Субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:49, реферат

Описание работы

Состав природных ресурсов как объекта права собственности. Недра как предмет использования и охраны. Законодательство о недрах. Основные требования охраны недр. Государственный контроль за использованием и охраной недр.

Работа содержит 1 файл

Экологическое право без задачи.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

3. Субъекты права  собственности на  природные объекты  и природные ресурсы.  Состав природных  ресурсов как объекта  права собственности. 

          Право собственности на природные  ресурсы представляет собой   совокупность правовых норм, закрепляющих  правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей ее недрами и т.д. в целях рационального их использования и охраны.

          Право собственности как юридическая  категория может пониматься в  двух значениях – в объективном  и субъективном. Право собственности в объективном смысле есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами. Основы права собственности на природные ресурсы  определены Конституцией Республики Беларусь. В соответствии со ст. 13 недра, воды, леса, составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Положения Основного закона получили дальнейшие развитие в Законе «Об объектах, которые находятся только в собственности государства» от 5 мая 1998 года, где дан подробный перечень природных ресурсов, находящихся только в собственности Республики Беларусь. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения, а также земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь в частную собственность; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории, объекты и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу РБ; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу РБ; воздушное пространство РБ.

             Субъективное право собственности  предоставляет право собственнику  по своему усмотрению использовать  имущество  в различного рода целя, не запрещенных законом, совершать в отношении собственного имущества любые действия,  не противоречащие закону. Лицо, владеющее имуществом на праве собственности, вправе также передать другим лица эти правомочия (на пример, по его владению и пользованию, заключив договор аренды), отчуждать и т.д.

            Осуществляемая в нашей стране  реформы, направленные на формирование  рыночной экономики, затрагивают  в первую очередь отношения  собственности. Конституция РБ  и действующее Законодательство  исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Республике Беларусь юридически признаются и защищаются государственная и частная формы собственности на природные ресурсы.

               Содержание права собственности составляет три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Эти три элемента являются обязательными. Особенностью указанных правомочий является то, что они возникают у субъекта с самого начала приобретения права собственности  и заканчиваются с потерей его.

     Статья 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. устанавливала, что земля, ее недра, другие природные ресурсы  на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Как видно, в данном документе по существу на конституционном уровне было закреплено право собственности республики на землю и другие природные ресурсы, находящиеся на территории Беларуси.

     Законом "О собственности в Республике Беларусь" предусматривается, что в собственности административно-территориальных образований может находиться имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, другое имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории. Таким образом, в коммунальной собственности не может находиться земля и другие природные ресурсы. Такой же позиции придерживался законодатель и при принятии Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

     Статья 41 Закона "О собственности в  Республике Беларусь" гласит, что земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы находятся в собственности Республики Беларусь, т.е. в государственной собственности. С принятием Закона "О праве собственности на землю" устанавливается не только государственная, но и частная форма собственности на землю.

     В соответствии с нормами Конституции  Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность  государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

     Таким образом, право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использования и охраны.

     Несколько дискуссионными представляются положения  по вопросам собственности, изложенные в некоторых Законах Республики Беларусь.

     Так, статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства" к указанным объектам относит природные ресурсы:

      земли сельскохозяйственного назначения,

      земли, не подлежащие в соответствии  с законами Республики Беларусь  передаче в частную собственность;

      недра;                                                                

      воды;

      леса;

      особо охраняемые природные территории  и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

      дикие животные, обитающие в состоянии  свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

      редкие и находящиеся под угрозой  исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

      воздушное пространство.

    В соответствии со статьей 3 данного Закона владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности. Указанной статьей круг субъектов права пользования природными ресурсами ограничен только государственными органами и государственными предприятиями.

    Статья 4 Закона "Об охране и использовании  животного мира" определяет: "Животный мир в Республике Беларусь является собственностью Республики Беларусь. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной, государственной, коллективной собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются настоящим Законом, иным законодательством Республики Беларусь."

    Хотя  в статье 3 данного Закона указано, что отношения в области охраны и рационального использования  сельскохозяйственных и других животных, а также диких животных, содержащихся в неволе и используемых в хозяйственных, научных, культурных и иных целях, не регулируются данным законом, законодатель в статье 9 определяет, что местные Советы депутатов в пределах своей компетенции решают вопросы распоряжения объектами животного мира, находящимися в их ведении.

    Из выше сказанного, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь существует исключительная собственность государства на природные ресурсы и объекты, а также допускается право частной собственности белорусских и иностранных предприятий, организаций, граждан, иных юридических и физических лиц на отдельные земельные участки, исключая земли сельскохозяйственного назначения. Следовательно, государство и указанные лица выступают в качестве субъектов права собственности на природные ресурсы и объекты.

    Согласно  Конституции Республики Беларусь, природоресурсным кодексом о земле, о водах, о лесах и о недрах объектами права собственности соответственно являются земля, воды, леса, недра, растительный мир, животный мир и атмосферное пространство.

    К землям относятся категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда и запаса.

    Водные  объекты подразделяются на поверхностные  и под земные воды, находящиеся  в естественном состоянии. Недра, как объекты права собственности, включают месторождения полезных ископаемых, а также пещеры, гроты, шахты, карьеры, разрезы, тоннели и другие подземные полости (пустоты).

    В законодательстве отсутствует деление  лесов, растительного мира, животного  мира и атмосферного пространства, выступающих в качестве объектов права собственности, на категории и виды. Существующие же их классификации имеют отношение в основном к эколого-экономической ценности и праву пользования данными объектами. Это касается, например, деления лесов на группы и категории защитности. Помимо всего атмосферное пространство, как элемент природной среды, в пределах государственных границ и космоса являющийся собственностью государства, необоснованно отождествляется с воздухом, который в естественном состоянии не может находиться в чьей-либо собственности.

    Содержание  права собственности на природные  ресурсы и объекты включает правомочия владения, распоряжения и пользования  этими ресурсами и объектами. Право владения означает фактическое обладание природными ресурсами и объектами. Например, земельными участками, переданными в собственность юридическим и физическим лицам, владеют эти лица.

 

11. Недра как предмет  использования и  охраны. Законодательство  о недрах. Основные  требования охраны  недр. Государственный контроль за использованием и охраной недр. 

    В единой системе природной среды  недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

    Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

    Недра в границах территории Республики Беларусь, включая подземное пространство, и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в ведении Республики Беларусь. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных законом.

    Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени. В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

    Основным  богатством недр являются полезные ископаемые – это твердые, жидкие и газообразные образования земной коры, используемые или пригодные для использования  во всех сферах человеческой деятельности.

    Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные. К общераспространенным относятся полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной  достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и которые в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми. Это песок (кроме формового, стекольного), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной), булыжный камень, мел, гипс, сланец (кроме горючего), гранит. К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, золото и т.д.). Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим.

Информация о работе Субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы