Экологический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:39, реферат

Описание работы

Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Содержание

Введение. 3
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.84 Кб (Скачать)

Определение приоритетов  при организации систем мониторинга  зависит от цели и

задач конкретных программ: так, в территориальном  масштабе приоритет

государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и

местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания

заслуживают атмосферный  воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность

ингредиентов  определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства

загрязняющих  веществ, объемы их поступления в  окружающую среду, особенности

их трансформации, частоту и величину воздействия  на человека и биоту,

возможность организации  измерений и другие факторы. Отметим, что приоритеты, выбранные общественными  организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполнеоправданно, так как региональные и

локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками  воздействия. Наконец, программа общественного  мониторинга может быть связана  с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.

    

Государственный экологический мониторинг 

Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением

Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей  в областях

экологического  мониторинга и информационного  обеспечения является обеспечение

государственных и муниципальных органов, юридических  лиц и граждан достоверной

информацией о  состоянии окружающей среды и  ее возможных неблагоприятных

изменениях.

Для этого необходимы:

    

  • развитие единой государственной      системы экологического мониторинга
  • на всей территории страны, включая      мониторинг биотических и абиотических
  • компонентов природной среды;

 

  • совершенствование нормативной
  • базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной
  • власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая
  • формирование фонда информационных ресурсов;

 

  • совершенствование
  • системы      показателей, создание методологии экологического мониторинга
  • Российской      Федерации, а также техническое и материальное обеспечение
  • деятельности      системы экологического мониторинга;

 

  • обеспечение
  • достоверности и сопоставимости,      данных экологического мониторинга по
  • отдельным отраслям экономики и      регионам страны;

 

  • совершенствование системы учета      и контроля ядерных материалов,
  • радиоактивных веществ и отходов;

 

  • проведение работ по выявлению
  • зон экологического бедствия;

 

  • выявление и обозначение на
  • местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому
  • загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и
  • населения;

 

  • инвентаризация экологически      опасных
  • производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска      возникновения
  • чрезвычайных экологических ситуаций и путей их      предотвращения;

 

  • формирование и ведение      кадастров экологически опасных объектов на
  • федеральном, региональном и      муниципальном уровнях;

 

  • инвентаризация территории для      выявления и специальной охраны земель,
  • пригодных для производства      экологически чистой сельскохозяйственной
  • продукции, водных объектов со      стратегическими запасами питьевой воды,
  • природных комплексов, выполняющих      особо важные средообразующие функции и
  • обладающих особым      рекреационно-оздоровительным значением;

 

  • формирование системы государственных      кадастров природных ресурсов, особо
  • охраняемых природных территорий и      территорий традиционного
  • природопользования;

 

  • обеспечение открытости      информации о
  • состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;      бесплатный
  • доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной      для их
  • безопасности;

 

  • информационное обеспечение      учета результатов
  • государственной экологической экспертизы всех проектов,      программ и
  • объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

 

Распределение функций мониторинга по различным  ведомствам, не связанным между

собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность  всей системы

мониторинга и  затрудняет доступ к необходимой  информации, как для граждан,

так и для  государственных организаций. Поэтому  в 1993 году было принято

решение о создании Единой государственной системы  экологического мониторинга

(ЕГСЭМ), которая  должна объединить возможности  и усилия многочисленных служб

для решения  задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды

в Российской Федерации.

     ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

    

  • мониторинг источников      антропогенного воздействия на окружающую
  • среду;

 

  • мониторинг загрязнения      абиотического компонента
  • окружающей природной среды;

 

  • мониторинг биотической      компоненты
  • окружающей природной среды;

 

  • социально-гигиенический
  • мониторинг;

 

  • обеспечение создания и      функционирования
  • экологических информационных систем.

 

При этом распределение  функций между центральными органами федеральной

исполнительной  власти осуществляется следующим образом.

     Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности

министерств и  ведомств, предприятий и организаций  в области мониторинга

окружающей природной  среды; организация мониторинга  источников антропогенного

воздействия на окружающую среду и зон их прямого  воздействия; организация

мониторинга животного  и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры

(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования  экологических

информационных  систем; ведение с заинтересованными  министерствами и ведомствами

банков данных об окружающей природной среде, природных  ресурсах и их

использовании.

     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,

поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического

пространства, в  том числе комплексного фонового и космического мониторинга

состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования

ведомственных подсистем фонового мониторинга  загрязнения окружающей природной

среды; ведение  государственного фонда данных о  загрязнении окружающей природной

среды.

     Роскомзем: мониторинг земель.

     Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и

Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая  мониторинг подземных

вод и опасных  экзогенных и эндогенных геологических  процессов; мониторинг

водной среды  водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса

сточных вод.

     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

     Рослесхоз: мониторинг лесов.

     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и

картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных

карт и геоинформационных  систем.

     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования

подсистем мониторинга  геологической среды, связанных  с использованием ресурсов

недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения

промышленной  безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома

России).

     Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды

обитания на состоянием здоровья населения.

     Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и

источников воздействия  на нее на военных объектах; обеспечение  ЕГСЭМ средствами

и системами  военной техники двойного применения.

     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в

районах Арктики  и Крайнего Севера.

    

"Белые  пятна" на карте  государственного  экологического мониторинга

 

Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской

Федерации входит в обязанности различных государственных  служб. Это приводит

к некоторой  неопределенности (по крайней мере, для общественности) в

отношении распределения  обязанностей госслужб и доступности  сведений об

источниках воздействия, о состоянии окружающей среды  и природных ресурсов.

Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств  и ведомств, их

слияния и разделения.

На региональном уровне экологический мониторинг и/или  контроль обычно

вменяется в  обязанность:

    

  • Комитету по экологии      (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами
  • действующих предприятий).

 

Информация о работе Экологический мониторинг