Дальневосточный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 5
1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района 5
2. Природно-ресурсный потенциал 6
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка 9
ГЛАВА 2: Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.1 Территориальная организация и структура
производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.2 Агропромышленный комплекс 23
2.3 Транспорт и экономические связи 24
2.4 Экологическая оценка размещения производственных
сил и перспективы развития свободных экономических зон
Дальнего Востока 28
ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

dalne vosto4niy.docx

— 85.08 Кб (Скачать)

  Основные  структурные изменения в машиностроении - организация производства оборудования для отраслей специализации, развитие станко строения, приборостроения, электротехники, главным образом путем пере специализации  действующих оборонных предприятий. В Программу вклю чены конверсионные  программы по 22 предприятиям. Будут  создаваться малые предприятия  по производству наукоемкой продукции, а также заво ды по сборке продукции  на базе комплектующих изделий, импортируемых  из стран Восточной и Юго-Восточной  Азии. Предусматривается выпуск авиационной  техники гражданского назначения с  использованием двойных технологий.

  Ставится  задача преодолеть спад сельскохозяйственного  производства на основе улучшения его  специализации с учетом природных  условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.

  Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструк туры включают окончание  строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой желез  нодорожной сети Сахалина, строительство  двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро вание опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чи та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск

  Содействие  занятости и социальная защита населения. Программа включает мероприятия  по обеспечению высокодоходной занятости, закреп лению населения, поддержанию  достойного уровня жизни с учетом услож ненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована сис  тема региональных социальных компенсаций.

  Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным льготам  и повышенные затраты на транспорт  и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государствен ным предприятиям - в  форме субсидий из федерального бюджета, а пред приятиям и организациям частной  и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток  части населения из районов Крайнего Севе ра неизбежен, но в Программе  предусмотрены мероприятия по упорядоче  нию этого процесса, которые позволят максимально сократить экономиче  ские и психологические потери за счет организованного содействия переселению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в юж ной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.

  Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения экспортного  потенциала региона, стимулирования иностранных  инвестиций и создания благоприятных  условий для иностранных предпринимателей предполагается ввести особый порядок  экспорта для предприятий региона, налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные  условия предпринимательства, систему  гарантии и снижения риска для  иностранных инвесторов. Для этого  потребуются соответствующие из менения в российском и местных  законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе  продукции, залога месторождений природных ресурсов, формирования свободных экономических зон и т. п. Ста вится вопрос о создании международного Дальневосточного банка реконст рукции и развития.

  Первоочередными объектами привлечения иностранных  инвестиций на Дальнем Востоке являются: освоение нефтегазовых месторождений  на Са халине и в Якутии, участие  в разработке месторождений алмазов  в Якутии, золота на Камчатке, олова  в Хабаровском и Приморском краях, освоение лесных ресурсов Хабаровского края, рыбных ресурсов восточных морей, рекреационных - на Камчатке, сооружение транспортно-складских и порто  вых комплексов в Находке, на р. Амур и побережье Татарского пролива, строительство мостов через р. Амур у Хабаровска и Благовещенска, а  также различные формы свободных  экономических зон, технопарки и  технополисы.

  Для активизации  внешнеторговой деятельности необходимо законода тельно решить вопросы о  придании особого статуса приграничным терри ториям, использовании субъектами Федерации на свои нужды части  сумм таможенных пошлин

  Главный вопрос, который неизменно вставал на всех стадиях рассмот рения проекта  Программы и который останется  таковым на всех этапах ее выполнения, - где взять средства на осуществление  Программы, учитывая труднейшую финансовую ситуацию в стране?

  Общая потребность  в финансовых ресурсах на реализацию Программы - 371 трлн. руб. (в ценах 1995 г.) - на первый взгляд кажется фантастиче ской. Но в среднем на год (реально, начиная с 1997 г.) - это 41 трлн., или  менее 8 млрд. долл. И это на 40% территории всей России! А главное, до полнительные средства на Программу составляют лишь 114 трлн. руб.; ос тальные 257 трлн. руб. (т.е. 69%) - это затраты на осуществление  других уже принятых федеральных  программ на территории Дальнего Востока  и Забайкалья. При этом дополнительная сумма в меньшей степени ложится  на федеральный бюджет (не более 20 - 30%), а большую часть должны со ставить средства бюджетов регионов, инвестиционные фонды министерств  и ведомств, собственные средства предприятий, средства залоговых фон  дов, иностранные инвестиции. Кроме  прямого финансирования из феде рального бюджета государственная поддержка  должна оказываться в виде государственных  гарантий кредитов отечественных и  зарубежных банков, предоставленных  на наиболее эффективные инвестиционные проекты, включенные в Программу. Таким  образом, в принципе сама Программа  должна рассматриваться как "государственная  гарантия" для привлечения финансовых ресурсов.

  Программа включает и механизмы реализации, в том числе систему управления. Представления о структуре управления несколько изменились после утверждения  Программы. Теперь ее высшим органом  является Пра вительственная комиссия, формируемая на паритетных началах  из представителей федеральных органов и глав администраций территорий Даль него Востока и Забайкалья. Главным исполнительным органом станет Ди рекция Программы. Для управления финансами Программы будет создан Фонд реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья, основ ными задачами которого являются аккумуляция финансовых средств из государственных федеральных и региональных источников, привлечение частного отечественного и иностранного капиталов, обоснование предос тавления государственных гарантий для реализации проектов, имеющих первостепенную важность, и т.д. Основную долю в капитале Фонда будут иметь государство и местные органы управления.

  но решать сложные проблемы научного и методического  характера, возни кавшие в ходе разработки, модернизируя многие первоначальные замыслы. Не все проблемы удавалось проработать  достаточно глубоко, остались не которые  нестыковки, неопределенности количественных оценок. По нимая неизбежность такого рода недостатков, разработчики предусмотрели  механизм их устранения уже в ходе реализации. С этой целью введен спе циальный раздел "Дальнейшее развитие Программы". 

  Заключение

  Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав вводят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по стране плотность населения — 1,1 чел. на 1 кмпротив 8,6 чел. а России. Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В районе расположено 64 города. Крупнейшие города — Владивосток (648 тыс. жителей», Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре (315 тыс. жителей).

  Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно  выше, чем в целом по России. В  общем увеличении населения в  последние годы на естественный прирост  при ходилось 65 %, а на приток извне  — 35 %.

  Развитие  социальной сферы в районе отстает  от уровня России в целом. Вместе с  тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая  общественное питание на Дальнем  Востоке выше, чем в среднем  по России.

  Дальний Восток поставляет народному хозяйству  страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производ ства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки  древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

  На Дальний  Восток приходится 30 % гидроэнергетических  ресурсов страны, 34 % ее геологических  и 5 % балансовых запасов ископаемых углей. Учтенные запасы угля состав ляют 13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз  больше, причем 34 % разведанных запасов  находятся в Якутии, где расположены  Южно-Якутский, Зырянский и Ленский  угольные бассейны. Запасы угля концентрируются  также в Приморском и Хабаровском  краях, Амурской области. Разведаны  три группы железорудных месторождений: Якутская (маг нетит), Чапо-Токкинская и Приамурская (железистые кварциты), имеются крупные за пасы магнезиального сырья — бруситов, медных руд, борного  сырья — датолита, фосфат ного сырья. В обширной шельфовой зоне, кроме  нефти и газа, обнаружены и разведуются  залежи железа, марганца, магния, олова, золота, вольфрама, титано-магчетитовых песков

  На Дальний  Восток приходится 26,8 % запасов древесины, причем высока доля ценных пород. Биологические  ресурсы в двухсотмильной морской  зоне России оценива ются в 25,8 млн. т, в том числе 23 млн. т — рыбные. Открытая часть Тихого океана распо  лагает 26 млн. т этих ресурсов и 30 млн. т криля в тихоокеанском секторе  Арктики. Существенное значение имеют  развитие промысла морского зверя, заготовка  пушнины, диких ягод, грибов, лекарственных  растений.

  В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 88 %. В структуре  промышленности доля добывающих отраслей достигает трети.

  На Дальнем  Востоке значительно выше, чем  по РФ в целом, удельный вес цветной  металлургии, лесной, деревообрабатывающей, рыбной промышленности, электроэнер  гетики, промстройматериалов и ниже доля машиностроения, легкой и химической про мышленности. Дальнейшее развитие цветной металлургии связывается  с алмазодобывающей промышленностью (Удачинский промузел); переходом золотодобычи с россыпной на рудную базу, в  том числе за счет месторождений  Охотско-Чукотского вулканогенного пояса; в оловодобывающей промышленности — с вводом второй очереди Депутатского горно-обогатительного комбината. Стоит  задача увеличить производство свинца, цинка, плавикового шпата, сурьмы, вольфрама.

  В рыбной промышленности, традиционной отрасли специализации  района, основ ная задача — ликвидировать  диспропорцию в развитии флота и  его береговой базы. В перспективе  расширение океанического рыболовства  будет сопровождаться увеличением  прибрежного лова. Большое значение придается мероприятиям по охране и  разведению лососевых рыб. Одним  из перспективных направлений является товарное разведение мор ского гребешка и других моллюсков, а также водорослей. Рост вылова рыбы будет сопро вождаться  переработкой по новой технологии низкокачественного рыбного сырья в про дукты  повышенной пищевой ценности.

  Перспективы развития лесного комплекса Дальнего Востока связываются с соз  данием производств по глубокой химико-механической переработке древесины, обеспе чением экспорта лесной продукции, с более  высокой степенью ее переработки.

  В машиностроении предусматривается изменить специализацию  ряда предприятий Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока и других городов в  соответствии с потребностями развития региона. В топливно-энергетической промышленности — обес печить потребности  в топливе и энергии за счет собственных ресурсов. На Дальнем  Востоке действуют Вилюиская  ГЭС-1 и ГЭС-2, Колымская ГЭС, строятся Вилюйская ГЭС-3, Бурейская ГЭС. Первое место по добыче угля занимает Приморский край, второе — Амурская область. В химической промышленности можно выделить объединение "Бор". Это крупнейший поставщик на экспорт боросодержащих продуктов.

  На Дальнем  Востоке развито сельское хозяйство. Площади посевов превышают 2900 тыс. га, имеется 1750 тыс. голов крупного рогатого скота, 1233 тыс. северных оленей, 1615 тыс. свиней, значительное количество птицы. В животноводстве наиболее острая проблема — укрепление кормовой базы, которая  должна развиваться путем более  полного использования естественных пастбищ, сенокосов и полевого кормопроизводства. Важнейшая задача сельского хозяйства  региона — обеспечение потребностей населения в малотранс портабельной и скоропортящейся продукции (картофеле, овощах, молочных продуктах) за счет собственного производства. В южных районах  Дальнего Востока перспективно выращивание  сои, риса, развитие пчеловодства (13 % сбора  меда в стране), изготовление медикаментов из растительного и животного  сырья; в северных районах — заготовка  пушнины (промысловой и звероводческой), переработка рыбы, оленьего мяса и  т.д.

  Большое значение имеют интенсивная эксплуатация БАМа, а также расширение сети железных и автомобильных дорог внутрирайонного  значения. Крупнейшие перс пективные  транспортные объекты — железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск (протяженность 830 км); недостающие звенья Северо-восточной автомагистрали; автомагистрали Б.Невер — Якутск — Магадан  и Северо-Чукотская; завершение электрификации Транссиба, строительство новых  и реконструкция существующих портов и железнодорожных подходов к  ним.

  Принципиальное  значение для Дальнего Востока имеет  создание свободных экономических  зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве  рыборазводных заводов, судоремонтных  и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки  и целлюлозно-бумажной промыш ленности. Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой  электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских  портов. Развиваются связи с Японией  и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем. 

Информация о работе Дальневосточный экономический район