Экологический риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Оценка экологического риска может быть проведена на основании имеющихся научных и статистических данных о экологически значимых событиях, катастрофах, о вкладе экологического фактора в состояние санитарно-экологического благополучия населения, о влиянии загрязнения окружающей среды на состояние биоценозов и др.

Содержание

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК…………………………………………………………….....3
2. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РИСКОМ………………………………………..3
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………………………………...4
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………..11
5. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ…………………………………………..11
6. ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ…..13
7. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ………………………………………………………………...13
8. ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА АВАРИЙ……………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

экологический риск.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

    Проблемы  оценок и управления экологическимирисками  на предприятиях ТЭК 

    Предприятия ТЭК - сфера высоких рисков и объектов повышенной промышленной опасности. ТЭС, ГЭС, нефтяные и газовые скважины, продуктопроводы обладают большими потенциальными возможностями для создания катастрофы техногенного характера, различных аварий, угрозы людям и окружающей среде.

    Разнообразие  рисков, исходящих от предприятий ТЭК, предопределяет необходимость комплексного подхода для минимизации возможности аварии и катастрофы, а также надобность организации системы риск-менеджмента, нацеленного на решение масштабного комплекса проблем различного характера, в которых экологические риски занимают далеко не последнее место.

    В условиях интеграции российской экономики  в мировую экономическую систему, а также с учетом положения  ТЭК по отношению к различным  отраслям промышленности значение работ по вышеозначенной проблеме имеет крайне актуальный характер. Безопасная деятельность предприятий топливной отрасли будет эффективной только в том случае, если они будут отвечать самым высоким требованиям международных стандартов. В частности, это стандарты серий ИСО 9000 (система управления качеством), ИСО 14000 (система экологического управления) и ИСО 18000 (OHSAS - система управления промышленной безопасностью и охраной труда) и другие международные документы, касающиеся экологического менеджмента и аудита.

_____________________________________________________________________________

    [1. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты. — М.: Политиздат, 2000.].  

    К 2010 году отработка проектного ресурса  большинства ТЭС может достичь 50% всех мощностей электростанций, а спрос на электроэнергию будет постоянно возрастать. Одновременно в газовой промышленности добыча газа может сократиться на 180-200 млрд. м3. Нетрудно предположить, что в общем балансе возрастает доля твердого топлива. Это автоматически приведет к возрастанию экологических рисков, учитывая сегодняшнее несовершенство сжигания твердого топлива и высокосернистого мазута на современных ТЭС.

    С экологических позиций, ТЭК сегодня - это 50% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 23% сбросов загрязненных вод в водные объекты и до 19% объема образования отходов от общепромышленных российских показателей. По условиям Киотского протокола Россия получит квоту на выбросы 3 млрд. м3 парниковых газов (в основном это углекислый газ и метан). По данным МПР в прошлом году только СО2 было выброшено 2, 04 млрд. м3. Из них на долю энергетики пришлось 44%, на добычу и потери при транспортировке газа 10%, добычу и переработку нефти и угля 3%, а на потребителей топлива (остальные отрасли транспорта и ЖКХ) 29%. При этом если количественной оценке выбросов СО2 придается достаточно серьезное значение, то оценкам потерь метана при транспортировке газа, включая попутный нефтяной газ, и при переработке нефти уделяется гораздо меньшее внимание. Таким образом, проблема оценки углеводородных газов в рамках Киотского протокола встает достаточно остро перед предприятиями ТЭК.

    В этой связи проблемы оценок деятельности предприятий ТЭК в контексте  экологических проблем представляются чрезвычайно актуальными и серьезными. С экономической точки зрения затраты на экологическую проработку проектов, в том числе и на оценку экологических рисков, более эффективны, если они проводятся на более ранних стадиях реализации проектов. Эти затраты окупаются через экологические платежи и в большей степени за счет создания эффективных систем управления и снижение рисков в производственной деятельности предприятий ТЭК. Тем не менее, на предпроектной стадии проработки расчетам упущенных экологических выгод не придается должного внимания.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

    В настоящее время в России интенсивно развиваются технологии формирования рейтингов предприятий в целях  корпоративного управления. Это особенно важно для компаний с участием международного капитала. Однако факторы риска, и особенно экологического, очень слабо учитываются при формировании внутриотраслевых и межотраслевых критериев оценки эффективности управления, на основе которых выстраиваются отраслевые рейтинги инвестиционной привлекательности.

    Активное управление рисками должно носить системный характер, однако в настоящее время наибольшее внимание уделяется финансовым рискам. В то же время последние разработки деклараций безопасности опасных промышленных объектов позволяют создать систему детального анализа подверженности экологическим рискам практически всего цикла производства на предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фазах развития предприятий ТЭК. Тем не менее, в документах ТЭО расчеты экологических рисков, как правило, отсутствуют, хотя руководящими документами, касающимися обоснования инвестиционных проектов, по оценкам воздействия на окружающую среду предписывается выполнение таких исследований [СП 105]. Отсутствие оценок экологических рисков на предпроектных и проектных стадиях в портфелях общих и специальных рисков компаний в будущем оборачивается значительными убытками при возникновении социальных конфликтов и ликвидационных ситуациях, приводящих к катастрофическим последствиям.

    В некоторых случаях экологические  риски на предприятиях ТЭК относят к операционным. Однако по своей природе экологические проблемы энергетики и использования топлива вездесущи и актуальны с учетом загрязнения окружающей среды и нанесения ущербов как отдельным компонентам экосистем, так и человеку. Поэтому экологическая составляющая для предприятий ТЭК присутствует как в финансовых (рыночных), так и в стратегических рисках.

    ПРОБЛЕМА  ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ.

    Качественная  и количественная оценка экологических  рисков по фазам жизненного цикла  реализации проектов и жизненного цикла продукции имеет серьезное методическое и практическое значение. Необходимость исследований такого рода обусловлена возможными нарушениями природоохранного законодательства и, во вторую очередь, риском негативного влияния природно-климатических факторов на протяжении всех фаз реализации проектов. Однако в предынвестиционных проработках именно последним факторам придается решающая роль. В то же время, требования законодательства могут меняться, а для экологического - тем более, в сторону ужесточения. Так, подписание Киотского протокола повлекло за собой существенное ужесточение природоохранных требований, в первую очередь в предприятиях ТЭК. При этом вероятность нарушений экологических требований также очевидно повышается.

    Экологические риски отличаются от форс-мажорных тем, что большинство из них можно предотвратить. Тем не менее, страховые компании предпочитают иметь дело именно с последними, хотя выгоды от такой стратегии далеко не так очевидны, если страховые события все-таки произошли и привели к значительным ущербам. В качестве примера можно привести следующие данные. Так, средняя стоимость ликвидации аварии и ее последствий при добыче нефти составляет около 0,5 млн. руб. По экспертным оценкам только на промысловых нефтепроводах и водоводах для поддержания пластовых давлений происходит ежегодно около 70 тыс. аварий. Общая же протяженность трубопроводов ведущих компаний ("Лукойл", ТНК, "Роснефть", "Транснефть") составляет около 120 тыс. км. Учитывая технологическое состояние трубопроводных систем на сегодня, нетрудно посчитать экологические риски и возможный экономический ущерб, наносимый среде при многочисленных прорывах труб. Даже по самым ориентировочным подсчетам ежегодные затраты на ликвидацию последствий аварий (без компенсации экологических ущербов) составляют более 3,5 млрд. руб. Таким образом, учет экологических рисков для одной из ведущих в ТЭК отраслей создает большие возможности для страховой деятельности.

    Кроме того, для предприятий ТЭК уже  сейчас необходимо приступить к работе по каталогизации и созданию системы отчетности по рискам, на основе чего будет проводиться управление ими. С этих позиций риск-менеджмент будет представлен некоторой интегрированной функцией, которую необходимо внедрить во все подразделения и во все виды деятельности предприятий ТЭК. Не последняя роль в этой интегрированной функции должна отводиться экологическим рискам. Это связано с тем, что в отличие от других видов производственных и проектных рисков для создания системы управления экологическими рисками уже заложена реальная основа - переход к стандартам серии ИСО 14000.

    В целом, рассматривая отдельные этапы  риск-анализа для предприятий  ТЭК, можно выделить следующие основные проблемы.

    Этап 1 (экспозиция рисков и идентификация  опасностей). Одной из ключевых проблем риск-анализа является количественная оценка важности неблагоприятного фактора, действующего в комплексе с несколькими факторами. В случае учета совокупности факторов трудности появляются в определении роли или степени важности того или иного фактора для корректного расчета риска, так как доля, с которой воздействует один фактор, определяет его приоритет. Необходим также учет их эмерджентных свойств. В техногенных системах в определенных случаях (например, при использовании технологически нового оборудования, где достоверно неизвестна его надежность, а в паспорте нет данных наработки на отказ, или при скудной статистической информации о его отказах) сложно строить "дерево отказов", а иногда и вовсе не представляется возможным. Также создает трудности технологическая сложность процесса, подвергшегося риск-анализу.

    Этап 2 (оценка зависимости "доза - ответ"). При выявлении количественной зависимости между экспозицией изучаемого фактора и вызываемыми им вредными эффектами возникают следующие методические неопределенности.

    1. Применение большинства методов  расчета рисков невозможно в  случае удаленного месторасположения  изучаемого объекта от селитебной  зоны. В такой обстановке риск-анализ  относительно здоровья населения  (это один из основных факторов) становится бессмысленным.

    2. Установление этиологической связи  между экспозицией и фактическими  показателями состояния здоровья  населения ("доза - ответ") во  многом затруднено, поскольку имеются  представления только об однокомпонентных  связях, а для сочетаний нескольких факторов единственной возможностью становится механическая суммация рисков (без учета их эмерджентных свойств). Это создает методические неопределенности при оценках количественных показателей рисков и, соответственно, размеров ставок страхования.

    Этап 3 (характеристика риска) является завершающим этапом и начальной фазой управления рисками. В рамках этого этапа обобщаются полученные ранее данные, проводится оценка надежности результатов, рассчитываются риски для отдельных факторов и их сочетаний, оценивается вероятность и тяжесть возможных неблагоприятных воздействий на здоровье человека и окружающую среду, относительные вклады в установленные уровни риска отдельных загрязняющих веществ, разработка рациональных мероприятий, позволяющих минимизировать полученные значения рисков.

    Риск  рассчитывают по формуле:

    R=P · X,

    где R - величина эколого-экономического риска; Р - вероятность наступления неблагоприятного момента или условия, которое  повлечет за собой материальные затраты  и потери - X (стоимостная величина).

    При расчетах по этой формуле возникают  определенные трудности. В первую очередь - это отсутствие общепринятой формулы  для расчета вероятности события. Чаще расчет вероятности проводится с применением биномиального  закона, закона распределения Бернули, законов распределения Вейбулла, Парето, логарифмически-нормального закона статистических распределений случайных величин и др. При этом зачастую пользуются короткими рядами наблюдений, при которых параметры распределений крайне неустойчивы, что требует определенных допущений и компромиссов применения перечисленных выше распределений к эмпирической информации. Отсюда неопределенность и неравнозначность в оценках вероятности событий различными методами.

    Кроме того, трудно четко определить итоговую стоимостную величину риска и единицы, в которых она будет выражена (рубли или иная денежная единица, количество человек, деревьев и т.д.).

    ПРОБЛЕМЫ  НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.

    До  настоящего времени организация  экологического страхования закреплена законом от 1992 г., который устарел, и в настоящее время готовится новая редакция. Судя по высказываниям членов рабочей группы, новый закон призван содействовать гармонизации российского природоохранного законодательства с законодательством зарубежных стран. Один из основополагающих зарубежных документов - директива ЕС "Об экологической ответственности предприятия и ликвидации вреда окружающей среде". Этот важнейший документ предусматривает разработку до 2010 г. системы финансовых обязательств (гарантий) при осуществлении опасных видов деятельности, к которым относится деятельность предприятий ТЭК. Однако основные положения данного документа, предполагающие широкий спектр страховых услуг хозяйствующим субъектам в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде, остаются неизвестными широкой общественности.

    В то же время, учитывая высокую стоимость  страховых рисков по крупным объектам, высокие страховые тарифы могут  быть выгодны для страховых фирм, если их сопоставлять с масштабами последствий ожидаемого (причиненного) экономического ущерба.

Информация о работе Экологический риск