Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства.docx

— 80.02 Кб (Скачать)

Анализируя деятельность малых  предприятий - юридических лиц в  январе-сентябре 2010 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области), следует отметить, что произошло увеличение числа малых предприятий на 3,2% или на 929 единиц..

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности представлена следующими данными ( рисунок 3):

 

Рисунок 3 - Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (%) (2010г.).

 

Доля малых предприятий в  полном круге предприятий области  по видам экономической деятельности в январе-марте 2010 г. составила:

- в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,8 тыс. малых предприятий (46,6% от общего числа малых предприятий области), 

- в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 4,7 тыс. малых предприятий (15,9%), 

- в отрасли обрабатывающих производств – 3,0 тыс. малых предприятий (10,0%), 

- в строительстве – 3,7 тыс. малых предприятий (12,4%);

- в сельском и лесном хозяйстве - 440 малых предприятий, что составляет 1,5% от общего количества малых предприятий области, 

- в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 552 малых предприятия (1,9%), 

- в гостиничном и ресторанном бизнесе – 642 малых предприятия (2,2%), 

- в транспорте и связи – 1 618 малых предприятий (5,5%), 

- в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - 311 малых предприятий (1,1%), 

- в сфере финансовой деятельности - 640 малых предприятий (2,2%), 

- в добыче полезных ископаемых – 78 малых предприятий (0,3%), 

- в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды – 101 малое предприятие (0,3%), представлена в таблице 1

      Доля малых предприятий от всех предприятий области в конкретном виде экономической деятельности превышает долю малых предприятий этих видов экономической деятельности в общем числе малых предприятий.

 

Показатели

Сфера малого предпринимательства

Доля сферы малого предпринимательства  в экономике области, %

Количество организаций, тыс.ед.

29,5

79,0

Численность всех категорий занятых, тыс. чел.

209,8

16,9

Фонд начисленной заработной платы, млрд.руб.

4,2

10,7

Оборот организаций, млрд.руб.

110,4

36,1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами предприятиями и организациями, млрд.руб.

18,2

10,2

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб.

0,7

3,5


 

Таблица 1 - Доля сферы малого бизнеса в экономических показателях Самарской области в 2010 г.

 

Рассматривая динамику количества малых предприятий по видам экономической  деятельности Самарской области  за январь-март 2010 г., следует отметить, что количество малых предприятий увеличилось в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 24,7% (на 20 малых предприятий), в гостиничном и рестораном бизнесе на 16,7% (на 92 малых предприятия), в транспорте и связи на 14,8% (на 209 малых предприятий), в сфере финансовой деятельности на 42,9% (на 192 малых предприятия), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг на 2,6% (на 119 малых предприятий).

Сокращение количества малых предприятий  отмечалось в сельском хозяйстве, охоте  и лесном хозяйстве на 1,3% (на 6 малых  предприятий), в отрасли добычи полезных ископаемых на 14,3% (на 13 малых предприятий), в отрасли обрабатывающих производств  на 16,0% (на 563 малых предприятия), в  строительстве на 0,1% (на 3 малых предприятия), в оптовой и розничной торговле, услугах по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1,5% (на 216 малых предприятий), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг на 14,1% (на 51 малое предприятие)

          На сегодня в Самарской области наибольшее количество малых предприятий аналогично с российской тенденцией насчитывается в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 46,8% от общего числа малых предприятий. В последующие годы продолжится постепенное сокращение субъектов малого предпринимательства в этой сфере, что связано с приходом на рынок крупных торговых компаний и государственной политики в области малого предпринимательства, направленной на поддержку инновационных и производственных малых предприятий.

Правительство Самарской области  разработало программу. Название программы  – «Развитие и государственная  поддержка малого предпринимательства». Дата принятия решения о разработке программы – поручение Губернатора  Самарской области от 25 октября 2002 года. Сроки реализации программы  – 2004-2010 годы (начало финансирования Программы  с момента принятия поправок к  Закону Самарской области «Об  областном бюджете на 2004 год»).

Малое предпринимательство возродилось  в России около пятнадцати лет  назад. В Самарской области развитию этой отрасли экономики традиционно  придается большое значение. В  области создана развитая инфраструктура государственной поддержки субъектов  малого предпринимательства, основу которой составляют департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и муниципальные центры развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства реализуется исключительно на программной основе.

 

2.2 Основные проблемы  формирования и развития малого  предпринимательства

 

Постановлением Правительства  Самарской области от 27.03.2009 г. № 184 была принята областная целевая  программа «Развитие малого и  среднего предпринимательства в  Самарской области» 2009-2012 годы.

Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области.

В ходе реализации программы развития и государственной поддержки  предпринимательства в Самарской  области на 2004 -2010 годы выявлены следующие основные проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства в Самарской области:

          а) ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;

           б)  слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах и на депрессивных территориях, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;

          в) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой – получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;

          г) недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;

         д) отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;

         е) слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства отражены в рисунке 4.

 

            Рисунок 4 – Актуальные проблемы  развития малого предпринимательства.

 

Программа представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства  по созданию благоприятных условий  для развития малого предпринимательства  в Самарской области, опирается  на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства, создает условия для ее дальнейшего развития. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующих программ. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Правительства Самарской области в части развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами областной экономической политики на долгосрочную перспективу.

Основной целью Программы является создание благоприятных условий  для развития субъектов малого предпринимательства  в Самарской области путем:

а) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес -инкубаторов;

            б) совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет -технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постоянно действующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;

            в) развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;

            г) создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;

            д) развития малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях;

            е) создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки.

Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы  и задач, необходимых для решения  поставленной цели. Важным принципом  системы мероприятий является преемственность  в отношении предыдущих программ и учет целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Система мероприятий Программы  состоит из следующих основных разделов:

1) Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

2)  Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.

3) Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.

4) Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.

5) Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.

6) Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях.

7) Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости.

8) Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации. Ключевыми составляющими инфраструктуры являются следующие структуры представленные на рисунке 5.

 

Рисунок 5.- Основные составляющие инфраструктуры

 

Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес - центров и бизнес - инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.

Субвенции направляются на осуществление  следующих целевых расходов:

           - организацию и проведение переоборудования и ремонта помещения;

           - приобретение, монтаж и наладку оргтехники и оборудования (в том числе используемого в производственной деятельности инкубируемых субъектов малого предпринимательства);

           - подключение к сети Интернет;

           - приобретение прикладных компьютерных программ, методическое обеспечение деятельности бизнес - инкубатора.

Основными направлениями системы  программных мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях  представлены на рисунке 6.

 

            

Рисунок 6. - Основными направлениями системы программных мероприятий по развитию малого предпринимательства

 

Настоящей Программой предусматривается:

а) предоставление субвенций фондам для финансирования предпринимательских проектов, предусматривающих создание дополнительных рабочих мест в сельских районах и на депрессивных территориях, по результатам конкурса предпринимательских проектов, при этом размер субвенции не должен превышать годового размера оплаты труда на создающихся рабочих местах, а срок, на который создаются рабочие места, не может быть менее двух лет;

Информация о работе Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе