Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

и агрохимикатами"

Федеральный закон от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010г.№17 «Об утверждении Сан ПиН1.2.2584-10»

  1. Обращение к материалам судебной практики в решении данной задачи не является

необходимым.

  1. С теоретических позиций необходимо решить каково соотношение государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду и охраны окружающей среды. Также необходимо установить правильный алгоритм установления надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда окружающей среде по иску граждан, установить особенности таких исков.
  2. 1) В результате химической обработки полей с нарушением технологий были

нарушены вещные права гражданина К. и экологическое право на благоприятную  среду обитания. Истец обладал  правом собственности на пчел, а  в  результате химической обработки  пчелы погибли – т.е. предмет  вещного права был уничтожен. А в результате нарушения технологии обработки полей было произведено негативное воздействие на окружающую среду.

2) В ст. 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" закреплена система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти  Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная  и иная деятельность которых  может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие  гражданам, общественным и иным  некоммерческим объединениям в  осуществлении деятельности в  области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В ст. 11 ФЗ закреплены права граждан в области охраны окружающей среды.

В ст. 1 ФЗ даны понятия охраны окружающей среды и благоприятной окружающей среды:

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

Из анализа понятий можно  сделать вывод, что благоприятная  окружающая среды является одной  из целей охраны окружающей среды. Соответственно, государственные меры по обеспечению  прав на благоприятную окружающую среду являются способом достижения одной из цели охраны окружающей среды.

3) В соответствии с п. 2.26 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010г.№17 «Об утверждении Сан ПиН1.2.2584-10» «в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов». В соответствии с п. 9.1.  того же документа «использование авиации при проведении работ по защите сельскохозяйственных культур допускается в случаях отсутствия возможности применения наземной техники или необходимости проведения обработок в сжатые сроки на больших площадях. При этом возможность, объемы, сроки, условия обработок и картограммы обрабатываемых площадей согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

Надлежащим ответчиком по иску о  возмещении вреда окружающей среде  является ООО «Агропромальянс». Согласно п. 2 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной деятельности. В статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде:

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной  деятельности, в том числе на  проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вред был причинен виновными  действиями подрядчика, а не заказчика. Следовательно, впоследствии, ООО сможет предъявить регрессный иск к организации, выполнявшей орошение полей с нарушением.

Ответственность за нарушение требований химической обработки предусмотрена  в ст. 8.3 КоАП.

4) Особенности возмещения вреда  окружающей среде по иску граждан  заключается в том, что возмещение экологического вреда является одновременно мерой ответственности для причинителя вреда и мерой защиты общественных и государственных интересов, а также интересов физических и юридических лиц.

  1. Гражданину К. следует обратиться с иском к организации, выполнявшей обработку территории.

 

Задача 3

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области экологического права, конкретнее – экологические права граждан, тесно связанные с конституционными правами, точнее – правом на информацию.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2011) "О государственной тайне"

Постановление Правительства  РФ от 14.02.2000 N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду"

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа  к информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления" 

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Постановление Правительства  Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды»

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» 

  1. Материалы судебной практики не использовала.
  2. С теоретических позиций необходимо рассмотреть понятие права граждан на информацию, пределы этого права, механизмы реализации этого права в контексте экологического права.
  3. 1) В соответствии со статьей 19, "Основы законодательства Российской Федерации об

охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)) «право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам». Граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности (ст. 18, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

2) Информацию  о  состоянии  окружающей  природной  среды,  ее загрязнении  и  чрезвычайных  ситуациях  техногенного   характера, которые оказали,  оказывают,  могут оказать негативное воздействие на  окружающую  природную  среду,  в  соответствии  с  Федеральным законом  "О  гидрометеорологической  службе" обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно - правовой  формы  и физические   лица,  осуществляющие  сбор  информации  о  состоянии окружающей природной среды,  ее  загрязнении  (далее  именуются  - юридические и физические лица) (ст. 2 Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 128). Однако есть информация доступ к которой ограничен: «доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом» (ст. 5 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").

В соответствии с ст. 7 закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2011) "О государственной тайне" сведения о состоянии экологии не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

  1. Гражданину Иванову необходимо предоставить запрашиваемую информацию, однако круг этой информации может быть ограничен. Кроме того, запрос гражданина крайне неконкретизирован, в связи с этим, вряд ли он получит необходимый ему ответ на запрос.

 

Задача 4

1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права.

2. Федеральный  закон от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об  охране окружающей среды»

Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан"

Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ

Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о  МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Конвенция Европейской Экономической  Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»

Информация о работе Задачи по экологическому праву