Дальневосточный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 5
1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района 5
2. Природно-ресурсный потенциал 6
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка 9
ГЛАВА 2: Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.1 Территориальная организация и структура
производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.2 Агропромышленный комплекс 23
2.3 Транспорт и экономические связи 24
2.4 Экологическая оценка размещения производственных
сил и перспективы развития свободных экономических зон
Дальнего Востока 28
ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

dalne vosto4niy.docx

— 85.08 Кб (Скачать)

  Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины  которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского  ореха высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей  твёрдую древесину, изготовляются  ткацкие челноки. Древесина белых  берёз хороша для производства фанеры и мебели.

  Транспортировка дальневосточной древесины на запад, через богатые лесом районы Сибири, где себестоимость её заготовки  ниже, экономически невыгодна (исключение составляют высокоценные породы древесины, отсутствующие в других районах  страны). Уровень развития лесной и  деревообрабатывающей промышленности пока ещё не в полной мере соответствует  имеющимся здесь возможностям. В  лесозаготовительной промышленности параметры фактической вырубки  лесов ниже размеров расчётной лесосеки (приблизительно 1/3), то есть имеются  большие резервы для увеличения лесозаготовок. Много широколиственной древесины остаётся невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью. Обширные масштабы принимают иногда условно-сплошные рубки, что неблагоприятно отражается на восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные обстоятельства связаны с затягиванием строительства лесовозных дорог, раздробленностью и недостаточной производственной мощностью лесозаготовительных организаций, отставанием в развитии глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Имеющиеся расчеты показывают, что на Дальнем Востоке на каждую тысячу кубометров изготавливаемой древесины производится намного меньше переработанной лесопродукции, чем в ряде западных районов страны. Недостаточный уровень развития деревопереработки ведёт к вывозу в неоправданно больших размерах в европейские районы круглого леса, что обусловливает высокие транспортные издержки и усиливает грузонапряжённость железнодорожных транспортных коммуникаций западного направления. Кроме того, практически не используются отходы лесосеки и деревообработки. Поэтому в лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности ещё в 80-е годы был взят курс на организацию производств по полной переработке древесины. Развитие химико-механической и химической переработки древесины позволит полнее и рациональнее использовать лесосырьевые ресурсы, увеличить выход важнейших видов продукции из каждого кубического метра заготовленной древесины и повысить эффективность отрасли. Комплексное применение древесного сырья позволило бы уменьшить транспортные издержки за счёт перевозок более квалифицированной древесной продукции, сэкономить много ценной древесины, повысить эффективность лесной и деревообрабатывающей промышленности. Имеющиеся данные показывают, что из 1000 куб.м деловой древесины получают 450 куб.м. клееной фанеры и 500 куб.м отходов, из которых можно изготовить 320 куб.м. древесностружечных плит. Этих плит и фанеры достаточно, чтобы заменить 2000 куб.м. пиломатериалов, для получения которых необходимо 3000 куб.м. деловой древесины. На Дальнем Востоке для широкого развития механической и химической переработки древесины имеются все необходимые условия: богатейшие лесные ресурсы, топливо и энергия, хорошая обеспеченность водой, свободные земельные участки для промышленного строительства.

  Одним из главных  направлений повышения экономической  эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных  лесопромышленных комплексов, состоящих  из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

  Достижение  намечаемых объёмов производства требует  расширения действующих и строительства  новых предприятий. Такой пик  произошёл в 70-е — 80-е годы. Тогда  вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой  завод, цех домостроения на Хорском  лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский  домостроительные комбинаты и много  других производств.

  Лесная и  деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской  областях, откуда значительная часть  пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-бумажная промышленность развита  на Южном Сахалине, который по выпуску  бумаги лидирует во всей Восточной  экономической зоне. Производство картона  размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском  краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты  эти отрасли недостаточно. Это  сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для  экспорта. Поэтому в перспективе  постоянное внимание будет уделяться  расширению высококвалифицированной  переработки древесины, в том  числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

  В составе  комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные отрасли индустрии  райо на. На их долю приходится 1/5 стоимости  производимой промыш ленной продукции  и почти 1/3 промышленно-производственного  персонала. Собственно машиностроение развито лишь в Примор ском и Хабаровском  краях и в Амурской области, в  остальных об ластях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некото рых запасных частей для машин  и техники местного хозяйства.

  Наибольшее  развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, мор ским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные  предприятия есть в морских и  речных портах района. На них стро ятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются круп ные. Развиваются  отрасли машиностроения по производству и ре монту техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия  этого профиля имеются во Владивостоке, Хабаров ске и некоторых других городах.

  Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную  технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочис ленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохо  зяйственных районах, на некоторых  из них изготавливаются запас  ные части. Транспортное машиностроение представлено много численными авторемонтными предприятиями и ремонтными за водами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Саха линске и Свободном.

  За последние  годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хаба ровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в не которых других городах. Однако ряд  видов производимой здесь продукции  вывозится в другие районы, в том  числе европейскую часть, на огромные расстояния, что нельзя признать рациональ  ным, тем более что основное технологическое  оборудование для большинства отраслей хозяйства района завозится из других райо нов. Самой неотложной задачей  для Дальнего Востока является значительное расширение ремонтной базы и производства ряда массовых запасных частей к используемой здесь технике.

  Промышленность  строительного комплекса представлена цементными заводами в Приморском и  Хабаров ском краях и Сахалинской  области, заводами железобетонных кон  струкций и строительных деталей  главным образом в крупных  го родах, предприятиями по производству стройматериалов. Однако масштабы развития отрасли пока недостаточны. Особенно важное значение здесь приобретает  создание крупных баз промышленно  сти строительных материалов в связи  с опережающими темпами программы  жилищно-бытового строительства в  целях значитель ного улучшения  жизни населения района и закрепления  притока новых переселенцев.

  В производстве товаров народного по требления (без пищевой промышленности) подавляющую  часть продукции дают предприятия  Хабаровского и Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышлен ности получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они  далеко не обеспечивают своими товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из других районов  России.

  Топливно-энергетический комплекс района развива ется опережающими темпами. Энергетическое хозяйство  основы вается главным образом на использовании бурых и каменных уг лей. Более половины добычи бурых  углей дают месторождения Приморского  края, значительную часть — Амурской и в меньшей степени Сахалинской  областей. Последняя не только обеспечивает свои потребности в угле, но и  вывозит его. Основными источника  ми добычи каменных углей в районе были угледобывающие пред приятия Приморья, Хабаровского края и Магаданской  области.

  Ныне ведущее  место в угледобыче принадлежит  Южно-Якут скому угольному бассейну, к которому подошла железная дорога, так называемый Малый БАМ. Южно-Якутский бассейн высокока чественных коксующихся  углей открытой добычи стал ядром  фор мирующегося здесь одноименного территориально-производст венного  комплекса. Комплекс включает помимо угольной промышленности электроэнергетику и другие отрасли. В перспекти ве — освоение крупных богатых по составу железорудных место рождений Алданского района. Сочетание южно-якутских углей и железных руд — база для будущей черной металлургии полного цикла. Высококачественные угли Южно-Якутского бассейна (Нерюнгри) экспортируются в Японию и другие страны.

  На северо-востоке  Сахалина — от Охи до Катангли —  добывает ся нефть. Отсюда по двум нефтепроводам  она поступает на нефтеперерабатывающие  заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове  невелики и далеко не удовлетворяют  потребности района. Поэтому много  нефти и нефтепродуктов на Дальний  Восток завозится из Западной Сибири. Успеш но решаются проблемы добычи нефти и газа на шельфе острова  Сахалин. В перспективе на Дальнем  Востоке предстоит осваивать  не только шельф Сахалина, но и другие участки Охотского моря, в частности  шельф Магаданского побережья и  западного побережья Камчатки. Нефтеносные  структуры обнаружены в Беринговом мо ре. Высокую прогнозную оценку запасов  углеводородного сырья имеет  шельф арктических морей. Для  перспективного развития топливно-энергетического  хозяйства района большое значение приобретает освоение Лено-Вилюйской  газоносной провинции, природный газ  которой уже поступает в Якутск. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком в дополнение к  действующему нефте проводу еще  и газопроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре.

  Основные  электроэнергетические мощности Дальнего Востока со средоточены в южной  части района, где они соединены  в общую энергосистему. Энергоузлы северных территорий работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и  обеспечивают ло кальных потребителей. Среди действующих электростанций пре обладают ГЭС и ТЭЦ в  южной части района. Наиболее крупная  ГЭС — Зейская (1,3 млн. кВт). Осуществляется строительство са мой крупной  ГЭС в районе — Бурейской (2 млн. кВт). Продолжает ся создание каскадов ГЭС на Вилюе и Колыме. На севере работают первая у нас АТЭЦ —  Билибинская, а также Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке. Перед народным хозяйст вом Дальнего Востока поставлена задача полностью  удовлетворять свои энергетические потребности за счет собственных  ресурсов.

  2.2 Агропромышленный  комплекс

  В комплексном  развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем  Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской  равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь  Дальнего Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми  культурами занято примерно 40 %, под  соей — 35, под картофелем и овощами  — 6-7, под кормовыми — 15-20 %.

  Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур  пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под  их посевы. К то му же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут  к большим потерям выращенного  зерна. Примерно половина потребности  Дальнего Востока в зерне удовлетворяется  за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Прихан кайской низменности  выращивается рис, но его посевы пока неве лики. Здесь, а также в Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно продолжи тельный и теплый вегетационный период, плодородные  почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

  Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду  выращиваются карто фель и овощи, население Приморского края и  Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет мест ного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью  не удовлетворяются. Перед районом  ставится задача обеспечения населения  картофелем и овощами местного производства.

  На Дальнем  Востоке разводят крупный рогатый  скот, свиней и оленей. По разведению крупного ро гатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская  и Камчатская области, Чу котский  автономный округ. Однако в целом  по району животно водство развито  слабо, незначительна численность  скота, его про дуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются  примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

  В перспективе  намечается полностью обеспечить население  свежими молочными продуктами и  свежим мясом. Дальневосточ ный район  располагает возможностями как  для интенсивного, так и для  экстенсивного расширения сельского  хозяйства.

Информация о работе Дальневосточный экономический район