Борьба с отходами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

Для четкого понимания проблемы бытовых отходов прежде всего следует определиться с терминологией. Твердые отходы (есть еще и редкие, и газообразные) разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования основных промышленных областей — добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п

Содержание

Содержание
Введение__________________________________________________2
1. Проблема ТБО: ее история и современные масштабы________________________________________________4
2. Комплексный подход к решению проблемы ТБО____________7
3. Этапы решения проблемы ТБО___________________________9
4. Муниципальная программа по раздельному сбору ТБО___________21
Заключение_____________________________________________30
Литература_____________________________________________32

Работа содержит 1 файл

Женя тбо.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

2. Комплексный подход к решению проблемы ТБО

  Принципы Комплексного  Управления Отходами (КУО)

Комплексное управление отходами(Integrated Waste Management) начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы. Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннетту принадлежит краткая афористичная формулировка, выражающая этот новый взгляд: "Мусор - это невещество, аискусство- искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке". Смешивая различные полезные предметы с бесполезными, - продолжает Коннетт, - токсичные с безопасными, горючие с несгораемыми, мы не должны удивляться, что полученная смесь бесполезна, токсична и плохо горит. Эта смесь, называемая бытовыми отходами, будет представлять опасность для людей и окружающей среды, попав как в мусоросжигатель, так и на свалку или мусороперерабатывающий завод. Традиционные подходы к проблеме ТБО ориентировались на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путем изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательного завода и т.д. Нетрадиционный взгляд на проблему, коротко выражаясь, состоит в том, что гораздо проще контролировать что попадаетнасвалку, чем то, что попадаетсосвалки в окружающую среду.Основа концепции КУО состоит в том, что бытовые отходы состоят из различных компонент, которые не должны в идеале смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами. Другие принципы КУО показаны ниже.

Принципы  Комплексного Управления Отходами
    1ТБО состоят изразличныхкомпонент, к которым должны применятьсяразличные подходы.

      2Комбинация технологий и мероприятий, включая сокращение количества отходов, вторичную переработку и компостирование, захоронение на полигонах и мусоросжигание, - должна использоваться для утилизации тех или иных специфических компонент ТБО. Все технологии и мероприятия разрабатываются в комплексе, дополняя друг друга.

    3Муниципальная система утилизации ТБО должна разрабатываться с учетом конкретныхместныхпроблем и базироваться наместных ресурсах. Местный опыт в утилизации ТБО должен постепенно приобретаться посредством разработки и осуществления небольших программ.

      4Комплексный подход к переработке отходов базируется на стратегическом долговременном планировании, обеспечивает гибкость, необходимую, для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО и доступности технологий утилизации. Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и осуществление программ утилизации ТБО.

    5Участие городских властей, а также всех групп населения (то есть тех, кто собственно "производит" мусор) - необходимый элемент любой программы по решению проблемы ТБО.

 
КУО предполагает, что в дополнение к традиционным способам (мусоросжиганию и захоронению) неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование (аэробное сбраживание органической части отходов). Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная может способствовать эффективному решению проблемы ТБО.

Для каждого  конкретного населенного пункта необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающий местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий по комплексному управлению отходами основывается на изучении потоков отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление небольших "экспериментальных" проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт.

. Иерархия КУО и  интеграция подходов

В рамках КУО предполагается, что населенный пункт, район или область выбирают подходы к решению проблемы ТБО  в зависимости от своих специфических  местных условий и ресурсов. Однако при определении целей программы по утилизации ТБО и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия, символически изображенная на рисунке, подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь - мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.

Сокращение  отходов "у источника"на самом верху этой иерархии. Под сокращением понимается не только уменьшение общего количества отходов, но и уменьшение их токсичности и иных вредных свойств. Сокращение отходов достигается вследствие переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку, приводящие к меньшему количеству отходов. В настоящий момент в России более разумно говорить не о сокращении объема отходов, а об ограничении их бесконтрольного роста.

Вторичная переработка (включая компостирование) - это вторая ступень иерархии. Вторичная переработка ("ресайклинг") не просто сохраняет место на свалках, но и улучшает эффективность мусоросжигания путем удаления из общего потока отходов несгораемых материалов.

Ниже  в иерархии стоятсжигание мусора изахоронение на полигонах. Мусоросжигание уменьшает объем отходов, попадающих на свалки и может использоваться для производства электроэнергии. Хотя сжигание всех отходов без разбора - это технология прошлого, современные мусоросжигательные установки, оборудованные системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии и используемые в комбинации с другими методами утилизации ТБО могут помочь справиться с потоком мусора, особенно в плотно населенных областях.

Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные "санитарные" полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые нам свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и электроэнергии.

  Связь технологических, организационных и экономических принципов

Проблема бытовых  отходов не решается выбором "правильной" технологии или даже комбинации технологий, так как, кроме технологических  она имеет экономические, социальные и организационные аспекты. Идея КУО заключается в том, что все эти аспекты должны рассматриваться в комплексе.

Высокая цена за утилизацию отходов создает  дополнительный рычаг в управлении отходами: например, во многих странах  населения и учреждения платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которое они выбрасывают. Это создает мощный стимул к сокращению количества отходов, отправляемых на свалку, и задача властей состоит в том, чтобы предоставить реальные альтернативы свалке, например, организовать сбор вторсырья. Население будет гораздо охотнее собирать вторсырье, если в противном случае за выбрасывание отходов нужно будет платить. Однако слишком высокая цена за утилизацию отходов может привести к проблеме незаконных свалок.

Отметим еще, что многие программы вторичной переработки, нерентабельные "сами по себе", становятся экономически оправданнымитолько при учете сэкономленной платы за захоронение отходов.

3. Этапы решения  проблемы ТБО

Проблема  муниципальных отходов может  быть эффективно решена только при активном участии местных властей и местного населения. Поскольку решение не сводится к выбору и приобретению "адекватной" технологии, а требует комплексного вмешательства во все - социальные и экономические - аспекты проблемы, то участие властей не должно сводиться лишь к принятию "руководящих решений". На Рис. 5 показана условная схема принятия решений и руководства КУО. Главная условность данной схемы заключается в том, что на самом деле все этапы - оценка проблем, выбор альтернатив, разработка и изменение Плана КУО - должны происходить не одноразово, а непрерывно.

Ниже  прокомментированы основные этапы  схемы, приведенной на Рис. 5.

    Руководство решением проблемы ТБО

Кем должны приниматься решения, касающиеся утилизации отходов, т.е. в какой структуре они должны вырабатываться и обсуждаться? С недавнего времени ответственность за принятие правильных решений лежит на местных руководителях. Их необходимо предостеречь от соблазна целиком передать выработку решений "специалистам по утилизации отходов", так как ответственность за раскручивание спирали "мусорного кризиса" все равно ляжет на городские власти, в том числе на выборных представителей, а не на безликих "экспертов". Предотвратить же кризис можно только вовлечением всех доступных местных ресурсов: человеческих, организационных, экономических и иных. Поэтому целесообразно привлечь к решению проблемы, или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе:

  • представительную и исполнительную власть;
  • население и общественные организации;
  • ведомства государственного надзора (отделения госкомприроды, СЭС и т.д.);
  • руководителей крупнейших предприятий-источников муниципальных отходов;
  • руководителей предприятий по утилизации ТБО (свалок и т.д.);
  • транспортников; руководителей предприятий по переработке вторсырья;
  • представителей СМИ.

Из представителей названных групп можно создать  консультационный комитет или рабочую  группу по отходам, работа которой должна состоять в выработке основных направлений  комплексного плана управления отходами. Как показывает опыт работы российских общественных организаций, именно требование создания такого комитета и участия в нем представителей общественности может явиться удачным первым шагом на пути к осуществлению экологически приемлемой программы решения проблемы ТБО.

В дальнейшем для осуществления тех или  иных программ по утилизации ТБО возможно создание других, более практически  ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных  предприятий по сбору отходов, переработке  вторсырья и т.д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными.

Никакой, даже самый квалифицированный эксперт, никакая технология не решат проблему ТБО, если за решениями не будет стоять авторитет и политическая воля городских властей и поддержка общественности, и если эти решения не будут основаны как на технически и экологически грамотных советах специалистов, так и на местных социальных, экономических и иных условиях.

К сожалению, многие российские городские власти не готовы к принятию грамотных решений в этой области, поскольку незнакомы с современными подходами к утилизации отходов, несмотря на то, что многие из этих подходов достаточно просты. Поэтому одним из основных направлений программ утилизации отходов должно быть накопление местного опыта. Осуществляя недорогие проекты в небольших масштабах, например, экспериментальные программы раздельного сбора и переработки вторсырья, власти и общественность могут расширить свой опыт в областях, с которыми они прежде были незнакомы. Например, экспериментальная муниципальная программа по сбору одного или двух видов вторсырья поможет создать организационную структуру, необходимую для осуществления подобного рода деятельности, а также ввести местных руководителей в курс таких вопросов как вовлечение населения и маркетинг.  

Таблица 3. Источники муниципальных отходов

    Жилые

      Индивидуальные  и многоквартирные дома

    Хозяйственные

      Учреждения 
      Магазины 
      Культурные заведения 
      Предприятия общепита 
      Гостиницы 
      Бензоколонки

    Коммунальные  службы

      Снос и  строительство зданий 
      Уборка улиц 
      Зеленое строительство, парки, пляжи 
      Остаточные продукты мусоросжигания и мусоропереработки

    Учреждения

      Школы 
      Больницы 
      Тюрьмы

    Промышленность 
    Сельское хозяйство

 

Таблица 4. Примеры категорий отходов

    Бумага

      Газеты 
      Офисная бумага 
      Глянцевые журналы 
      Бумага для компьютеров 
      Картон

    Пластик

      PET (бутылки  из-под газированной воды) 
      Смешанный пластик 
      Пенопласт 
      Другой пластик (полиэтилен, ПВХ)

    Металл

      Ферромагнетики (стальные банки и т.д.) 
      Алюминий 
      Другие неферромагнетики

    Стекло

      Прозрачное 
      Коричневое ("янтарное") 
      Зеленое 
      Другое (лампы, оконное и т.д.)

    Растительные  отходы

      Листья 
      Трава 
      Ветки

    Деревянные  отходы 
    Покрышки 
    Другие резиновые отходы 
    Кожа 
    Пищевые отходы 
    Неорганика
    (камни, керамика) 
    Мелкие материалы(проходящие через 1.5 см сетку) 
    Текстиль 
    Строительный мусор 
    Опасные бытовые отходы (растворители, ядохимикаты) 
    Вещи, выброшенные целиком (холодильники, телевизоры) 
    Остаточные материалы (зола, ил)

Информация о работе Борьба с отходами