Экологическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия экологического управления, его функций, рассмотрение правового положения органов, осуществляющих государственное экологическое управление, выявление основных направлений экологического управления, анализ направлений экологической политики в РФ.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и виды экологического управления;
- исследовать правовое положение органов, осуществляющих управление и контроль, их полномочия, взаимодействие, их взаимосвязь;
- проанализировать проблемы государственного экологического управления;
- исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере;
- раскрыть основные направления экологической политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………2
Сущность экологического управления……………….4
1.1.Понятие и виды экологического управления……….4
1.2. Функции экологического управления……………..11
Экологические проблемы рек Омской области…….18
Разработка управленческих решений по улучшению состояния водных объектов………………………………………25
Заключение………………………………………………….33
Библиографический список………………………………..37

Работа содержит 1 файл

экология (Автосохраненный).docx

— 55.98 Кб (Скачать)

Большую роль в регулировании охраны окружающей природной среды играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т.д.

4) Распределение  и перераспределение природных  ресурсов; лицензирование и лимитирование  природопользования и охраны  окружающей природной среды. Данная  функция подразумевает осуществление  государственными органами деятельности  по предоставлению природных  объектов в пользование, собственность,  аренду, а также их изъятие  у природопользователей по основаниям, установленным в законе.

Деятельность  по распределению и перераспределению  природных ресурсов проводится в  рамках государственной системы  лицензирования и лимитирования  использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования  соответствующих лицензий на право  пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия  природных ресурсов или загрязнения  окружающей природной среды) - лимитов.

5) Пространственно-территориальное  устройство природных ресурсов. Пространственно-территориальное устройство  природных ресурсов представляет  собой систему мероприятий, направленных  на обеспечение реальной возможности  использования природного объекта,  предоставленного в пользование, и предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обоснованию и определению границ выделяемого природного объекта, установлению их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т.д., составлению проектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных проектов и т.д.

6) Функции  землеустройства, лесоустройства, недроустройства  и др. регламентируются законодательством  о соответствующих видах природных  ресурсов.

7) Контроль  за рациональным использованием  природных ресурсов и охраной  окружающей природной среды. Контроль  является важнейшей функцией  государственного управления в  любой его отрасли. Однако контроль  в сфере экологии имеет особое  значение в силу той роли, которую  он способен играть в предупреждении  экологических правонарушений, вред  от которых, причиненный природной  среде, зачастую оказывается необратимым.

8) Разрешение  споров о праве природопользования; применение ответственности за  экологические правонарушения.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия  природных ресурсов, порядка и  условий их использования, а также  нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных  этим убытков, в настоящее время  отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры  возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при  разрешении споров с участием граждан. Защита прав пользования природными объектами в административном порядке  осуществляется лишь в случаях, предусмотренных  федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд. 

2. Экологические проблемы  рек Омской области  

   Иртыш - один из самых крупных водотоков, расположенных на территории Западной Сибири. Река является источником сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения, транспортной магистралью, используется для рыбного промысла. Среди рек России Иртыш занимает третье место по длине и пятое место по площади водосбора. Иртыш, протекая в пределах Омской области, на протяжении 1132-х километров, проходит через несколько географических зон, приобретает черты равнинной реки и имеет незначительный уклон русла. По территории Омского Прииртышья протекает более 4000 рек. Отличительной особенностью речной сети является слабая ее разветвленность и неравномерное распределение. В северной части области достаточно густая речная сеть, в южных районах речная сеть практически отсутствует. Реки Омской области относятся к типу равнинных. Они имеют преимущественно снеговое питание и по характеру распределения внутригодового стока относятся к рекам с выраженным весенним половодьем.

   Наиболее крупным притоком Иртыша является р. Омь. Вода р. Омь отличается от иртышской высокой минерализацией и повышенной жесткостью. Она используется для технического и сельскохозяйственного водоснабжения 4-х районов области, пригодна для питья только после обеззараживания и кипячения.

   В северной части области Иртыш принимает притоки Уй, Туй, Ишим, Оша, Шиш, Тара. Уй, Шиш, Туй, Оша - таежные реки, медленно текущие в невысоких, заросших лесом берегах. Река Оша, имевшая в недалёком прошлом ширину до 50 метров и изобиловавшая рыбой, сейчас в среднем и верхнем течении имеет ширину 5-15 метров и сильно загрязнена сельскохозяйственными стоками и бытовыми отходами.

   Малые реки нашего края уже давно находятся под угрозой исчезновения. Огромное воздействие на них оказывает антропогенная деятельность на площади водосбора (вырубка лесов, строительство запруд, осушение болот). Выжигание болотной растительности приводит к уменьшению болотного питания малых рек. Отрицательное влияние на малые реки оказывает перегораживание их плохо сконструированными плотинами. Это способствует процессам заиливания и загрязнения водотоков.

   Омская область является одним из многих регионов страны, где продолжает оставаться нерешенной проблема загрязнения водных ресурсов, водоохранных зон и водосборных бассейнов.

   Протекающие по территории региона реки загрязняются сточными водами промышленных предприятий, сельскохозяйственных комплексов, хозяйственно-бытовыми стоками. Загрязнению Иртыша и его притоков способствует практически полное отсутствие у сельских населенных пунктов систем водоочистки и канализаций. Многие, за исключением некоторых районных центров, притоки Иртыша находятся сегодня в критической экологической ситуации.

  В большинстве пунктов наблюдений вода в реках характеризуется 4-м классом качества как "грязная". Основными веществами, загрязняющими воды рек бассейна р. Иртыша, остаются нефтепродукты, фенолы, соединения азота, меди, марганца, органические вещества.

   Одной из основных причин, способствующих загрязнению водных ресурсов, является массовая застройка водоохранных зон, и прежде всего, их прибрежных защитных полос. Значительный ущерб рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических и минеральных загрязнений, а также смыва почвы в результате водной эрозии в весенне-летний период.

   Водоохранная зона - это территория, выделяемая для охраны вод от загрязнения, на которой запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

  С точки зрения экологов такая зона относится к числу так называемых средообразующих территорий, т.е. охраняемых территорий, предназначенных для ограничений или запрещения эксплуатации природных ресурсов. Установление и соблюдение режима охраны водоохранных зон является важнейшим мероприятием по регулированию и поддержанию благоприятного режима поверхностных водоёмов и рек. Новый Водный кодекс России, вступивший в силу с 1 января 2007 года, в частности, разрешает строительство жилых домов, других строений и производств в водоохранных зонах при условии, что они имеют очистные сооружения.

  Таким образом, с 1 января 2007 года, все многообразие строений, имеющихся на берегу наших многострадальных рек, будет с одной стороны узаконено, как объекты недвижимости, а с другой, так как у большинства нет очистных сооружений, окажется вне закона. Здесь мы имеем налицо противоречие целей и юридический нонсенс, который приведет к конфликту общих и частных интересов.

  Одновременно в Водном кодексе РФ указывается, что ни при каких условиях не может застраиваться береговая полоса шириной 20 метров (кроме портов), она не может быть приватизирована и является общедоступной.

  Во исполнение федерального законодательства 10 октября 2007 г депутаты Омского Горсовета в первом чтении приняли правила использования водных объектов, расположенных в Омске, для личных и бытовых нужд.

  Каждый человек вправе передвигаться и пребывать на береговой полосе, заниматься любительским и спортивным рыболовством, причаливать на плавсредствах. Запрещается загрязнять и засорять водные объекты, сваливать бытовые и строительные отходы. Нельзя применять минеральные, органические удобрения, ядохимикаты. Также нельзя заправлять топливом, мыть и ремонтировать автомобили и другие механизмы. Мэрия Омска планирует установить вдоль берегов рек и водоёмов в черте города специальные информационные знаки. Теперь необходимо эти правила воплотить в жизнь. Кроме того, согласно Генерального плана развития г. Омска, предусмотрено:

  1. Берегоукрепление, реконструкцию и строительство набережных осуществлять на основе прогнозных расчётов на допустимость изменения русловых процессов, с учётом материалов обследований и моделирования.

  2. Произвести ревизию имеющихся водовыпусков и промсбросов в водные объекты, осуществить их упорядочение и регламентирование, обязать всех балансодержателей обеспечить очистными сооружениями. Ликвидировать "бесхозные" коллектора.

  3. Повысить рекреационную функцию набережных. Сформировать речной фасад города с учётом водоохранных ограничений и экологической значимости. Исключить чрезмерное уплотнение и стеснение застройкой береговых зон, сформировать вдоль рек и водоёмов систему озеленённых и благоустроенных зон (широких полос) отдыха, обеспечить общую доступность для горожан. Однако последнее правило на практике нарушается.

  В Омской области в 80-е годы прошлого века зародилось и достаточно успешно развивается общественное экологическое движение "Чистая вода Прииртышья"

   В течение 2003-2007 г.г. ФГУ "ТФИ по Омской области" совместно с Омскими региональными отделениями РГО и РосГео, ОмГАУ, ОмГПУ, студентами Омских и Томских вузов были проведены геоэкологические экспедиции по территории Омской области, в результате которых была получена новая мониторинговая информация о состоянии водных объектов.

  Во время всех экспедиционных работ установлено, что экологическое состояние подавляющего большинства рек, притоков и озер региона неудовлетворительное. Берега их часто захламлены бытовыми и прочими отходами антропогенной деятельности, производится хаотичный выпас скота, вырубка леса в прибрежных полосах. Все это приводит к загрязнению и заилению водных объектов Омской области продуктами твердого стока, ухудшению качества воды, сокращению рыбных запасов, снижению водности и к ухудшению общего экологического состояния территорий. Исходя из увиденного и вышесказанного, существует острая необходимость проектирования и поэтапной скорейшей реализации водоохранных мероприятий на всей территории Омской области.

   Кроме того для Иртыша одной из крупных нерешенных проблем является незаконная добыча песка со дна реки, которую ведут многие организации. Все это скоро может привести Иртыш к экологическому бедствию.

В результате активной хозяйственной деятельности, связанной с безвозвратной добычей  и реализацией песка Иртыш  подходит ближе к правому коренному  берегу, сильно разрушая его. Это приведет неизбежно к огромным затратам на берегоукрепление в дальнейшем, которое  можно бы было минимизировать.

   В 70 е годы XX века бесконтрольная добыча песка в черте города Омска на строительные нужды, дноуглубительные работы на перекатах привели к интенсивному снижению отметок уровней и дна реки на этом участке. В неудовлетворительных условиях эксплуатации оказались водозаборы коммунального и технического водоснабжения, выпуски сточных вод, дюкерные переходы, набережные, причальные сооружения речного порта. В целях упорядочения хозяйственного использования и предотвращения дальнейшего снижения уровней воды р. Иртыша у г. Омска с 1985 запрещена безвозвратная добыча песка из русла Иртыша на участке от д. Новая Станица до пос. Береговой, а с 1986 года - от с. Усть-Заостровка до пос. Чернолучье.

   В настоящее время строительный песок в русле реки Иртыша в этом районе вновь добывается практически бесконтрольно. При этом организации, не имеющие лицензии на этот вид деятельности, предпочитают добывать песок в 50-километровой водоохранной зоне Омска. Выгода большая. Это короткое транспортное плечо, низкие затраты на работы, неуплата налогов.

Информация о работе Экологическое управление