Экологический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия экологического и биологического мониторинга.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия экологического мониторинга;
2. Определение понятия биологического мониторинга;
3. Рассмотрение мониторинга рекреационного нагруза;
4. Анализ реализации системы мониторинга в Крыму.

Работа содержит 1 файл

экологический мониторинг.docx

— 45.72 Кб (Скачать)

Особую тревогу вызывают участившееся появление на поверхности морей  и океанов нефтяных пленок, которые  нарушают энерго- и газообмен между  океаном и атмосферой, а также  накопление тяжелых металлов, например ртути, в Балтийском море и прибрежных районах Японии.

2.3 Мониторинг  почвы

Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

-- сельскохозяйственного назначения;

-- населенных пунктов;

-- промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

-- природоохранного, природно-заповедного,  оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения;

-- лесного фонда;

-- водного фонда;

-- запаса.

В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. В  соответствии с международными научно-техническими программами Российская Федерация  может принимать участие в  работах по глобальному мониторингу  земель.

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

-- эволюционные (связанные с естественно-историческими  процессами развития);

-- цикличные (связанные с суточными,  сезонными, годовыми и иными  периодами изменений природного  характера);

-- антропогенные (связанные с  человеческой деятельностью);

-- чрезвычайные ситуации (связанные  с авариями, катастрофами, стихийными  и экологическими бедствиями). Основными  задачами мониторинга земель  являются:

-- своевременное выявление изменений  состояния земельного фонда, их  оценка, прогноз и выработка рекомендаций  по предупреждению и устранению  последствий негативных процессов;

-- информационное обеспечение Государственного  земельного кадастра, рациональное  землепользование и землеустройство,  контроль за использованием и  охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений  и оценка:

-- состояния землепользовании, угодий, полей, участков;

-- процессов, связанных с изменением  плодородия почв (опустынивание,  развитие водной и ветровой  эрозии, потери гумуса, ухудшение  структуры почв, заболачивание и  засоление), зарастанием и закустариванием  сельскохозяйственных угодий, загрязнением  земель пестицидами, тяжелыми  металлами, радионуклидами, другими  токсичными веществами;

-- состояния береговых линий  рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

-- процессов, вызванных образованием  оврагов, оползнями, селевыми  потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

-- состояния земель населенных  пунктов, объектов нефте- и  газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных  материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных  отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных  объектов.

Оценка состояния земель выполняется  путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности  изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются как  в абсолютных, так и в относительных  значениях, отнесенных к определенному  периоду или сроку. По результатам  оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные  прогнозы и рекомендации с приложением  к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений.

Мониторинг земель ведется с  соблюдением принципа совместимости  разнородных данных, основанного  на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных  форматов данных и нормативно-технической  базы, государственной системы координат  и высот.

Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации  и др.), наземные съемки и наблюдения, фондовые данные.

Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и  самолетов -- получение характеристик  состояния земель на глобальном и  региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помощью малой авиации производятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической  информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.

В зависимости от сроков и периодичности  проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние  объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через год и более), оперативные (фиксирующие текущие изменения).

Первичные данные, получаемые при  непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и по Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной  реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований  с использованием данных базового и  периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

Комитеты Предприятия, организации  и учреждения, граждане, международные  организации и иностранные юридические  и физические лица пользуются данными  мониторинга земель в установленном  порядке.

3. Мониторинг рекреационного нагруза

Рекреация (с лат. - восстановление) -- это:

1. праздники, каникулы, перемена  в школе (устаревшее);

2. помещение для отдыха в учебных  заведения;

3. отдых, восстановление сил  человека, израсходованных в процессе  труда.

Исследованием данного явления  занимаются специалисты различных  отраслей знания -- географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении  круга понятий, относящихся к  рекреационной деятельности. Рекреация  как таковая является одним из основных объектов исследования таких  наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование, курортология и других.

Определение основных понятий, связанных  с явлением рекреации, оказывается  в высшей степени сложным. Это  объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное  понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных  с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой  был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения  и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное  и рекреационное время, досуг  и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому  не станем ориентироваться на предельно  точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) -- опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной  отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

Начнем мы свое исследование с понятия  «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США  в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного  дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и  пространство, где осуществляются эти  виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном, в  советской) литературе.

4. Реализация системы мониторинга в Крыму

В системе управления социально-экономическим  развитием можно выделить 4 группы функций:

сбор данных о состоянии объектов управления;

контроль особенностей использования  и соблюдения требований законодательства по отношению к различным объектам;

координация деятельности ведомств и  организаций в части использования  природно-ресурсных объектов;

организация использования объектов территориального управления.

Функция наблюдения за состоянием различных  видов природно-ресурсных объектов законодательно закреплена и организационно возложена на ведомственные информационные системы.

К системе экологического мониторинга  относится лишь часть данных, получаемых в ведомственных информационных сетях:

о состоянии природно-ресурсных  объектов;

о воздействии наблюдаемых объектов на прочие объекты окружающей среды  и состояние здоровья населения;

о воздействии окружающей среды  на наблюдаемый объект.

К блоку сбора данных системы  территориального управления, наряду с экологическим мониторингом, относятся  также государственные кадастры и системы сбора статистической информации. Уровень информационного  и методического взаимодействия перечисленных блоков системы управления территориального развития в настоящее  время недостаточен. Поэтому, важнейшей  тенденцией развития экологического мониторинга  является его интеграция с другими  блоками сбора данных системы  территориального управления.

В настоящее время действующим  законодательством Украины утверждены шесть видов Государственных  кадастров - лесной, земельный, водный, градостроительный, объектов природно-заповедного  фонда, животного мира. Существуют значительные отличия между различными видами кадастров по уровню информатизации, организационно-техническому и научно-методическому  обеспечению.

В системе сбора Государственной  статистической отчетности, наряду с  социально-экономическими данными  о деятельности субъектов хозяйствования, учитывается также экологически значимая информация:

по экономическим аспектам платы  за использование и загрязнение  природных ресурсов;

о воздействии отдельных видов  производства на окружающую среду (использование  пестицидов и удобрений, 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз и т.д.);

о деятельности автомобильного и других видов транспорта (пробег, затраты  топлива);

о естественном движении и состоянии  здоровья населения.

В систему госстатотчетности не входит значительная по объему санитарная статистика (санитарные паспорта, сертификаты  качества и т.д.), а также экологические  паспорта промышленных, рекреационных  и горнодобывающих предприятий, разработанные Госкомприроды Крыма  и утвержденные Правительством Автономной Республики Крым.

Изложенное выше показывает, что  из социально-экономических статистических данных необходимо выделить и законодательно закрепить систему государственной  экологической статистики. Организационно сбор государственной экологической  статотчетности (как одну из функций  мониторинга окружающей среды) целесообразно  возложить на Минэкобезопасности Украины  и ее органы на местах. Технической  базой для интеграции всех блоков сбора данных в системах территориального управления являются активно развивающиеся  в Украине телекоммуникационные и географические информационные системы (ГИС). Накопленный к концу 1996 г. опыт создания в Крыму Единого Республиканского цифрового территориального кадастра (ЕРЦТК) показал, что регион уже обладает критической массой - полным спектром ГИС-технологий ARCINFO, методическим обеспечением межведомственного картографического  банка данных, соответствующей организационной структурой, необходимой для интеграции ведомственных информационных систем.

Важным условием интеграции ведомственных  информационных систем в межведомственный территориальный банк данных является взаимный доступ к первичным (а не обобщенным) данным в рамках законодательно закрепленными за субъектами управления функциями.

Система экологического мониторинга (в данном контексте используется как синоним мониторинга окружающей среды) организована на 2-х уровнях - ведомственном и территориальном. К блокам ведомственного экомониторинга, ведущим на протяжении нескольких десятилетий  сбор, обработку и передачу потребителям данных по территории Крыма, относятся  Госкомводхоз, Минздрав, санитарно-эпидемиологическая служба, Минсельхозпрод, Госкомприроды, ГГП "Крыгеология", Госкомзем, Госкомлес, Крымский центр по гидрометеорологии.

Основными проблемами функционирования ведомственных систем экомониторинга, в 1996 г., как и ранее, были:

недостаточный уровень автоматизации  и информатизации;

низкий уровень межведомственного  взаимодействия, приводящий к дублированию измерений и снижению информативности  наблюдательных сетей.

Система государственного мониторинга  окружающей природной среды была утверждена постановлением Кабинета Министров  Украины N 785 от 23.09.93 г. Данное постановление  определило перечень и условия интеграции ведомств и органов исполнительной власти в систему территориального экологического мониторинга.

Основные задачи системы территориального экологического мониторинга:

интеграция и первичное обобщение  экологически значимой информации, собираемой на территории региона различными министерствами и ведомствами;

Информация о работе Экологический мониторинг