Экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основное внимание уделено анализу взаимосвязей экономики и экологии, проблемам природопользования, природоохранной деятельности и ресурсосбережению, экономическим механизмам экологизации хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономика и экологический фактор………………………………….4
Предмет, метод и задачи экономики природопользования…………………...4
Экономическое развитие и экологический фактор……………………………8
Техногенный тип экономического развития…………………………………...9
Устойчивое развитие…………………………………………………………….10
Глава 2. Обострение кризисных ситуаций в региональной эколого-экономической системе (РЭЭС)…………………………………………………11
Глава 3. Природоохранная и ресурсосберегающая деятельность……………14
Глава 4. Научно-технический прогресс и экономика природопользования…17
Глава 5. Понятие экологического менеджмента………………………………19
Глава 6. Рыночные механизмы экологизации экономики…………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

экология курсач.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Гражданская ответственность — эти выплаты производятся в соответствии с гражданским законодательством для компенсации ущерба, нанесенного вследствие загрязнения окружающей среды, "жертвам" (систематического или случайного загрязнения) или государству. Они могут применяться в контексте особых правил ответственности и компенсационных схем или фондов, финансируемых за счет взносов потенциальных загрязнителей (например, фонды борьбы с нефтяными разливами).

Субсидии  — это все формы прямой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов, например, в виде грантов, мягких займов, налоговых льгот, ускоренной амортизации и т.п. Необходимо отметить важные отличительные черты экологических налогов и платежей. Экологические платежи и налоги создают доход, но фундаментальное различие заключается в том, зарезервированы ли доходы только на экологические нужды, или они могут использоваться государственными и местными бюджетами в общем порядке. В данном пособии термин "плата" применяется к большей части доходов, идущих на природоохранные цели. Например, он используется, если доходы поступают в экологические фонды, водные фонды или на государственные предприятия, предоставляющие муниципальные услуги, такие, как очистка сточных вод и утилизация твердых отходов. Если доходы не тратятся целевым образом на экологические расходы, используется термин "налог". Этот простой подход в большой степени совпадает с текущими определениями ОЭСР терминов "плата/сборы" и "налоги". Дальнейшие различия могут проявиться в отношении целей и дизайна экологических платежей и налогов в зависимости от задач природоохранной политики и функции инструмента.

Стимулирующие налоги и платежи — основная цель этих инструментов состоит в изменении поведения, наносящего ущерб окружающей среде. В дополнение к обязательному созданию дохода стимулирующие платежи/налоги создают ценовые сигналы, необходимые для достижения природоохранных целей. Например, через последовательное изменение величины платежа в соответствии с объемом инвестиций и затрат на сокращение загрязнения. Часто стимулирующие инструменты применяются в форме платежей с последующим использованием доходов для дальнейшего поощрения изменения поведения через субсидирование природоохранных инвестиций.

Платежи на покрытие затрат — платежи, идущие на покрытие затрат по предоставлению экологических услуг отдельным потребителям или общественности. Подобные платежи часто встречаются в водном секторе и в управлении отходами.

     Основная цель использования экономических механизмов — заставить производителя с помощью налогов или штрафов изменить свои взгляды на экологию.

     Экономические механизмы должны применяться по принципу «фискальной нейтральности», т. е. не должны быть направлены на увеличение государственных доходов. Средства, превышающие те, которые необходимы для финансирования конкретной программы, могут быть использованы на другие цели, например, сокращение налогов на занятость, инвестиции, прибыль и сбережения. В тех случаях, когда применение экономических механизмов приводит к обратному эффекту, оборачиваясь крайне тяжелыми последствиями для наименее обеспеченных слоев населения, часть вырученных средств может быть направлена на ликвидацию диспропорции.

     Чтобы экономические механизмы заработали, они должны влиять на поведение человека. Это значит, что они должны участвовать в начальной стадии процесса ценообразования для того, чтобы производители выбирали, какие производственные процессы выгоднее использовать, а потребители — что выгоднее купить.

     Государственный закон о том, чтобы вся информация о ведении производства на том или ином предприятии становилась достоянием общественности, является основным элементом экономического механизма, так как он предоставляет потребителю право выбора и способен эффективно влиять на изменение корпоративного поведения [6].

     Преимущества  экономических механизмов. Предпринимательству необходимо оптимально сочетать командные и контролирующие методы с самоконтролем и экономическими механизмами. В большинстве стран основной упор делается на силовые методы. Поэтому неудивительно, что многие правительства приступили к изучению и внедрению экономических механизмов, имеющих два существенных преимущества.

Во-первых, издержки фирм, имеют тенденцию к снижению с введением в действие экономических механизмов, как впрочем, и административные издержки государства. Непосредственные затраты на контроль атмосферных выбросов зачастую от 2 до 20 раз превышают расходы на контроль за загрязнением посредством экономических механизмов. Это происходит потому, что командно-контрольные методы не позволяют фирмам, способным осуществлять природоохранные мероприятия с меньшими затратами, проводить их в большем объеме, чем компании, которым подобная деятельность обходится значительно дороже.

Во-вторых, экономические механизмы способствуют развитию инновационных технологий. Они заставляют загрязнителей использовать более экологически чистые или создавать новые технологии, так как чем больше они очистят, тем больше получат, особенно, если лицензии на загрязнения продаются. Они вынуждают новых предпринимателей искать преимущества в конкурентной борьбе с помощью использования прогрессивных технологий. Командные методы могут иметь такой же эффект, но так как они зачастую обязывают компании использовать конкретную технологию, то не могут также эффективно способствовать техническому и экологическому прогрессу. Более того, экологические требования, предусматривающие применение устаревших технологий, будут тормозить внедрение новых технологий в промышленный сектор.

     Равенство и справедливость. Использование экономических механизмов заставляет задуматься об их влиянии. Если их применение вызывает отрицательный эффект, т. е. ложится тяжелым бременем на плечи бедных слоев населения, то необходимы компенсационные меры. Если отдельная отрасль промышленности оказалась в менее выгодном положении по сравнению с другими (например, из-за большой ресурсоемкости), то нужен переходный период для введения необходимых корректив.

Так как основная идея заключается в том, чтобы изменить экологическое поведение людей, то наиболее разумным может быть введение одинакового налога как для бедных, так и для богатых, но с последующим перераспределением средств в пользу бедных, чтобы соблюсти социальную справедливость. Им, к примеру, могут предоставляться скидки или кредиты.

     Оптимальное сочетание. Выбор оптимального сочетания экономических механизмов, ограничений и самоконтроля должен зависеть от:

  • Эффективности. Выбор должен основываться на достижении максимальной эффективности и обоснованности издержек для общества.
  • Свободы выбора. Предпринимателям должна быть предоставлена свобода в выборе способов выполнения требований, т. е. в выборе наиболее эффективного пути достижения целей.
  • Предсказуемости ограничительной политики. Предприниматели должны понимать суть вводимого ограничения и те возможные последствия, которые их ожидают в будущем. Это даст им возможность спланировать инвестиционную политику и не вкладывать деньги в создание технологий, применение которых будет невозможным из-за быстро меняющихся требований.
  • Постепенности введения. Ограничения должны вводиться постепенно для того, чтобы промышленность могла к ним приспособиться; если правительства возьмут на вооружение «принцип предварительного оповещения», то смогут внедрять новые требования достаточно ритмично, и у предприятий будет время для перестройки..
  • Равенства возможностей.  Одинаковые ограничения должны  распространяться на все аналогичные предприятия. Справедливость заключается в том, что каждый получает по заслугам: отрасль промышленности, допускающая значительные загрязнения, должна будет выплачивать больший налог, чем «чистая» отрасль. В таком дифференцированном подходе — суть метода. Аналогично, в государствах с разными уровнями развития должны действовать различные стандарты и решения, чтобы ограничения, вводимые в разных странах, были справедливыми и пропорциональными их способности бороться с отрицательными эффектами.
  • Представления результатов. Необходимо сообщать общественности о выполнении предпринимателями экологических требований. Появление нарушителей или «привилегированных» следует исключить.

Заключение

Свободные рынки  могут стать стимулом для достижения устойчивого развития. Если цены на ресурсы установлены объективно, конкурентная борьба заставляет производителей экономить ресурсы. Если загрязнение окружающей среды будет отождествляться предпринимателями с ресурсами, «потерянными» для производства, то стремление снизить стоимость заставит производителей уменьшить вредные отходы, особенно если это будет связано с расходами на ликвидацию экологических последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, — основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые технологии необходимы, чтобы более рационально использовать ресурсы для дальнейшей борьбы с загрязнением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 413 с.
  2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – XXVI, 501 с.
  3. Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация: «Дашков и К°», 2004. – 396 с.
  4. Федов В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования: Учебно-методическое пособие. Под ред. П.В. Забелина. – М.: Издательство РДЛ, 2002. – 232 с.
  5. Стефан Шмидхейни и члены Совета предпринимателей. Смена курса: Пер. с англ. – М.: Геликон, 1994. – 384 с.
  6. Рыночные методы управления окружающей средой: Учеб. пособие/ под ред. А.А. Голуба. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 287 с.
  7. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету; Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – 392 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Табл.1. Типы эколого-экономического развития.

Техногенный Устойчивый
Слабая  устойчивость Сильная устойчивость
Степень экологичности экономики
Природоемкая  экономика, неограниченный свободный  рынок Экологосбалансированная экономика. «Зеленые» рынки, регулируемые инструментами экономического стимулирования Максимально экологосбалансироваанная «зеленая» экономика, жестко регулируемая для минимизации изъятия ресурсов
Стратегия управления
Позиция на эксплуатацию ресурсов, ориентация на рост. Экономические цели, максимизация экономического роста. Базируется на аксиоматике, что неограниченный свободный рынок в сочетании с техническим прогрессом обеспечит бесконечную замену возможностей по преодолению всех ресурсных и экологических ограничений Ресурсоохранная и «управленческая» позиция. Модифицированный экономический рост (приспособленный для «зеленого» измерения ВВП, ВНП). Разделяется важность, но отвергается бесконечность замены природных ресурсов. Правило постоянного капитала. Некоторое изменение пропорций и масштабов экономики. Позиция на максимальное сохранение ресурсов. Стабилизация или уменьшение размеров экономики и численности населения. Императив ограничения масштабов.
Этика
Поддержка традиционных этических резонов: приоритет  прав и интересов индивидуумов; инструментальная ценность природы. Максимизация потребления. Расширение  этических резонов: мотив «заботы  о других» - равенство внутри и  между поколениями. Инструментальная ценность природы. Изменение потребительского поведения. Дальнейшее  расширение этических резонов: интересы коллектива выше индивидуальных; первичная ценность экосистем и вторичная ценность компонентных функций и услуг. Жесткое ограничение потребления.

Табл. 2. Организационные  технические мероприятия по рациональному  ресурсопользованию и охране окружающей среды.

Способы охраны природы Направления природоохранной  и ресурсосберегающей деятельности в регионах
Промышленные Подготовка  сырья и материалов к переработке: очистка сырья и материалов от веществ, которые в производстве целевого продукта превращаются в агрессивные примеси.

Разработка новых  видов сырья и материалов: изменение  агрегатного состояния (подземная  газификация угля, сжигание газа и  др.)

Изменение способов получения целевого продукта: разработка новых технологических процессов, повышающих выход продукта и уменьшающих отходы, содержащие агрессивные примеси.

Совершенствование технологических процессов: внедрение  более эффективных технологических  агрегатов, создание оптимальных маршрутов  материальных и энергетических потоков.

Санитарные Выбор эффективных способов очистки отходов и создание дополнительных технологических циклов при получении побочного продукта: рекуперация или беспоследственная утилизация отходов или вторичной продукции, а также создание автоматизированной системы стабилизации и регулирования процессов санитарной очистки.
Развитие  рекреационных зон Планировка: строительство  зданий жилого, культурно-бытового и  производственного назначения, надземных  и подземных дорог.

Обводнение: строительство  каналов, прудов и бассейнов, очистка, расширение и углубление рек в черте городов и крупных поселков, ферм ит.п.

Озеленение: развитие парков, скверов, палисадников и лесозащитных полос, создание «живых» изгородей, цветочных клумб, домашних насаждений и т.п.

Информация о работе Экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды