Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43

Работа содержит 1 файл

кр экономика природопольз мои доработки12.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Основной нормативной  базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный  в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. и представляющий собой идентичный текст международного стандарта ISO 19011: 2002 на русском языке [6, c.52].

 

2.3 Административное регулирование  экологического аудита

 

Административные  меры регулирования являются сегодня  доминирующими во многих странах мира. Особенно велика их роль в тех случаях, когда применение иных способов регулирования не действует или недостаточно эффективно.

В сфере природопользования к числу административных механизмов относят следующие формы регулирования отношений: использование прямых запретов или разрешений; лицензирование; стандартизация; сертификация; использование мониторинга, контроль, экспертиза проектов и другие аналогичные меры.

  1. Нормирование качества окружающей среды (экологическое нормирование) — это установление экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства, прежде всего, Закона «Об охране окружающей среды», федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов.
  2. Экологическая стандартизация – установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Таким образом, экологическое  нормирование и экологическая стандартизация формируют своего рода эталон состояния окружающей среды. Контроль за природоохранной деятельностью предприятия с целью обеспечения соответствия этому эталону реального состояния окружающей среды в процессе промышленно-хозяйственной его деятельности и составляет суть экологического контроля [5].

  1. Экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. Экологическая экспертиза определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
  2. Экологическое лицензирование и договорные отношения о природопользовании создают основания для приобретения права природопользования. Основные положения о лицензировании закреплены Законом «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.
  3. Экологическая сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям.

Цели и задачи «собственно» экологического контроля определены Законом «Об охране окружающей среды».

Задачи экологического контроля: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

Экологический контроль необходим за источниками загрязнения окружающей среды (Приложение А).

Экологический контроль осуществляется на стадии строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, ликвидации, утилизации предприятия — на тех этапах жизненного цикла предприятия, на которых им может быть оказано реальное негативное воздействие на окружающую среду [15].

Мониторинг экоаудита, как метод управления — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и происходящими в ней изменениями как под влиянием естественных процессов, так и в результате антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствиями [9].

Единая государственная  система экологического мониторинга  в ее нынешнем виде была создана постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. Ее задачами являются:

а)      наблюдение за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, в том числе — атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства;

б)     наблюдение за радиационной обстановкой на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;

в)      оценка и прогноз изменений климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

 

3.1 Процедуры проведения  экологического аудита

 

Существуют четыре основных этапа проведения процедур экологического аудита (приложение Б).

Первый этап: проведение предварительных мероприятий.

Этап подготовительных работ программы экологического аудирования включает в себя:

  1. определение основных целей, задач программы аудирования;
  2. определение первоочередных объектов на основе экологических рисков;
  3. определение бюджета и сроков проведения программы;
  4. составление графиков проведения экологического  аудита;
  5. разработка плана мероприятий по экологическому аудиту.

Этап планирования программы  должен занимать у аудиторов минимальное  количество времени с учетом высокой  стоимости аудиторских услуг  и временной ограниченности  работ  непосредственно на производственной площадке. Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объекту аудирования представляют собой одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита. Часто на аудируемом предприятии накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии окружающей среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако в большинстве случаев использование этих данных крайне затруднительно в силу их противоречивости, громоздкости.

Учитывая отмеченные особенности, предварительный сбор и обобщение основных исходных данных для последующей оценки фактического воздействия на окружающую среду должен быть в значительной степени формализован.

План аудита должен быть гибким, чтобы можно было менять акцент в аудите в зависимости от собранной в процессе аудита информации и эффективно использовать ресурсы. План должен, по возможности, включать:

  • цели и объем аудита;
  • критерии аудита;
  • идентификацию структурных и функциональных единиц проверяемой организации, подлежащих аудиту;
  • идентификацию служб и/или отдельных лиц в структуре проверяемой организации, которые несут основную непосредственную 
    ответственность за систему управления окружающей средой проверяемой организации;
  • идентификацию тех элементов системы управления окружаю 
    щей средой проверяемой организации, которые имеют высокий приоритет с точки зрения аудита;
  • процедуры по проведению аудита элементов системы управления окружающей средой проверяемой организации, подходящие 
    для структуры проверяемой организации;
  • рабочий язык и язык аудиторских заключений;
  • идентификацию ссылочных документов;
  • ожидаемое время и продолжительность основных видов деятельности по аудиту;
  • даты и места, где должен проводиться аудит;
  • идентификацию членов аудиторской группы;
  • график совещаний с руководством проверяемой организации;
  • требование конфиденциальности;
  • содержание и форму заключения, ожидаемую дату выпуска и 
    рассылки аудиторского заключения;
  • требования к сохранению документов.

План аудита следует  передать клиенту, членам аудиторской  группы и проверяемой организации. Клиент должен проанализировать и утвердить этот план [15].

Если проверяемая организация  имеет возражения против каких-либо положений плана, о них следует  сообщить ведущему аудитору Ведущий  аудитор, проверяемая организация  и клиент должны решить эти вопросы  до проведения аудита. Любой пересмотренный план аудита следует согласовать между заинтересованными сторонами или во время проведения аудита.

Второй этап: непосредственный процесс экологического аудирования.

В начале процесса аудита ведущий аудитор должен проанализировать документацию организации, такую, как заявления об экологической политике, программы, зарегистрированные данные или руководства, чтобы ознакомиться с их требованиями к системе управления окружающей средой. При этом следует использовать всю надлежащую исходную информацию о структуре проверяемой организации. Если документация признается неадекватной для проведения аудита, об этом следует сообщить клиенту. Не следует расходовать дополнительные ресурсы, пока не будут получены дальнейшие инструкции от клиента [8].

Каждому члену аудиторской  группы следует поручать проверку конкретных   элементов системы управления окружающей   среды функций или видов деятельности. Он должен быть проинструктирован по поводу процедуры аудита, которой  он должен следовать. Там распределение обязанностей должно выполняться ведущим аудитором при  консультации с соответствующими  членами аудиторской группы. Во время аудита ведущий аудитор в рабочем порядке может производить изменения в распределении обязанностей с тем, чтобы обеспечить оптимальное достижение целей аудита.

Рабочие документы, необходимые  для обеспечения аудиторских  исследований, могут включать:

  • бланки для документального оформления дополнительных аудиторских данных и результатов аудита;
  • процедуры и контрольные перечни, используемые для проведения оценки элементов системы управления окружающей средой;
  • протоколы заседаний.

Рабочие документы должны храниться, по меньшей мере, до завершения аудита. Документы, содержащие конфиденциальную или запатентованную информацию, члены аудиторской группы должны хранить надлежащим образом в безопасном месте.

Необходимо провести заседание, открывающее аудит. Цель этого заседания заключается  в том, чтобы:

  • представить членов аудиторской группы руководству проверяемой организации;
  • изучить объем, цели и план аудита и согласовать сроки аудита;
  • представить краткое изложение методов и процедур, которые должны использоваться при проведении аудита;
  • установить  официальные  каналы  связи  между аудиторской группой и проверяемой организацией;
  • подтвердить, что ресурсы и помещения, необходимые аудиторской группе, предоставлены;
  • подтвердить время и дату заключительного заседания;
  • поощрить активное участие проверяемой организации;
  • рассмотреть надлежащие процедуры, касающиеся обеспечения. безопасности на месте и поведения в случае аварийной ситуации, для 
    аудиторской группы [12].

Следует собрать достаточные  аудиторские данные, чтобы появилась  возможность определить, соответствует  ли система управления окружающей средой проверяемой организации критериям  аудита системы управления окружающей средой.

Аудиторские данные должны собираться путем опроса, изучения документов и наблюдения за деятельностью предприятия. Следует фиксировать случаи несоответствия критериям аудита.

Третий этап: подготовка отчета по экоаудиту.

Аудиторская группа должна изучить все полученные ею аудиторские данные, чтобы определить, где система управления окружающей средой не соответствует критериям аудита системы управления окружающей средой. Аудиторская группа должна затем обеспечить, чтобы обнаруженные аудиторами несоответствия были четко и кратко документированы и подтверждены аудиторскими данными.

Аудиторский отчет готовится под руководством ведущего аудитора, который несет ответственность за его правильность и полноту. Рассматриваемые в аудиторском отчете вопросы должны соответствовать указанным в плане аудита. Все изменения, возникающие во время подготовки заключения, должны быть согласованы между заинтересованными сторонами. Аудиторский отчет должен быть датирован и подписан ведущим аудитором. В нем должны содержаться результаты аудита и их резюме со ссылкой на подтверждающие данные. По соглашению между ведущим аудитором и клиентом аудиторский отчет может также содержать следующую информацию:

  • идентификацию организации, прошедшей аудит и клиента;
  • согласованные цели, объем и план аудита;
  • согласованные критерии, включая перечень ссылочных документов, по которым проводился аудит;
  • период времени и дата, когда проводился аудит;
  • идентификацию представителей проверяемой организации, участвовавших в аудите;
  • идентификацию членов аудиторской группы;
  • заявление о конфиденциальном характере содержания заключения;
  • перечень рассылки аудиторского заключения;
  • краткое описание процесса аудита, включая все встретившиеся препятствия;
  • выводы по аудиту, например соответствие системы управления окружающей средой критериям аудита системы управления окружающей средой.

Ведущий аудитор должен послать клиенту аудиторское  заключение.

Четвертый этап: реализация экологического аудита.

Информация о работе Экологический аудит