Субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:49, реферат

Описание работы

Состав природных ресурсов как объекта права собственности. Недра как предмет использования и охраны. Законодательство о недрах. Основные требования охраны недр. Государственный контроль за использованием и охраной недр.

Работа содержит 1 файл

Экологическое право без задачи.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

    - достоверный учет состояния запасов  основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых  и попутных компонентов при  разработке месторождений полезных ископаемых;

    - сохранение и учет попутно  добываемых и (или) временно  не используемых полезных ископаемых;

    - полное и комплексное геологическое  изучение недр, обеспечивающее достоверную  оценку запасов полезных ископаемых  или свойств участков недр, предоставляемых в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    - недопущение порчи разрабатываемых  и близлежащих месторождений  полезных ископаемых в результате  пользования недрами, а также  запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах;

    - соблюдение технологических схем  переработки сырья, обеспечивающих  рациональное и комплексное извлечение  содержащихся в нем полезных  компонентов;

    - обеспечение наиболее полного  извлечения из запасов основных  и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

    - рациональное использование вскрышных  пород;

    - охрана геологической среды;

    - определение и прогнозирование  возможных негативных воздействий  на окружающую среду и здоровье  населения, экологической устойчивости и восприимчивости экологических систем к техногенным нагрузкам при изучении и освоении недр;

    - предотвращение загрязнения недр  при проведении работ, связанных  с пользованием недрами, и в  первую очередь при подземном  хранении нефти, газа и иных  веществ и материалов, захоронении производственных, бытовых и иных отходов, сбросе сточных вод;

    - предотвращение накопления производственных, бытовых и иных отходов в  зонах санитарной охраны поверхностных  и подземных водозаборов, используемых  для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

    - соблюдение установленного порядка  ликвидации или консервации предприятий  по добыче полезных ископаемых, буровых скважин всех назначений  и подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых;

    - приведение использованных участков недр в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а также возможность использования отработанного участка недр для других хозяйственных целей;

    - проведение государственной экспертизы геологической информации о недрах и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 32 Кодекса о недрах).

    За  нарушение законодательства о недрах предусмотрена административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Исчерпывающий перечень этих нарушений приведен в ст. 53 Кодекса о недрах.

    К ним относятся:

    - нарушения утвержденных в установленном  порядке стандартов (правил, норм) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды;

    - нарушения, ведущие к загрязнению  недр и приводящие месторождение  полезных ископаемых в состояние,  не пригодное для эксплуатации;

    - несоблюдение требований настоящего  Кодекса о приведении участков  земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами,  в состояние, пригодное для  дальнейшего использования в  народном хозяйстве;

    - нарушения правил проведения  работ по геологическому изучению недр, приведшие к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условии строительства и (или) эксплуатации горных предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    - нарушение порядка предоставления недр в пользование;

    - самовольное пользование недрами;

    - самовольная застройка площадей  залегания полезных ископаемых;

    - предоставление лицензий на пользование  недрами по основаниям, не предусмотренным  настоящим Кодексом;

    - нарушение права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;

    - утрата геологической и маркшейдерской  документации, дубликатов проб, необходимых  для дальнейшего изучения недр  и добычи полезных ископаемых;

    - уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских и геодезических знаков;

    - порча месторождений полезных  ископаемых и другие нарушения  требований по рациональному  их использованию;

    - применение опасных для жизни  и здоровья людей, окружающей среды способов пользования недрами;

    - невыполнение требований по приведению  ликвидируемых или консервируемых  горных выработок и буровых  скважин в состояние, обеспечивающее  безопасность населения, а также  требований по сохранению месторождений  полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.

    Административная  ответственность предусмотрена в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, ст. 48 этого кодекса, определяющая нарушение права государственной собственности на недра, устанавливает административную ответственность за самовольное пользование недрами либо совершение сделок в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра.

    Ст. 57 Кодекса об административных правонарушениях содержит перечень требований по охране недр, а ст. 58 определяет административно-правовые санкции за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр.

    К уголовной ответственности могут быть привлечены виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 272 УК РБ лица, совершившие нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, могут быть привлечены к уголовной ответственности. К уголовной ответственности могут быть также привлечены лица, виновные в загрязнении рек, озер, других водоемов и водных источников отходами промышленности, в том числе горнодобывающих предприятий, причинившие или могущие причинить вред здоровью людей, либо сельскохозяйственному производству или рыбным запасам, а равно в загрязнении атмосферного воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства.

    23.На  КПП зоны первоочередного  отселения была задержана машина с оборудованием торфоперерабатывающего комбината,а также грейдер и трактор. Ввозимое оборудование и транспорт не числилисьв проводных документах при въезде в зону. Лица сопровождавшие груз, пояснили что оборудование и транспорт являются собственностью торфоперерабатывающего комбината. Тем не менее груз и транспорт были изъяты.

    Проанализируйте ситуацию и определите:

    1.Кто  является собственником  имущества в зоне  первоочередного  отселения.

    2.Какими  нормативным актом  будет регулироваться возникшая ситуация.

    3.Правомерны  ли действия работников  КПП.

    4.Возможен  ли вывод с данной  территории материаьных  ценностей и на  основании чего.

    Здания, сооружения, машины, оборудование и  иные материальные ценности, принадлежащие  предприятиям (объединениям), независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и республиканских советов. Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей с указанных территорий допускается лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Республиканский орган государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является государственным  органом, организующим разработку и  обеспечение выполнения мероприятий  и программ, направленных на минимизацию  последствий чернобыльской катастрофы, и обеспечивает:

    1) подготовку решений по отнесению  территорий к зонам радиоактивного  загрязнения, установлению на  местности границ радиационно  опасных земель;

    2) контроль за изъятием загрязненных  земель у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей и переводом их в категорию радиационно опасных;

    3) соблюдение правового режима  территорий радиоактивного загрязнения  (порядка отселения, допуска людей,  въезда транспортных средств,  вывоза имущества и т.п.);

    Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь.

    Предприятия, организации и граждане обязаны  возместить имущественный вред, причиненный ими в результате нарушения данного Закона.

    В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается  только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением  природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.

    Данная  зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и  другой техники.

    В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается  вывоз без специального разрешения республиканского органа государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или особо уполномоченных им органов строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

    Использованная литература:

  1. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь»  от 20. 03.1995г.
  2. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г. № 193-XII
  3. Постановление Правительства Республики Беларусь от 9 сентября 1996 г. № 594
  4. Кодекс Республики Беларусь о недрах  от 15 декабря 1997 г. № 103-З
 
  1. Балашенко С.А., Демичев Д.М. «Экологическое право» – Минск:  «Урожай», 2000                               .
  2. Гоев А.В. «Экологическое право Республики Беларусь» - Минск: Общественное объединение «Молодежное научное общество», 2000.
  3. Станкевич Н.Г.  «Земельное право Республики  Беларусь» : учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000г.
  4. Цыпарков Н.Г. «Экологическое право Республики Беларусь» – Минск:                               БГУ, 1999.

Информация о работе Субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы