Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства.docx

— 80.02 Кб (Скачать)

б) выделение субсидий фондам для финансирования субъектов малого предпринимательства, занимающихся реализацией продукции, произведенной в сельских районах и на депрессивных территориях (субсидии предоставляются по результатам конкурса предпринимательских проектов и только для приобретения основных средств победителями конкурсов, размер субсидии не может превышать половины от всего размера финансирования конкретного предпринимательского проекта).

Одной из важнейших задач, которую  можно решить при помощи субъектов  малого предпринимательства, является создание рабочих мест для молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения. Субъекты малого предпринимательства  более мобильны, их работники, как  правило, совмещают несколько профессий (или видов деятельности), поэтому  они могут стать первоначальной базой деятельности для выпускников  специальных и средних специальных  учебных заведений. С другой стороны, субъекты малого предпринимательства  могут дать благоприятные вакансии для безработных граждан или  инвалидов. В рамках настоящей Программы  предполагается реализация этой социальной задачи через предоставление субвенций  фондам для финансирования проектов, инициируемых субъектами малого предпринимательства, в которых предусматривается  создание дополнительных рабочих для  указанных слоев населения. Проекты, предлагаемые фондами к финансированию должны пройти конкурсный отбор. Срок, на который создаются рабочие  места, должен быть не менее двух лет. Размер средств, направляемых в рамках Программы на создание одного рабочего места, не должен превышать годового фонда оплаты труда создаваемого рабочего места.

Всего по Программе предусматриваются  расходы в размере 328 480 тыс. рублей, в том числе: в 2004 году – 32 000 тыс. рублей, в 2005 году – 36 190 тыс. рублей, в 2006 году – 40 730 тыс. рублей, в 2007 году – 45 680 тыс. рублей, в 2008 году – 51 060 тыс. рублей, в 2009 году – 57 570 тыс. рублей, в 2010 году – 65 250 тыс. рублей.

При определении расходов бюджета  Самарской области на выполнение Программы в 2005 - 2010 годах возможна корректировка с учетом возможностей областного бюджета в порядке, установленном  законодательством области.

По каждому из мероприятий Программы  предполагается дополнительное привлечение:

- средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;

             -средств местных бюджетов, направляемых на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;

- средств, выделяемых в рамках международных проектов;

            - других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.

Реализация мероприятий Программы  должна обеспечить среднегодовое увеличение субъектов малого предпринимательства  на уровне 5 - 8 %. При этом основное увеличение количества субъектов малого предпринимательства  должно произойти в сельских районах  области. Ожидается активизация  деловой активности в удаленных  сельских районах и на депрессивных территориях. Количество работающих на малых предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей) должно составить 65 – 70 % всех занятых в экономике  Самарской области. Программа позволит проводить эффективную региональную политику по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, увеличения выпуска продукции субъектами малого предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, обеспечить развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.

 

3 Предложение и рекомендации по решению основных проблем формирования и развития малого предпринимательства в регионе

 

Проведённые исследования по региональным особенностям развития института малого предпринимательства в Самарской области позволяют сформулировать следующие выводы, законодательство в сфере поддержки малого предпринимательства остаётся крайне несовершенным, существуют такие аспекты, которые не затронуты. Так, не приняты жизненно необходимые для развития малого предпринимательства законы имущественной защиты инвестиций, не решён вопрос о предоставлении государственных гарантий зарубежным финансовым организациям, кредитующим российские малые предприятия

для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной  поддержки малого предпринимательства  необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений система  налогообложения малого бизнеса не создаёт благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчётности и учёта для субъектов малого предпринимательства не реализуются;

Для увеличения численности работников на малых предприятиях Самарской области необходимо:

-создать притягательный пример  эффективной свободной деятельности  и личного благосостояния большинства практикующих предпринимателей;

-поднять имидж малого предпринимательства у населения в целом.

Нужно увеличить количество создаваемых малых предприятий успешно практикующими индивидуальными предпринимателями. Необходимо выделить малые предприятия из успешно функционирующих крупных в результате их реструктуризации.

Усилить государственную поддержку  малого предпринимательства можно  путем тесного взаимодействия предпринимателей с органами власти. Органы местного самоуправления должны создавать специальные программы поддержки предпринимательства конкретно для своего региона, создавать благоприятную инфраструктуру для успешного развития.

В органах местной власти должен быть создан совет предпринимателей. Предприниматели состоящие в этих советах смогут сообща решать сложные вопросы, обмениваться опытом работы, выдвигать требования. Советы необходимо собирать несколько раз в год, помимо предпринимателей на советах должна присутствовать местная администрация. Только при таком тесном взаимодействии власти и предпринимателей можно будет достигнуть каких-либо результатов успешного развития бизнеса. Мероприятия организации процесса развития малого предпринимательства на региональном уровне представлены на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Направления эффективной  организации процесса развития малого предпринимательства на муниципальном  уровне

 

Целесообразно усилить методическое обеспечение деятельности субъектов  малого предпринимательства, поскольку  представители малого бизнеса слабо  владеют навыками учёта, бизнес - планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры;

Необходимо усилить законодательную защиту интересов субъектов малого предпринимательства в системе государственных и муниципальных закупок. Для этого следует:

-на правительственном уровне  установить, какие именно государственные заказчики и по каким видам продукции должны резервировать долю государственных заказов для привлечения субъектов малого бизнеса;

-утвердить правила и порядок  проведения конкурсов между субъектами  малого предпринимательства на поставки продукции для государственных нужд;

-создать органы контроля, обладающие  закреплёнными в законодательном  порядке правами налагать санкции  за несоблюдение норм участия  субъектов малого предпринимательства  в системе государственных и  муниципальных закупок;

Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в частности налогообложения субъектов малого предпринимательства, должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учёта и отчётности.

 

 
 

 

Заключение

 

Предпринимательство и предпринимательская  деятельность - это инициативная и  самостоятельная деятельность граждан  или их объединений, направленная на получение прибыли и личного  дохода, осуществляемая на свой страх  и риск и под свою имущественную  ответственность в определенных пределах. Предприниматель может  осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены  законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Активность организаций  малого бизнеса является одним из показателей современной экономики  России. Это подтверждают и постоянные изменения в законодательстве, направленные на создание благоприятных условий  для свободного развития малого и  среднего предпринимательства.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили множество степеней экономической  свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем, главной из которых является разработка стратегии выживания  в условиях экономического кризиса.

Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике страны темпы развития малого предпринимательства можно  назвать устойчивыми т.к. уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база регулирующая отношения субъектов  предпринимательства и накоплен бесценный практический опыт деятельности таковых. Изменился социальный образ  предпринимателя и отношения  к нему общества. А основное, по моему  мнению, это то, что государство  стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства.

Малый бизнес в России пока отстает  от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются  большие резервы дальнейшего  роста малого бизнеса.

Осуществляемая в настоящее  время в России система государственной  поддержки развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

Если говорить про малое предпринимательство  в Самарской области необходимо создать мягче меры для открытия малого предпринимательства. Если это  произойдет, то будет больше рабочих  мест, понизится уровень безработицы.

Из всего выше сказанного следует, что мы не должны стоять на месте, наше правительство должно помогать малому предпринимательству, оно должно больше его спонсировать, чтобы этот бизнес развивался и дальше.

 

Список использованных источников

 

1 Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ: [принят Гос. Думой 13 июля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г.].

2 Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства: федер. закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ: [принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г.: по состоянию на 24 июля 2007 г.].

3 Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программе Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. №613.

4 Российская Федерация. Правительство. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. №753.

5 Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ:[принят Гос. Думой 8 июля 2005 г.: одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.: по состоянию на 16 октября 2012 г. ].

6 Российская Федерация. Законы. О банке развития: федер. закон от 17 мая 2007 г. №82-ФЗ: [принят Гос. Думой 20 апреля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 4 мая 2007 г.].

7 Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ: [принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г.: одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г.].

8 Российская Федерация. Президент. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. №797-УК.

9 Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: федер. закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ: [принят Гос. Думой 23 февраля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.: по состоянию на 28 сентября 2010 г.].

10 Российская Федерация.  Правительство. Развитие малого  и среднего предпринимательства  в Самарской области 2009-2012 г.: Постановление  Правительства Самарской области  от 27 марта 2009 г. №184.

11 Пучков, В. С. Актуальные задачи и проблемы малого и среднего предпринимательства / В.С. Пучков // Региональная экономика: теория и практика 2010. - № 46 (183). – С. 10-11.

Информация о работе Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе