Экологическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание детей.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Сейчас над данной проблемой работают много ученых, педагогов, исследователей: С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, О.И.Попова, Е.Ф.Терентьева и многие другие.

В настоящее время основой экологической науки является различные связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа-общество-человек». Экология представляет сейчас комплексную науку, которую вовлечены практически все стороны жизни и деятельности человека. Конечно, дошкольники еще не могут понять и осмыслить сведения об огромных масштабах деятельности людей в природе. Эти занятия нужны взрослым, педагогам, однако доступной форме знания о взаимодействия человека с природой необходимо включить в содержание экологического воспитания детей-дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства.

Вторя половина 1990-х годов – это бурное проявление творческой инициативы в экологическом образовании: исследовательскими коллективами и отдельными авторами создается множество программ.

За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних – немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: « Радуга», «Детство», «Развитие», «Исток», «Детский сад – дом радости», «Кроха»,. Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ – «Семицветик», «Природа и художник», « Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно - ориентированная  модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Наряду с комплексными в 1990-е годы создано значительное количество парциальных программ. Программа А.Версова « Мы – земляне».

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, отечественного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты – знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.). Полвина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект « Мое дерево». программа Н.А.Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа « юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор – С.Н.Николаева). «Юный эколог» включает две программы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. последний раздел посвящен человеку – он рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов природы: эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщать к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологическое знание – это не самоцель, это лишь средство формирования к природе, которое строится на проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Программа воспитания ребенка дошкольника О.В.Драгуновой предлагает первой младшей группе закреплять представления о явлениях природы: тучи, облака, солнце, ветер, дождь, снег, время гола.

Ребенок учиться замечать и назвать состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет снег, светит солнце), их взаимосвязь (солнце светит тепло; солнце нет – пасмурно и т.д.

Формируются элементарные представления о воде и использовании ( вода течет, ею умываются, в ней купаются, в воде отражаются объект, расположенный в близи, силуэты деревья и людей); предметы, попадая в воду, по-разному проявляют свои свойства: тонут, движутся на поверхности, мокнут. Развивается потребность в экспериментировании (опустить предмет в воду, чтобы выявить его свойства)

Формируются элементарные представления, что весной снег тает, образуется вода.

        Знакомиться со свойствами снега, льда (снег холодный, легкий, лед твердый, прозрачный), способами их обнаружения. Формируются элементарные представления о переходе вещества из одного состояния в другое (снег – вода- лед) зависимости этого явления от температуры, умения « проводить» опыты, по наблюдению этого процесса

       Развивается умение определять и более полно характеризовать состояние погоды (холодно, тепло, жарко) идет дождь   (моросящий, проливной) дует ветер (порывистый), их взаимосвязь (холодно, потому что ветер и т.д.)

       Средней группе развивать умение определить о более полно характеризовать состояние погоды.

       Формируются конкретные представления об отдельных характерных признаках каждого времени года, их своеобразии. совершенствуется умение замечать и назвать примеры сезона: осенью дует частые моросящие дожди, на небе темные, тяжелые тучи, дует холодный пронизывающий ветер.

       Зимой бывают снегопады, вьюги, пурга. Стоят морозные дни, реки покрыты льдом: что весной начинается паяние льда.

       Продолжают знакомиться со свойствами прозрачная, может высыхать, некоторые предметы в ней плавают и снег (рыхлый, рассыпчатый, холодный). Углубляются представления о переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое в процессе постановки опытов (снег – лед – вода – пар), представления о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.

       Старшей группе обогащаются представления ребенка об агрегатном состоянии воды в разное время года. Учиться устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха; различает и называет явления природы, связанные с различным состоянием воды: моросящий дождь, ливень, роса, туман, снег, иней, лед, сосульки, капель). Уточняется значения воды для растений, животных и человека (питание)

       Расширяются представления о снеге (в морозную погоду падает отдельными снежинками, при потеплении хлопьями, при похолодании в виде крупы, в ветреную погоду – игольчатый), его свойствах ( скрипит, рассыпается, лепится).

       Продолжает знакомиться со свойствами льда (гладкий, скользкий, холодный, прочный, хрупкий, прозрачный). Учиться устанавливать зависимость свойств снега и льда от температурных условий. Осенью идут холодные затяжны, моросящие дожди. Бывают утренние росы, туманы, иней, заморозки. Зимой холодно, морозно, земля  замерзла, покрыта снегом. Водоемы покрыты льдом. Весной начинается таяние снега и льда (становится грязным, грязным), начинается капель; текут ручьи, появляются проталины. Летом теплые, моросящие дожди. нагревается вода в водоемах.

       Закрепляются знания ребенка о неживой природе, свойствах воздуха, воды, огня, почвы; причина возникновения некоторых из них, влиянии на жизнь растений.

       Углубляются представления о тепловых явлениях - преобразование твердых тел в жидкие, жидких в парообразные и наоборот. Вода – ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, вода растворитель) и состояния (пар, жидкость, лед, снег и др.)

       Продолжается учиться распознавать состояние погоды, соотносить ее с временем года и определить соответствующим термином, достаточно полно характеризовать их (погода - пасмурная, солнечная, дождливая, холодная, солнечная; ветер – слабый, сильный, холодный, порывистый).                                        

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональную приспособленность растений животных к среде обитания, зависимости существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методом относится: систематизированное наблюдение, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение детей в природе.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектом природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева отметили, что началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы, которое обеспечивает:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предмета;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой;

Продумывая, организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

      1)проводить многообразные наблюдения объектов природы;

      2) фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

      3) обсуждать увиденное;

      4) осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;

       5) отражать впечатления природы в разных художественной и игровой деятельности.

     Оценивая достижения методики ознакомления дошкольников с природой, ее теоретических постулатов и практического воплощения, можно сказать, что в ней имеются отдельные тенденции приближения к научно-экологической позиции (особенно в теории).

Глава II. Экспериментирование. Практический метод экологического воспитания

 

В  настоящее время  мы являемся  свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира метод  экспериментирования, который  давно знал  прочное место в вышнее  и  средней школе.

    Главное достоинство метода экспериментирования  заключается  в том, что дает детям реальные представления о разных сторонах изучаемого, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение   памяти ребенка, активируется его мыслительные процессы,  так  как постоянно  возникает  необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и эксплуатации.  Необходимость  давать  отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.   Следователем  является не только ознакомление  ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов  и операций  которые рассматриваются как умственные умения.

    Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формировании трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Дети очень любят экспериментировать.  Это объясняется  тем, что им присуще нагляднодейственное и  нагляднообразное мышление, и экспериментирование, как никакой другой  метод,  соответствует этим возрастным  особенностям. В дошкольном  возрасте он является ведущим, а первые три года  практически  единственным   способом  познания   мира.  Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Информация о работе Экологическое воспитание детей