Экологическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание детей.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

В некоторых странах есть растения, похожие на кувшинки, но листья у них очень-очень большие (название растения - вик­тория регия). На таком листе может посидеть не только Дюймо­вочка или Буратино, но и настоящий ребенок.

По поведению цветков кувшинки можно предсказывать по­году. Перед ненастьем они прячутся в воде.

КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ. Не менее известное водное расте­ние - кубышка желтая, которую часто неверно называют жел­той лилией. Предложите детям сравнить кубышку и кувшинку. Чем они похожи? Чем отличаются? Кубышка обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она получила из-за того, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики - ку­бышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймо­вочке старая жаба украшала дом кубышками (желтыми кув­шинками) и камышами.

СТРЕЛОЛИСТ. Это интересное растение, которое очень хо­рошо запоминают дети. Его несложно найти во многих водоемах нашей страны. Свое название растение получило благодаря фор­ме верхних, надводных, листьев. Покажите детям лист (рису­нок) и спросите, на что он похож. Лист напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Но не только этим интересен стрело­лист. Его нижняя часть всегда находится под водой, а верхняя -над водой, поэтому нижние, подводные, листья, совсем не похо­жи на верхние, надводные, стреловидные. Нижние листья напо­минают длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном и том же растении - разные по форме листья. Очень важ­но обратить внимание детей на этот факт, так как существова­ние двух типов листьев объясняется тем, что они растут в раз­ных средах: нижние - в воде (она их держит, поэтому они не­жные, тонкие), а верхние - над водой, на воздухе (они должны держать себя сами, поэтому листья плотные, твердые).

РЯСКА. В сказке о Буратино есть такие слова:

"Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появи­лась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная пожилая черепаха Тортила".

На наших речках тоже бывает много ряски - небольшие зеле­ные пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.

Обычно ряска состоит из трех кружочков - одного большого и двух маленьких. Это "мама" и две ее "дочки". Со временем "доч­ки" отделятся от большого кружочка-мамы и будут плавать сами. Потом у них появятся свои собственные дочки-кружочки. Если есть возможность, поместите ряску из водоема в аквариум, пред­варительно сосчитав количество кружочков вместе с детьми. Посчитайте, сколько кружочков-рясок будет через одну, две не­дели и т.д.

Ряска очень легко прилипает к рукам, дайте детям убедиться в этом. Почему? Если животное, например птица, сядет на воду, где много ряски, к ней прилипнет несколько кружочков расте­ния. Полетит птица на другое озеро, и ряска с ней. Так в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно уви­деть даже в лужах. Ряской питаются многие водные животные.

РОГОЗ. Это растение широко известно под другим названи­ем - камыш, но настоящее его имя "рогоз". Детям нравятся ко­ричневые бархатные початки этого растения. Его семена с пу­хом разносятся ветром. Растет рогоз по влажным берегам болот, озер, рек. В его зарослях прячутся птицы (утки и другие). Из стеблей рогоза плетут корзины, делают канаты, ими покрывают крыши.

После рассказа о водных растениях сделайте вывод о их связи с реками, озерами, прудами, о том, что вода - это их дом, без которого они не могут жить. Там, где нет воды, нет и таких растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ АКВАРИУМА

Внимательно рассмотрите с детьми растения аквариума. Пусть ребята увидят, какие они разные: одни плавают на поверхности, другие прикреплены к грунту. Когда растений в аквариуме стано­вится слишком много, вы часть из них удаляете. Используйте этот момент для знакомства детей с водными растениями. Поло­жите удаленные из аквариума растения на блюдца, разрешите их потрогать. Обратите внимание на то, что у многих растений лис­тья очень мягкие. Что происходит, если оставить их на блюдце без воды? Они быстро усыхают: без воды эти растения не могут жить.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

1.  Дайте каждому ребенку карточки с изображением расте­ний, живущих в воде и на суше. Задание: отобрать только водные растения и поместить их в "водоем" (на лист голубой бумаги).

2.  Среди карточек с изображением водных растений нужно выбрать те, о которых шла речь в сказках о Буратино и Дюймо­вочке.

ЭКСКУРСИЯ

Провести экскурсию на берег водоема. Во время прогулки дети попробуют узнать растения, о которых шла речь на занятиях.

Обратите их внимание на то, как резко меняются растения при приближении к водоему: появляются виды, которые любят воду. Подчеркните также, что на берегу, у берега и далеко от берега растут разные растения. Если позволяют правила безопасности, дайте детям возможность посмотреть в воду: видны ли под водой какие-нибудь растения.

Выводы   по  теме.

В воде живут иные растения, чем на суше. Они называются вод­ными. Они "умеют", могут жить только в воде. Без нее быстро умирают. Растения в реке, озере - это еда и дом для многих животных. Красивые речные растения бездумно рвут люди, из-за этого их становится все меньше. Водные растения тоже нуж­но беречь, как и те, что растут на суше. Следует также охранять их "дома": реки, пруды, озера, моря, океаны.

Тема: "КТО ЖИВЕТ В РЕКЕ"

Цель:

познакомить детей с представителями водных животных, пока­зать их особенности, приспособленность к жизни именно в вод­ной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Материалы   и   оборудование:

фотографии, рисунки кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде. Прежде всего в качестве модельных выберите животных вашей местности, тех, которые могут быть знакомы детям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Для проведения занятия пригласите сказочных персонажей -Водяного и Русалку, которые представят ребятам разных водных обитателей. (Роли Водяного и Русалки исполняют воспитатели).

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пожаловали необычные гости. Ну-ка, давайте попробуем их узнать (звучит песня из мультфильма "Я водяной, я водяной...")

Приходят Русалка, Водяной, здороваются с детьми.

Русалка. Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята! Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Сегодня мы с Водяным расскажем Вам о жителях на­шего подводного царства.

Водяной. Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша -это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не пред­ставляют, как это можно жить, когда нет воды. Русалка.    Посмотришь на реку

И кажется, в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу,

Незнамо куда. Водяной.    Но если поглубже

В нее заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так.

Вот под корягою

Прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это -                                                        

Огромная щука

Плывет, как ракета; Русалка    

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Лещ отдыхает -

Стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши...

Водяной    

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

Русалка. А вот мы сейчас узнаем, с кем из жителей нашего под­водного царства знакомы ребята. Кто вспомнит, как называются эти животные? Дети называют водных животных, Русалка и Водяной подсчитывают, скольких животных они вспомнили.

Водяной. Молодцы ребята! Не думал я, что вы наших жиль­цов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно узнать. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах ни плавает! Иногда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день мучаюсь: не могу вспомнить, как это чудище морское зовут.

Русалка. Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше ребят с нашими друзьями познакомим. Лягушка-квакушка, выходи! Появляется, прыгая, лягушка.

Лягушка.   Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все - герои, ать-два! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ать-два! А теперь мы лягушата! Ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два! И с хвостом, и без хвоста, Жить на свете красота!

Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Представьте, что вы - красивые зеленые лягушки.

Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения. Затем лягушка уходит. Появляется рыба.

Русалка.    Плавают рыбешки в нашей речке чистой, Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро! Рыбки-рыбешки все хороши: папы и мамы,

и малыши!

Рыба.  Рыбки-рыбешки на больших похожи - Плавают, как папы, тоже,тоже, тоже! Рыбки гуляют только в воде И не гуляют больше нигде!

Ребята, кто из вас умеет плавать? Плавать - это так замеча­тельно! Не понимаю, зачем вы ходите, если умеете плавать. А если не умеете - учитесь! Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы! Дети вместе с рыбой "плавают", имитируют ее движения.

Вы можете сами продолжить список приглашенных в гости жи­вотных, которые также проведут с детьми игры, обучая их раз­ным способам передвижения в воде.

 

 

 

 

 

ИГРЫ

РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ КАРТОЧКАМИ

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки живот­ных, изображенных на карточках, отметив их приспособленность к обитанию именно в воде. Рассматривая карточку с изображением лягушки, обратите внимание детей на наличие перепонок на ее лапках. Пусть дети сначала сами выскажут предположение, для чего они нужны. Кто из детей плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки ля­гушки? (Покажите детям ласты). С такими перепонками лягуш­ке удобно плавать. Может быть, дети вспомнят, у каких еще животных есть такие перепонки? У гуся, утки, бобра. Это свое­образные весла. Получается, что у многих животных, обитаю­щих в воде, есть схожие перепонки, которые помогают им плыть.

Обсуждая внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра - это и весло, и руль одновременно.

Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно та­кая? Напомните детям, что водолазы, когда ныряют, стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в стороны. Поче­му? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, будут тормозить движение. Рыбам очень удобно плавать - у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает из туловище, а хвост и плав­ники помогают плыть. Если лягушка, бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.

Предложите детям подумать, почему говорят: "Как с гуся вода"? Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы, например? Дело в том, что перья многих водоплавающих птиц, в том числе и гуся, смазаны жиром и не намокают. Поэтому гуси, утки всегда  "выходят сухими" из воды.

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Скажите, что водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?



Информация о работе Экологическое воспитание детей