Агропромышленный комплекс Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью данной темы является рассмотрение экономико-географической характеристики России. Цель работы – понятие АПК, разбор и анализ структуры основных направлений аграрной реформы, факторы размещения и география отраслей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РФ…………………………………………....4
ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ……………………………………………………………………………………7
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ГЕОГРАФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ………………………………………………….........................11
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ГЕОГРАФИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ………………………………………………………………………………20
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ФО…………………………………………………………………………………………..24
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ и пищевой ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………………………..............................................31
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ АПК В КАЖДОМ ФО……………………..34
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АПК В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………...........................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..........................49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....51
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..........................52

Работа содержит 1 файл

Апк.docx

— 263.23 Кб (Скачать)

         Секрет успешной урбанизации богатых стран состоял в том, что росла производительность сельскохозяйственных ферм, а это, в свою очередь, привело к сокращению их числа. Это было главной частью процесса, которую не приняли во внимание страны “третьего мира”. В этом, впрочем, они не были оригинальны. Перед ними был пример Советского Союза, который на протяжении всей своей истории пренебрегал сельскохозяйственным производством, что в конечном счете и привело к низкому уровню жизни в сегодняшней России.

          Гарантированные минимальные цены  обусловливают производство излишков сельскохозяйственной продукции, последующее изъятие или утилизация которых требуют дополнительных затрат со стороны общества. Гарантированные государством цены также замедляют процессы слияния и специализации фермерских хозяйств, поскольку позволяют выживать фермерам с минимальными доходами. И, наконец, гарантированные минимальные цены означают долговременные выгоды для владельцев земли, так как с их помощью была поднята их стоимость и тем замедлен процесс движения земли от менее эффективных к более эффективным производителям.

 

 

 

 

  1. Факторы размещения и география отраслей машиностроения.

Факторы размещения машиностроения

         Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

        Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2010 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 8% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 7% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса.

 Основные причины кризиса  отечественного машиностроительного  комплекса:

  • демилитаризация экономики;
  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах СНГ — основных ее потребителях;
  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

         Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

         Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

         Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

         Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий  машиностроения обусловливают большую  роль транспортного фактора в  осуществлении кооперированных  поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

 

Отрасли машиностроения

        Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой  металлоемкостью, электроемкостью  и малой трудоемкостью. Продукция  производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического  оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

        Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического  оборудования сложилось вблизи центров  развития металлургии и потребления  этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных  в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой  культурой производства. Паровые  и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и  Екатеринбург специализируются на выпуске  газовых турбин, а Екатеринбург —  еще и теплофикационных турбин. Для  атомных электростанций реакторы изготавливают  на Северном Кавказе (Волгодонск) и  Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое  оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне  металлургических баз. Крупными производителями  являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных  видов транспортных средств —  автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий  на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа  выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны).Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах.Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

          В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились  новые предприятия по сборке автомобилей  из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика”  и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — GeneralMotors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено  строительство завода Ford.

          Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

         Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

          Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

           Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

          Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

          Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

           Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

          Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. Затем строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

           Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

          Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского. За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

 

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации

Федеральные округа  и  Специализация машиностроения

Центральный - Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника

Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации