Развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России и области.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия малого предприятия

- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

- изучение характерных особенностей малых предприятий,

- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,

- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

       Полное  товарищество представляет собой объединения  как физических, так и юридических лиц. Однако само это объединение не является юридическим лицом. Оно может обладать лишь отдельными правами юридических лиц. Все участники лично участвуют в делах предприятия и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и личным имуществом.

       Смешанные товарищества представляют собой объединения  физических и юридических лиц, а  также сочетают в себе характеристики товариществ с ограниченной ответственностью и товариществ с неограниченной ответственностью.

       Все товарищества с неограниченной ответственностью – это в основном самые мелкие предприятия. Средние и крупные  предприятия – это объединения  с ограниченной ответственностью или акционерные общества [5].

       Акционерные общества (АО) или корпорации в наиболее общем представлении – это такая форма предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники акционерного общества (акционеры) несут ответственность только в той сумме, которая была ими уплачена за покупку акций. По обязательствам акционерного общества отвечает только само общество своим имуществом.

       Современное предприятие – корпорация представляет собой институциональный способ распределения между участниками  коалиции прав собственности: владения, распоряжения, использования и ответственности. Каждый из участников корпоративных отношений имеет особый интерес к собственности корпорации и играет свою роль в этих отношениях. Отношения между участниками корпорации строятся на основе устава корпорации, выступающего в качестве долгосрочного соглашения – контракта.

       Непосредственной  и крайне важной составляющей цели корпорации как владельца ассоциированного капитала предприятия является согласование интересов всех участников корпоративных  отношений. Если эти интересы сбалансированы и подчинены институциональной цели фирмы – обеспечение бессрочного прибыльного существования в рыночной среде, корпорация выполняет свое предназначение и соответствует общественным интересам.

       Если  интересы какой-либо одной из групп-участниц корпоративных отношений подчиняют себе интересы всех других участников, общий баланс интересов нарушается, весь корпоративный механизм деформируется, снижая эффективность функционирования объединения.

       Акционеры являются единственной группой участников корпоративных отношений, чьи доходы от функционирования предприятия ничем не гарантируются. Их доход – это та сумма, которая остается после расчета корпорации по своим обязательствам и долгам. Это позволяет теоретически считать акционеров заинтересованными в минимизации затрат и максимизации прибыли корпорации. При этом мелкие и крупные акционеры имеют разную возможность воздействия на результаты деятельности предприятия. Это следствие тех прав, которые акционер получает взамен своих денег и которые вытекают из факта владения акциями. Мелкие акционеры обладают правом собственности исключительно на пассивы корпораций и дивиденды, соответствующие стоимости имеющихся у них акций.

       Важно, что величина дивидендов не связана  напрямую с доходами предприятия. Экономические отношения между акционерами и реальными собственниками корпорации являются фактически кредитными, завуалированными особым характером ссудной сделки.

       Ограничение прав акционеров в управлении и осуществлении  контроля за деятельностью корпорации выступает в качестве важнейшего преимущества корпоративного метода организации хозяйства – ограниченной ответственности индивидуальных инвесторов.

       Реализация  акционерами своего права смены  руководства связана с издержками на получение необходимой информации, продажа акций обходится дешевле. Для крупных держателей акций их продажа ведет к падению курса акций и денежным потерям.

       Управляет акционерным обществом менеджер, который заключает с предприятием контракт. В соответствии с положениями  контракта менеджер обязан обеспечить эффективную реализацию собственности корпорации и достижение ее цели – бессрочной конкурентоспособности, максимизации прибыли путем наращивания общей ценности фирмы.

       Менеджеры владеют всей информацией о фактическом  положении предприятия. Если акционеры вкладывают в корпорацию только часть своего состояния, то менеджеры инвестируют свою квалификацию и предпринимательский талант. От их способностей зависят конечные результаты в деятельности предприятия.

Однако, право на получение добавочного  дохода принадлежит не менеджерам, а акционерам. В этих условиях менеджеры прилагают все усилия для реализации интересов корпорации, если это приводит к максимизации их собственной полезности, которая состоит в росте престижа, властных полномочий, а не только денег.

       Мировая рыночная практика предлагает систему  методов, позволяющих акционерам стимулировать  менеджеров к эффективной работе на корпорацию. Это связь доходов  менеджера с ростом объема продаж; с ростом прибыли; с ростом цены акций  посредством льготной продажи опционов; с прибыли конкурентов.

       Однако  без воздействия внешних по отношению  к корпорации механизмов принуждения  ни одна из указанных выше стимулирующих  мер не может обеспечить эффективной  работы менеджеров по достижению целей  фирмы. Проблема эффективности корпоративного управления всегда стоит перед правлением акционерного общества и находится в поисках ее наиболее рационального решения [6]. 
 

    1.   Малое предприятие в рыночных условиях
 

       Малое предприятие может быть создано  и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклетчатым» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

       Жизнеспособность  малых предприятий определяют свобода  и простота их создания, льготная система налогообложения, рыночной механизм ценообразования.

       К малым предприятиям относятся вновь  создаваемые им действующие предприятия  численностью работающих до 200 человек  в промышленности или строительстве, до 100 человек в науке и научном обслуживании, до 50 человек в других отраслях производственной сферы, до 15 человек в розничной торговле.

       Малые предприятия могут быть созданы  в результате выделения из состава  действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

       Для государственной регистрации малого предприятия местным Советом  народных депутатов следует предоставить последнему следующие документы:

       -приказ  учредителей;

       -учредительный  договор;

       -устав;

       -квитанцию  об уплате госпошлины за регистрацию.

       В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями  и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

       Уставом малого предприятия устанавливаются  цели его деятельности, порядок образования  имущества предприятия, порядок  управления, возможности выкупа, распределение  прибыли, условиями реорганизации  и прекращения деятельности и  другие важнейшие вопросы.

       Предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в  его распоряжении после уплаты налогов  и других обязательных платежей.

Малые предприятия отчитываются о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором [7].

       Основные  преимущества малого предпринимательства:

       - сравнительно более низкие издержки  управления, обусловленные отсутствием  лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

       - по мнению некоторых ученых, большие  размеры повышают степень формализации  организации и понижают способность  к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

       - более низкая потребность в  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

       - малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

       - относительно более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

       - малые предприятия требуют меньше  капиталовложений. У них меньшие  сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

       - работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

       - малое предпринимательство дает  средства к существованию большему  количеству людей, чем крупное.  Оно обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения,  вовлечения в производство резервов  рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

       - частный предприниматель - сам  себе хозяин и пользуется значительной  свободой действий. Получаемый частным  предпринимателем доход зависит  от успешной деятельности его  предприятия, и это дает мощный  стимул вести дела эффективно.

       - острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.

       Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:

       - сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв  хозяйственных связей, ухудшение  платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

       - низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики,  хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и в государственном  секторе.

       - негативное отношение определенной  части населения, связывающей  предпринимательство напрямую только  с посредничеством, куплей-продажей.

Информация о работе Развития малого предпринимательства в России