Экологическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, в том числе важнейшим из которых является вода. Экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету можно спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание детей.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

«Я принесла воду. Ее пьют, чтобы утолить жажду. Попейте и вы. Что вы выпили (воду). Она вкусная?» (нет вкуса).

Наблюдение за водой во время умывания

«Из крана льется теплая вода. Подставление руки под ее струю. Они стали мокрыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые (Предложить открыть кран с холодной водой). Какая вода льется из этого крана? (холодная. Руки мерзнут, неприятно умываться). Скорее включите горячую воду. Теперь вода льется вода. Она приятная – «Льется чистая водица, мы умеет чисто мыться». Предложить детям потрогать  теплую и холодную воду. Какой водой приятно умываться?

Водичка, водичка, умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтобы смеялся роток

И кусался зубок.

Продолжать знакомить со свойствами воды (холодная, теплая, горячая).

От какой воды поднимается пар? Когда нельзя снимать крышку с кастрюли? Кран с горячей водой надо открывать осторожно – вода должна течь тонкой струйкой. Горячая вода может обжечь руки. Какая бывает  вода? (холодная, теплая, горячая). Какой водой приятно умываться? Какая вода может обжечь? Какую воду нельзя трогать? В где всегда есть вода? (в кипящем чайнике, в кастрюле, в которой варится суп. Когда его разливают по тарелке – суп очень горячий, о быстро остывает).

«Когда вас мама моет, какую она воду наливает, чтобы вам было приятно мыться? (теплую). Мы сегодня будем мыть куклу Таню. Какую воду нальем в ванну, чтобы Кате было приято? (теплую). Саша, принеси кувшин с теплой водой и налей ее в ванну (Ребенок берет из двух кувшинов – с теплой и холодной водой). А почему в ванну нельзя наливать холодную воду? (В холодной воде Катя замерзнет, простудится и заболеет).

Предложить детям смочить губкой туловище куклы, помыть, обтереть. Обратить внимание на свойства воды: льется, разливается.

Куклу Милу Люда мыла,

С куклы грязь всю отмыла.

В глаз попало Миле мыло,

Люда Кукле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила.

- Не сердись, - сказала Мила.

Я выплакиваю мыло.

Игра с водой. Предложить рассмотреть игрушки из разных материалов. Отпустить их в таз с водой. Резиновые плавают – они легкие. А железные ложечки, камешек – тоне – они тяжелые.

Продолжать знакомить со свойствами воды. Дети водой и мылом моют игрушки. Сравнивают чистые и грязные игрушки.

Мытье комнатных растений. Поставить на решетку в тазу бальзамин (его еще называют «Ванькой мокрой» - он очень любит воду). Дети «сделают» дождик для бальзамина – поливают листья из лейки. Почему цветы и листья стали чистыми?

Полив комнатных растений – правильно держать лейку, так чтобы носик касался края горшка, воду лить осторожно – это дождик льется, он прячется в землю.

Скрипит под окошком морозный денек,

Стоит на окошке цветок - огонек,

Его поливают, его берегут,

Его подарить никому не могу!

Наблюдение за тем, как няня моет посуду. Преложить детям отпустить пальцы рук в воду и сказать, какая вода в тазу (теплая). Осторожно потрогать пальцы второй кувшин – он горячий. Почему? Какая в нем вода? (горячая). Нна Ивановна моет посуду в теплой воде, а ополаскивает горячей (чашки чистые, блестят). Предложить дотронуться до чашек и почувствовать, что они стали теплыми от горячей воды.

 

Приложение 2.

Дождь

«Идет дождь. Вы уже знаете: выходя на улицу в дождь, люди надевают сапоги и берут зонтики. После дожя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекают с одного места и образуют лужи. В дождь капли стекают по оконному стеклу. Давайте понаблюдаем за ними.

Дождик льет по улице –

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки

На окне считать.

Капельки, капельки, капельки –

Мне не сосчитать.

 

Ручейки после дождя

Дождь прошел. Земля и деревья стали чистыми и мокрыми. Вода еще течет маленькими ручейками, стоит в лужах». Предложить детям пустить кораблики и понаблюдать: куда они плавают, чья лодочка уплывает дальше?

Бегут, как змейки по двору

Ручьи и ручейки

Веселые и звонкие,

Бегут на перегонки.

 

Весенний дождь

«Идет дождь – шумит, стучит по крыше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава, цветы. Вода быстро уходит в землю».

 

Летний дождь

«Когда гремит гром, сверкает молния, надо как можно скорее вернуться домой. Нельзя походить близко к окнам – лучше играть подальше от них. Песок и земля после дождя сырые, капли дождя крупные».

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

 

Осенний дождик

«Дождик осенью холодный, мелкий, идет долго. Небо затянуло тучами».

Предложить детям наблюдать за тем, как капли дождя стекают по стеклу.

 

Дождь поздней осенью

«Дождь очень холодный. Иногда даже капли его замерзают, и тогда падают снежинки, белые и холодные».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Снег

Знакомство со снегом

«Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл.

Снег сегодня белый,

От него кругом светло.

Рукавички мы надели,

В теплой шубе нам тепло.

 

Наблюдение за снегом

Чем покрыта земля? (снегом). Посмотрите, он такой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл скамейки, землю. Стало холодно, дети надели шубы, валенки, рукавички. Давайте посмотрим и оставим на снегу следы. Послушает, как скрипит снег».

 

Наблюдение за снегом во время снегопада

Снег идет тихо-тихо. Послушает, как падает снег. Он тихо крутиться и ложиться на шапки, пальто, землю, дома, скамейки… Все кругом стало белым-бело».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Лед

Замораживание льдинок

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, она мерзнет на холоде. Сделать разноцветные льдинки: в одном сосуде развести красную краску, а в другом – желтую, размешать их и налить в банки с водой. Каково цвета стала вода? (желтого и красного). Затем разлить воду по формам и оставить их на улице, на холоде. В формочку нужно отпустить нитку, чтобы потом можно было подвесить льдинку.

 

Размораживание льдинок

Продолжать знакомить со свойствами воды. Показать замершую воду. «Что же стало с водой? (она замерзла, превратилась в льдинки). Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке горячая вода. Потрогайте его. Какое оно? (горячее). Надо формочку ненадолго опустить в горячую воду и вынуть ее. Льдинка сама выскочит. Сколько льдинок? Какого они цвета? (желтого, красного?. А сейчас мы привяжем их за нитку к беседке. Красиво? Посмотрите, как льдинки блестят на солнце. А теперь положим льдинки в банку и возьмем их с собой». Дети наблюдают, как льдинки тают и превращаются в воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Песок

Знакомство со свойствами сухого песка

Предложить потрогать сухой песок. Раздать банки с широким горлышком и предложить насыпать в них песок, а затем высыпать. «Сухой песок рассыпается, высыпается».

 

Знакомство со свойствами сырого песка

«Сырой песок лепится, из него можно строить». Дать формочки, печатки предложить слепить пирожное, пирожки, выложить печатками узоры, слепить берлогу для медведя, посыпать пирожное сверху сухим песком («сахаром». Песок сырой лепится, а сухой рассыпается».

 

Продолжение знакомства со свойствами песка

«Сырой песок лепится, а сухой сыплется». Предложить насыпать в банки сухой и сырой песок. Сухой насыпается хорошо, а сырой – плохо. Полить сухой песок водой. Предложить слепить пирожное из сухого песка и из мокрого (из сухого песка лепить нельзя, а из мокрого можно).

 

Озеро для утят

В песке вырыть ямку и полить в нее воду. Вода уйдет в ямку и полить в нее воду. Вода уйдет в песок. Предложить предварительно закрыть ямку полиэтиленовым пакетом и поставить в нее таз с водой.  Получилось озеро. По березу посыпать сухой песок, разложить камешки. В воду опустить игрушки рыбок и утят».

 

 

 

 

 

Тема: "ЧТО РАСТЕТ В ВОДЕ"

Цель:

познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

Оборудование   и   материалы: рисунки, фотографии водоемов и водных растений.

Литератур а: А. Толстой "Золотой ключик, или приключе­ния Буратино", Г.Х. Андерсен "Дюймовочка".

Для проведения занятий подберите рисунки водных расте­ний вашей местности, тех, которые ребенок мог видеть в приро­де. Предпочтительно, чтобы это были растения с простыми, за­поминающимися названиями и характерными внешними при­знаками. Хорошо, если дети запомнят названия этих растений, но не забывайте, что не механическое заучивание является це­лью занятия. Главное, чтобы ребята поняли, что в воде и на суше растут разные растения (вода - это особая среда обитания), что водные растения приспособлены именно к существованию в воде и без нее очень быстро гибнут (рисунок на 3-й стр. облож­ки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

В начале занятия спросите детей, кто из них бывал на озере, на реке, на пруду. Видели ли они там какие-нибудь растения? Что им запомнилось? Рассмотрите с детьми рисунки с изображе­нием водоемов и отдельных водных растений, расскажите о них.

Рассказ можно начать с белой кувшинки, которую знают многие дети и которую часто неверно называют белой лилией.

БЕЛАЯ КУВШИНКА. Предложите детям подумать, герои каких известных сказок оказались на листе этого растения. Прочитайте фрагмент сказки Андерсена "Дюймовочка":

"В реке росло много белых кувшинок и их широкие зе­леные листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому лис­ту и поставила на него ореховую скорлупку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, - кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали."

Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, "подплыв к листу кув­шинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый сте­бель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению.

Во время чтения текста обратите внимание детей на форму листа кувшинки, на котором оказалась Дюймовочка, и на сте­бель, который перекусили рыбы. Пусть ребята внимательно рас­смотрят лист и стебель этого замечательного растения.

А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? Читаем отрывок из книги А. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" (глава - "Буратино знакомится с обита­телями пруда...").

"Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии (это и была кувшинка, - замечает читающий). Сел на нем, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: "Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки". Лягушки при­несли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья водяных лилий и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами."

Очень часто на листья кувшинок в реках, озерах опускаются стрекозы. Обратите внимание детей на то, что в сказке о Дюймо­вочке, и в сказке о Буратино кувшинки росли там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро. Кувшинки растут только в стоячей или медленно текущей воде.

У кувшинок прекрасные белые цветки с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок -нектар. Цветки кувшинки особенные - они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вече­ром. Их даже называют цветы-часы. Листья и цветки у кувши­нок - на длинных стебельках-веревочках. Эти стебельки-вере­вочки связывают их с толстыми корешками, которые лежат на дне реки и кормят растение. Стебелек у кувшинки очень не­жный, в реке его держит вода, а вот на суше он прямо стоять не может. Белые кувшинки очень красивы, люди охотно рвут их для букетов. И вот в реках, озерах остается все меньше этих чудо-цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать! Лучше всего любоваться кувшин­ками с берега реки и не рвать их.

Информация о работе Экологическое воспитание детей