Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства.docx

— 80.02 Кб (Скачать)

Постановлением Правительства  РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений  в некоторые акты Правительства  Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и  среднего предпринимательства» определены органы исполнительной власти, на которые возлагается обязанность по разработке мер поддержки субъектов малом предпринимательстве, включающих разработку соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности. В число таких органов исполнительной власти входят Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.

 

 

Рисунок 2 – Особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства, установленные Федеральным законом №209-ФЗ

 

Принципы содействия малым формам предприятий подчеркнуты в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613. В программе выделено, что при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для оценки квалификации участников дополнительным преимуществом может стать привлечение малых научных организаций на условиях субподряда.

В развитие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» определены особенности участия в указанных поставках субъектов малого предпринимательства. Следует заметить, что из обозначенных в данном постановлении работ, услуг только одно можно отнести к инновационной сфере: интеллектуальная и материальная продукция, услуги по исследованиям и разработкам, нефинансовые нематериальные активы.

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнившего статью 65 Федерального закона № 94-ФЗ частью 21, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать два миллиона рублей до установления Правительством Российской Федерации начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» поддержка малого предпринимательства возложена на Внешэкономбанк посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого предпринимательства. Согласно утвержденному распоряжением Правительства от 27 июля 2007 г. № 1007-р меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка последний предоставляет гарантии, поручительства и кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Срок кредитования субъектов  МСП составляет более двух лет. Размер предоставляемого кредита – не более 150 млн. руб. Сумма гарантий, поручительств  и кредитов, предоставленных Внешэкономбанком в целях поддержки МСП, учитывается  при расчете показателей и  лимитов:

а) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;

б) совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;

в) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

г) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

д) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

е) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

ж) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Взамен данного закона вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон уточняет порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), их права и обязанности, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.

В дополнении к инструментам поддержки малого предпринимательства 15 мая 2008 г. был издан указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодолевания административных барьеров», под которыми понимаются трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства  РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Малые и средние предпринимательства - получатели поддержки, оказываемой  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления будут вноситься в реестры, создание которых было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», которое также определяет порядок ведения реестров и устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.

Помимо вышеперечисленных  документов, создание системы прямой государственной поддержки малых  инновационных предприятий отражено также в Стратегии развития науки  и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года, в которой отмечается необходимость оказания финансовой поддержки инновационных фирм, находящихся  на ранних этапах развития; масштабирование  программы, в частности, «СТАРТ»  Фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере, названного в Стратегии одним из основных элементов системы государственной поддержки малых инновационных предприятий.

Кроме этого, указывается  на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства  в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.

Актуальным является вопрос создания механизма экономического (налогового) стимулирования для инновационных  малых предприятий. В виду специфики  из деятельности разработка специальных  льгот необходима, в особенности  для малых предприятий научных  и образовательных учреждений в  целях оказания последним в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

19 июля 2007 г. принят Федеральный закон № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», вступивший в силу с 1 января 2008 г. Внесенные изменения расширяют налоговые льготы в области внедренческой деятельности научных и иных организаций.

В развитии направления данного  закона 7 июня 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

Примером создания благоприятных  экономических условий работы инновационных  малых предприятий, служит недавно  принятый Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Принятые меры носят целенаправленный характер и распространяются исключительно на организации, которые приобретут статус участника инновационного центра «Сколково».

Данные организации получают существенные налоговые льготы, такие  как: 
а) освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 4 статья 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей организации; 
б) освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом (статья 145.1 НК РФ). Организация утрачивает право на освобождение при условии, если совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли; 
в) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организации в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ (пункт 3 статья 246 НК РФ) в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта.

Анализ действующих законодательных  и нормативных актов за период с 2005 г. по настоящее время позволяет  сделать вывод о том, что в  России заложены законодательные основы для расширения деятельности МСП  и предпосылки для их инновационной  направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два  года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.

 

2 Анализ проблем  формирования и развития малого  предпринимательства в регионе  (на примере Самарской области)

2.1 Стратегии развития  малого предпринимательства в Самарской области

Развитие малого предпринимательства  является фактором экономической и  социальной стабильности региона. Экономика  такого региона становится менее  восприимчивой к циклическим  кризисам, легче приспосабливается  к изменению спроса, эффективнее  внедряет инновации, повышает свою устойчивость за счет перераспределения рисков.

В Самарской области всегда придавалось  приоритетное значение решению задач  развития свободного предпринимательства, формированию класса независимых производителей, созданию конкурентной среды на рынке  товаров и услуг.

Малое предпринимательство в Самарской  области, как неотъемлемая часть  современного рыночного хозяйства, по уровню развития превышает средние  показатели по Российской Федерации, а  в Приволжском Федеральном округе занимает первые позиции.

По состоянию на 1 октября 2006 г. в  Самарской области насчитывалось 81,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 29,9 тыс. малых предприятий - юридических  лиц (80% от общего числа действующих  организаций области) и 51,6 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.

Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов  бизнеса в расчете на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель составляет 25 субъектов малого предпринимательства  на 1000 жителей, в том числе 9 малых  предприятий на 1000 жителей и 16 предпринимателей без образования юридического лица на 1000 жителей. Самарская область  среди других регионов по этому показателю лидирует по Приволжскому федеральному округу и превышает средние показатели по Российской Федерации. В Приволжском  федеральном округе и Российской Федерации данный показатель составляет, соответственно, 5,2 малых предприятий  и 6,8 малых предприятий.

Доля малых предприятий в  основных экономических показателях  Самарской области составила: в  общей численности занятых (без  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) 17,9%; в фонде начисленной заработной платы работникам всех категорий  предприятий и организаций всех видов экономической деятельности – 11,4%; в объеме отгруженных товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг собственными силами – 11%; в обороте организаций – 32,8%; в инвестициях в основной капитал – 3,6%.

Информация о работе Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе