Развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России и области.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия малого предприятия

- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

- изучение характерных особенностей малых предприятий,

- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,

- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

       Введение 

       Становление и развитие малого предпринимательства  в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП.

       Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

       Современная структура рыночной экономики в  масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в  то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

       Разработка  нового законопроекта в области  малого предпринимательства и его  государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2009 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.

       Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской  деятельности, анализ проблем становления  и развития малого предпринимательства в России и области.

       Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

       - раскрытие сущности понятия малого  предприятия

       - рассмотрение критериев отнесения  хозяйствующих субъектов к малым  предприятиям,

       - изучение характерных особенностей малых предприятий,

       - анализ проблем становления малого  предпринимательства в России,

       - поиск методов дальнейшего совершенствования  мер государственной поддержки  малого предпринимательства.

       Объектом  изучения являются состояние и тенденции  развития малого предпринимательства в России.

       Предметом выступают механизмы государственной  поддержки малого предпринимательства.

       Основной  метод – проведение качественного  и количественного анализа.

       Методической  информационной базой являются учебники по экономической теории, статьи экономических журналов.

 

        1 Предприятие как  главный субъект  хозяйствования в  условиях рынка 
 

    1. Общие представления о  предприятии
 

       Предприятие – это самостоятельная хозяйственная  единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

       Предприятие осуществляет коммерческую деятельность, производя товары и услуги для  продажи с целью получения  экономической выгоды – прибыли. Извлечение прибыли, в том числе  максимальной, является конечной целью предприятия. Однако, чтобы получить прибыль в денежной форме, необходимо, чтобы ее товарная форма нашла потребителей, желающих купить произведенные фирмой товары и услуги.

       Следовательно, самостоятельность предприятия  имеет относительный характер. Результаты экономической деятельности предприятия в конечном счете зависят от внешней среды: наличия спроса на продукцию, состояния конкурентной среды, сложившейся цены и т.д. Деятельность предприятия в рыночных условиях всегда подвержена риску.

       Особенность внутренней организации деятельности предприятия состоит в четком планировании всей хозяйственной деятельности и строгой иерархической подчиненности. Владелец предприятия или его  уполномоченный управляющий – менеджер принимают хозяйственные основные решения и осуществляют контроль над их исполнением.

       Понятия «предприниматель», «предприимчивость» возникли вместе с возникновением частнокапиталистической  собственности и частнокапиталистической  деятельности. Предприниматель, в наиболее общем определении – это функционирующий капиталист. Условия его существования – стремление к победе в конкурентной борьбе за лучшие условия приобретения ресурсов и продажи продукции [1].

       В связи с развитием НТР преимущества гигантских концернов во многих сферах утрачивают свое значение. Новые научно-технические открытия, развитие на этой основе новых производств, спрос на продукцию которых был относительно небольшим и быстро изменялся, вызвал оживление предпринимательской деятельности и создание многочисленных предприятий с незначительным числом работников. Эти предприятия могли быстро реагировать на спрос и видоизменять свое производство. Малые и средние предприятия оказались наиболее конкурентоспособными в изменившихся экономических условиях.

       Малый бизнес второй половины XX века как форма предпринимательства разрушает прежние представления о предпринимателе как особом субъекте. Обычные люди могут успешно работать в малом бизнесе и достигать экономических успехов.

       Главным в теории малого предпринимательства  как формы хозяйственной деятельности следует считать право собственности на свое дело, экономическую свободу. Это предполагает не только полную финансовую и правовую ответственность, но и полное отождествление себя с успехом или неудачей своего дела [2].

       Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

       Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

       Гражданский кодекс РФ рассматривает предприятие  как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные  для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье. Продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью).

       В качестве предприятия может выступать  и имущественный комплекс, принадлежащий  индивидуальному предпринимателю, либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства [3].

       После прохождения государственной регистрации  предприятие признается юридическим  лицом. Юридическое лицо – это  организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:

       - имеет обособленное имущество;

       - отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

       - имеет право заключать договоры  на все виды деятельности: займа,  аренды, купли-продажи;

       - может являться истцом и ответчиком  в суде.

       В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к  одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

       Коммерческие  организации имеют своей целью  получение прибыли. Они могут  создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

       Некоммерческие  организации не имеют своей целью  получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные и религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

       Предприятие может принадлежать к различным  формам собственности. Законодательство допускает существование следующих  форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.

       Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:

       - производственные предприятия, выпускающие  промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

       - предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;

       - предприятия, занятые посредничеством  (торговлей, биржевой деятельностью)  и инновациями (исследованиями, разработками);

       - предприятия, занятые сдачей в  пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

       Российскими и международными стандартами при  регистрации предприятия предусмотрено  обязательное определение отраслевой промышленности. При определении  отраслевой принадлежности предприятие  относят к той или иной отрасли исходя из того или иного вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

       В рамках любой отрасли действуют  предприятия, которые в зависимости  от размеров могут быть отнесены к  мелким, средним или крупным.

       Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала [4]. 
 

       1.2 Организационно-правовые  формы предприятий 

       По  организационно-правовым формам различают: частное индивидуальное предприятие, когда предприятие принадлежит  одному человеку (или семье на правах долевого участия). Предприятие или основано этим субъектом или приобретена в результате разгосударствления. Эта форма деятельности наиболее распространена в России. Индивидуальным предприятиям присваивается наименование с указание организационно-правовой формы; товарищества – объединения нескольких лиц, имеющих общую собственность, состоящую паевых взносов его участников. Взносы могут носить денежный, имущественный характер, состоять в виде услуг и интеллектуальной деятельности. Деятельность осуществляется по общей договоренности и в соответствии с уставом товарищества.

       Различают товарищества простые, полные и смешанные. Простые товарищества в свою очередь  делятся на товарищества с неограниченной и ограниченной ответственностью.

       Товарищества  с неограниченной ответственностью (ТНО) – форма организации хозяйственной деятельности, в которой все члены общества несут полную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Участники этой формы организации предприятия должны доверять друг другу. Поэтому их часто называют объединениями на доверии.

       Товарищества  с ограниченной ответственностью (ТОО) – наиболее распространенная форма  организации деятельности как в  России, так и на Западе. Ограниченная ответственность означает, что каждый участник объединения отвечает по обязательствам предприятия только в меру своей доли в общем капитале. Это позволяет определить степень финансовой и материальной ответственности каждого участника.

Информация о работе Развития малого предпринимательства в России