Биосоциальная сущность развития общества и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание

1) ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
2) ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3) ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4)ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ
5) МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Работа содержит 1 файл

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.docx

— 337.61 Кб (Скачать)

Социальная  иерархия в обществе

Наличие организации  власти и подчинения между индивидами в виде ряда уровней характеризуется  социальной иерархией. Аналогичное  явление характеризуется для  обществе людей.

Первые исследования отношений власти и подчинения в  обществах высокоразвитых животных были осуществлены У. С. Элли на примере  групп макак и шимпанзе См. Molecules to man. Ed. E. Edward, American Institute of biological sciences. Houghton Mifflin Co., Boston, New York. 1973, pp. 429-435; Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и  последуюшая эволюция, М.: 1980, стр. 12-15. . В настоящее время известно, что аналогичная социальная иерархия присуща множеству других общественных животных. Иерархия является одним  из приспособлений поведения к общественной жизни, помогающая организовывать и  регулировать общество как единое целое. Общественная иерархия упорядочивает  конкуренцию между членами общества и влияет на распределение индивидуумов на территории, гарантируя, что каждый индивид может обеспечить свою жизнь. Таким образом, социальная иерархия координирует деятельность общества как  целостного социального образования. 

Лидерство

Лидерство в  стаде важное социальное значение. Общественное поведение животных характеризуется  не только социальной иерархией, но и  согласованностью. Вожак в стаде - тот, кто может обеспечить руководство  в группе. Поэтому те животные, которые  наиболее бдительны в отношении  опасности, лучше заботятся о  благополучии группы, могут стать  вожаками. В обществах макак-резусов, вожаком является как правило  опытный и агрессивный самец. У обезьян-ревунов имеется группа самцов-вожаков в стаде. Феномен  лидерства основан не только в  физической силе, но и включает защиту других и внимание к ним, а также  взаимосвязь между вожаком и  ведомыми. Лидерство основано на более  важном, чем физическая сила свойстве, заключающее защиту других и внимание к ним, а также взаимосвязь  между вожаком и ведомыми. Данные исследований показывают, что отношения "вожак-ведомые" наряду с другими  социальными факторами имеют  большое значение для выживания  общества.

Территориальность

Основным фактором, регулирующим занимаемое индивидуумами  пространство является территориальность. Большинство общественных животных живет на определенной, ограниченной территории, защищаемой животным. Человек  в государстве также имеет  право на жилище и может защищать право неприкосновенности жилища от неправомерных посягательств См. Конститиуцию РФ. 2-е изд., М.: Инфра-М, 2001, Ст. 9, Ст. 25; УК РФ, М.: 2001, Ст. 139. .

Каждому животному, включая человека необходимо определенное пространство, чтобы жить и существовать и удовлетворять потребности, которое  должно быть достаточным для удовлетворения основных потребностей жизнедеятельности, обеспечения пищевыми ресурсами  и др. Если общество увеличивается, а занимаемая ею территория остается прежней, индивидумы в обществе располагаются  все теснее, что может привести в конфликтым ситуациям. Поэтому  перенаселенность становится уже серьезной  опасностью, приводящей к конфликтам и катастрофам.

Феномен перенаселенности человеческого общества изучен Мальтусом  в теории регуляции численности  и размеров человеческого общества См. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. рус. пер., М.: Культура, 1993, стр. 18-24; Валентей Д. И. Теория и политика народонаселения. М.: 1967, стр. 31-33.; Рубин Я. И. Теория народонаселения. М.: 1972, стр. 8-56. . Она основана на двух теоретических допущениях: что пищевые  потребности необходимы для существования  членов общества и, что человек продолжает размножаться. По Мальтусу способность  общества к размножению гораздо  больше, чем способность производить  необходимые пищевые ресурсы, поэтому  численность общества, если его не контролировать, увеличивается в  геометрической прогрессии, а пищевые  ресурсы - в арифметической. Разница  в порядках прогрессий может привести к перенаселению и уменьшению пищевых ресурсов. Одним из механизмов, контролирующих перенаселение является ограничение территории, поскольку  в результате распределения пространства увеличивается эффективность использования  ресурсов для определенного общества животных.

Таким образом, в стадах (обществах) высокоорганизованных животных возникают специальные  социальные приспособления в их структуре  и поведении, способствующие преодолению  затруднений при совместной жизни. В обществах поддерживаются определенный порядок и распределение труда  с помощью таких регулирующих систем, как иерархия или система "вожак-ведомые". Размеры жизненного пространства, занимаемого обществом  регулируются с помощью территориальности. Возможно, что человек, подобно животным, проявляет территориализм, стремление к лидерству и склонность приспосабливаться  к роли ведущего или ведомого. Если эти свойства у животных в некоторой  степени инстинктивны, в той же мере, они, вероятно, инстинктивны и  у человека и коренятся в его  далеком эволюционном прошлом.

ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА (БИОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА). ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ

Антропосоциогенез - процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм, диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторов эволюции человека как замещение более высокой формой материи - социальной более низких - биологических, которые не отменяются, а лишь подчиняются и преобразуются первой.

Важную роль в процессе антропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, повлекшая совершенствование  головного мозга, развитие конечностей, формирование сознания. Роль труда  как основного фактора антропогенеза  была неодинаковой на разных этапах его  развития, поскольку в ранней стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации в значительной мере зависел от биологических изменений  человека; в целом процесс антропогенеза  сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновения общественных закономерностей и создания социальной и культурной Среды См. Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства, Маркс  К. и Энгельс Ф. 1972, Соч., т. 21, стр. 10-41; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс  К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 20, стр. 89-122..

Археологическиме  ткрытия последних десятилетий 20 в. на африканском континенте доказали, что прямохождение у древних  предков современного человека функционально  развилось около 6-5 млн. лет тому назад Большой биологический  словарь. Ред. М. С. Гиляров, БРЭ, М., 1998, стр. 30-31.. Этот исторический период и стал периодом возникновения древнейших представителей семейства гоминид (человекообразных обезьян) африканских двуногих приматовавстралопитеков афарского Australopithecus afarensis и южно-африканского австралопитека Australopithecus africanus, найденных в Южной Африке, Кении (район озера Рудольф) и Танзании (ущелье Олдовай). Строение их скелетов свидетельствует о прямохождении, зубная система близка к человеческой, а общая масса мозга составляет 380-500 г при общей массе тела от 25 до 65 кг. В местах обнаружения остатков австралопитеков имеется множество костей, расколотых тяжелыми предметами. Большое число черепов животных расколоты с левой стороны, что свидетельствует о австралопитеки были в основном правшами. Некоторые австралопитеки, видимо, начали осваивать огонь Cм. Джохансон Д., Люси М. Истоки рода человеческого, пер. с англ., М., 1984, стр. 171-185.

Австралопитеки  имеют сходство с человеком не по объему и строению головного мозга, а в основном по способу передвижения. Изучение австралопитековых показало, что именно двуногость, а не большой  объем мозга, явилась ключевой адаптацией ранних гоминид. В 1964 г. по находкам, сделанным  в Танзании, был выделен новый  вид Homo habilis -человек умелый, имеющий абсолютный возраст 2-1.7 млн. лет, отличительными особенностями которого от австралопитеков являются двуногость, в целом прогрессивное строение кисти, зубной системы, объем мозговой коробки от 540-700 см3, что примерно в полтора раза превышает объем мозга австралопитеков. На внутренней поверхности черепа обнаруживаются признаки прогрессивных нейроморфологических изменений, определяющиеся по отпечаткам головного мозга: выраженная ассиметрия полушарий и развитие двух речевых центров как условие для возникновения членораздельной речи. Большой палец стопы не отведен в сторону, что свидетельствует о том, что морфологические перестройки, связанные с прямохождением, у него полностью завершились. Вместе с остатками Homo habilis найдены орудия труда со следами целенаправленной обработки, свидетельствующие о наличии ранних форм трудовой деятельности См. New interpretations of ape and human ancestory, N. Y., 1983, p. 332-339; .

Перечисленные признаки, ведущим из которых является прогрессивное развитие мозга характеризует  уже иной уровень морфофункциональной  организации, характерной для рода человека Homo. Сопоставление морфологии африканского и афарского австралопитеком  с современным человеком Homo sapiens позволяет предположить, что общим предком человека разумного является австралопитек афарский Australopithecus afarensis. Африканский австралопитек Australopithecus africanus является в этой схеме представителем боковой ветви эволюции, приведший к узкой специализации и образованию форм типа Australopithecus robustus, вымершего около 1 млн. лет назад. Таким образом, на протяжении 1-1.5 млн лет представители двух близких родов и, возможно, нескольких видов семейства гоминид сосуществовали, причем не только во времени, но и на перекрывающихся природных территориях. В основе дивергенции (разделения признаков) различных линий ранних гоминид и австралопитеков могли лежать разного рода механизмы изоляции, в первую очередь генетические мутации в виде хромосомных перестроек. Это означает, что эволюция австралопитековых, ведущим фактором которой являлся естественный отбор, шла постепенно, приводя благодаря дивергенции к морфологическому и экологическому разнообразию.

Ведущими факторами  эволюции на прегоминидной стадии антропогенеза  являлись факторы биологической  эволюции, главный из которых - естественный отбор. Об этом свидетельствует, в частности, большое видовое разнообразие австралопитековых, обитавших в различных условиях практически на всей территории Южной, Центральной и Северо-Восточной  Африки. В то же время в происхождении  рода Homo имело место скачкообразное изменение наследственного материала.

В разных органах  и системах прогоминид обнаруживалась ассинхронность исторического развития - филогенеза. Есть предположение о  том, что эволюция коры больших полушарий  мозга состоит из двух компонентов, разобщенных по времени: соматического, обеспечивающего сенсорно-моторные функции, и несоматического, связанного с высшими психическими функциями. Если локомоторный комплекс подвергался  длительным постоянным изменениям, то головной мозг эволюционировал скачкообразно. Элементы скачкообразности в эволюции некоторых структур ранних гоминид  могли быть обусловлены генными  мутациями (реверсии, транзиции, транслокации и т. п.), что могло повлечь за собой развитие других морфофизиологических свойств в результате накопления мутаций под контролем естественного  отбора. Но именно в период становления Homo habilis возникла, вероятно, часть хромосомных перестроек в геноме человека, о которых говорилось выше.                                                        

Следущим этапом эволюции после появления Homo habilis считается возникновение около 1.5 млн. лет назад архантропов, представителем которого является вид Homo erectus. Трудовая деятельность, материальная культура и ярко выраженная социальность позволили ему быстро расселиться на территории Африки и Азии и освоить обширный ареал, разнообразный в климатическом отношении. Орудия труда Homo erectus более прогрессивны, чем у Homo habilis, а масса мозга (800-1000 г) превышает минимальную массу (750 г), при которой возможно существование речи. Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Homo habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы.                                                                                          

Выделяют три  группы Homo erectus, обитающие в Европе, Азии и Африке. Долгое время древнейшими архатропами считались азиатские представители их Индонезии и Восточного Китая - питекантроп и синантроп. Однако находки последних лет на территории Израиля (1982) и Кении (1984), датирующиеся соответственно 2.0 и 1.6 млн. лет, сопровождающиеся элементами материальной культуры и признаками использования огня, показали, что эволюция гоминид происходила на Африканском контитенте и на Ближнем Востоке. Это доказательство позволило связать Homo erectus с восточноафриканскими формами Homo habilis.

Наличие большого количества находок архантропов  древностью 1.5-0.1 млн. лет в отдаленных от Африки регионах - в Юго-Восточной  и Восточной Азии, в Центральной  Европе и даже на Британских островах - свидетельствует об активных адаптациях их к разнообразным условиям существования. В связи с тем что небольшое  различие ископаемых остатков Homo erectus не соответствует разнообразию природно-климтических условий указанных территорий, можно  заключить, что в этих адаптациях значительную роль играли наряду с  факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление орудий труда и использование  огня.

Информация о работе Биосоциальная сущность развития общества и человека