международному праву;

4) предотвращения  трансграничного ущерба окружающей среде, в соответствии с которым запрещены такие действия государств, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды других государств, а также окружающей среде в районах общего пользования. Этот принцип первоначально был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., а позднее реципирован в ряд других документов, в частности, в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов 1972 г., Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и другие документы;

5) ответственности  за ущерб окружающей среде. 

     Основанием  такой ответственности является нарушение соответствующего международного обязательства. Поскольку в международном праве отсутствуют правовые конструкции, позволяющие оценить причиненный ущерб, институт ответственности носит предупредительный характер.

     Правовыми средствами, направленными на предотвращение экологического вреда в международных отношениях, являются:

-  предварительная  оценка воздействия на окружающую среду;

-  обмен  экологически значимой информацией;

-  заблаговременные  уведомления и консультации по  поводу деятельности, способной причинить ущерб окружающей среде других государств.

     Эколого-правовая ответственность в международном  праве заключается в возложении на правонарушителя определенных лишений, взысканий, ограничений и других неблагоприятных последствий, вызванных совершением экологического правонарушения.

     Основанием  международно-правовой ответственности  является международное правонарушением, под которым понимают деяние субъекта международного права, состоящее в нарушении нормы международного права и международных обязательств, наносящее другим субъектам международного права или всему международному сообществу ущерб материального или нематериального характера.

     Международные правонарушения подразделяются на два вида:

1) ординарные  правонарушения;

2) международные  преступления.

     В международно-правовых актах отсутствует  перечень составов правонарушений. Данные акты содержат в основном регулятивные нормы, предусматривающие определенные правила поведения. Для возникновения международно-правовой ответственности достаточно самого факта нарушения международного обязательства.

     Международно-правовая ответственность может наступать  не только в силу нарушения норм международного права, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Так, в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, говорится, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

     Субъектами  международно-правовой ответственности являются государства и международные организации.

     Ответственность в международном экологическом  праве не имеет кодифицированной формы закрепления. Вопросы ответственности регулируются международными соглашениями и договорами.

     Основными видами санкций, которые применяются  к нарушителям норм международного экологического права, являются:

1) возложение  на государство-правонарушителя  обязанности возместить причиненный ущерб;

2)применение  потерпевшим государством допустимых по международному праву ограничений в отношении правонарушителя, например, лишение статуса наибольшего благоприятствования;

3) применение  международными организациями экономических санкций в отношении государства-правонарушителя.

     Специальным принципом разрешения международных экологических споров, применяемым в сфере деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающей среды, является принцип объективной ответственности. Объективная ответственность применяется в случае, когда ущерб окружающей среде причинен вопреки воле государства, непосредственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности, и несмотря на его стремление обеспечить все необходимые меры безопасности.

     Нормы, предусматривающие объективную  ответственность, содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности, в международном космическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве и морском праве.

     Объективная ответственность государств представляет собой самостоятельный комплекс международно-правовых отношений, основное содержание которых составляет обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной деятельности ущерб и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового.

     Таким образом, юридическими предпосылками  возникновения объективной ответственности являются:

- международно-правовые  обязательства, которыми такая  обязанность устанавливается;

- реальный ущерб, вызванный наступлением событий, с которыми международное право связывает наступление объективной ответственности;

- причинная  связь между событием и реальным ущербом.

     Источником  событий, являющихся фактическим основанием объективной ответственности, является непреодолимая сила и случай.

     Непреодолимой силой признаются обстоятельства, причины  возникновения которых не связаны  ни с источником повышенной опасности, ни с деятельностью государства, которое этот источник эксплуатирует (например, землетрясение, цунами и т. д.).

     В отличие от непреодолимой силы, случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможности контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена, несмотря на все принимаемые меры.

     В порядке объективной ответственности, по общему правилу, подлежит возмещению только положительный ущерб, включающий стоимость утраченного или поврежденного имущества и расходы, произведенные потерпевшим государством по ликвидации этих повреждений.

     Международными  обязательствами, предусматривающими объективную ответственность, устанавливаются максимальные пределы возмещения ущерба, что является справедливым распределением риска, связанного с развитием науки и техники.

     Существующий механизм международно-правовой ответственности в экологических правоотношениях имеет ряд недостатков: не урегулированы вопросы определения объема и характера ущерба, методики его исчисления. Доработка и кодификация положений о международной экологической ответственности является одним из основных направлений развития международного права. 

Задача  № 1.

     По  окончании разработки угольного карьера  горнообогатительная фабрика решила использовать карьер для захоронения отходов производства и сброса сточных вод.

     Оцените ситуацию и разъясните порядок ликвидации месторождений полезных ископаемых.

     Постановлением  Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. N 33 
утверждена Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, которая устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации - также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.

   Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов, связанными с пользованием недрами, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

     В соответствии с  приложением 1 Федерального закона "О  промышленной безопасности опасных  производственных объектов" объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов, в число которых могут быть включены подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы и т.д.

     В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О  недрах" ликвидация и консервация  горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О недрах" расходы на ликвидацию и консервацию несет государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).

     В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

     В соответствии со статьями 20 и 26 Закона Российской Федерации "О  недрах" предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении пользования недрами, а также по инициативе пользователя недр.

     При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, организацией учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзора России. Ликвидация горных выработок объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, производится после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

В случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при  досрочном прекращении права  пользования недрами на горных отводах  с неотработанными запасами следует  рассматривать возможность консервации  объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.

     Ликвидация или  консервация объекта производится по проектам с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.

     Консервация объекта  может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам.

     В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О  недрах" ликвидация и консервация  предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом государственного горного надзора.

Информация о работе Субъекты экологических отношений