Характеристика ТПК и промышленных узлов региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики Прибайкальского региона.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. рассмотреть экономико-географическое положение и характеристику природно-ресурсного потенциала региона.
2. население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации.
3. экономико-географическая характеристика промышленного комплекса:
а) география отраслей ТЭКа;
б) создание комплекса энергоемких отраслей – цветной металлургии и химии;
в) особенности формирования лесного комплекса.
4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономико-географическое положение и характеристика природно-ресурсного потенциала региона 4
2. Население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации. 5
3. Экономико-географическая характеристика промышленного комплекса 6
3.1 География отраслей топливно-энергетического комплекса 6
3.2 Создание комплекса энергоемких отраслей – металлургии и химиии 8
3.3 Особенности формирования лесного комплекса 10
3.4 Озеро Байкал как основа природно-ресурсной системы Восточной Сибири 11
4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона 13
5. Проблемы развития транспортных связей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Работа содержит 1 файл

Тема 24. Характеристика прибайкальского региона.docx

— 77.42 Кб (Скачать)

     Формированию  и быстрому развитию комплекса способствовало выгодное экономико-географическое положение. Братско-Усть-Илимский комплекс расположен в Среднем Приангарье, которое пересекается Западным участком БАМа и дает выход к Восточно-Сибирской железной дороге.

     Большое значение имеет река Ангара как водная артерия. Наличие в достаточном количестве минерально-сырьевых, водных и гидроэнергетических ресурсов определило направление и характер развития народного хозяйства этого региона.

     На  долю БУТПК приходится 11,5% территории области, 1% национального продукта страны, 30% промышленной продукции от производимой предприятиями области; 26% потребляемой промышленностью воды, около 50% заготавливаемой и перерабатываемой древесины.

     Отличительной особенностью БУТПК является комплексное  использование природных ресурсов (глубокая механическая и химическая переработка древесины), высокая эффективность промышленного производства, соответствие мощности предприятий масштабам природных ресурсов, использование современных технологий и технических решений.

     Гидроэнергетические ресурсы Ангары позволили построить и ввести в действие Братскую ГЭС, Усть-Илимскую ГЭС, которые вырабатывают свыше 40 млрд. кВт • ч электроэнергии в год. Удельный вес этих станций в областном производстве электроэнергии составляет 75—80%.

     Гидроэнергетический баланс дополняют мощные тепловые электростанции, которые обеспечивают лесоперерабатывающие предприятия не только электроэнергией, но и паром, снабжают производственные и жилые помещения теплом.

     Братский  и Усть-Илимский ЛПК — самые  крупные в мире комбинаты по механической и химической переработке древесины. Ввод их в строй изменил соотношение в общем балансе лесопромышленного цикла, выдвинул лесохимию на второе место по валовой продукции после лесозаготовки. Главенствующее место в ЛПК принадлежит целлюлозно-бумажной промышленности и лесохимии. Возрастут также мощности по деревообработке и лесопилению на крупных предприятиях.

     На  базе железорудных месторождений Ангаро-Илимской провинции работает Коршуновскии горно-обогатительный комбинат с проектной мощностью переработки железной руды в объеме 12 млн. т в год и выпуском железного концентрата свыше 5 млн. т.

     В 1992 г . добыто железной руды 4724,3 тыс. т. Разрабатываются 3 месторождения. Крупные промышленные центры: Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Чуна, Бирюсинск, Железногорск-Илимский.

     Верхнеленский территориально-производственный комплекс

     ВЛТПК самый молодой, формирующийся комплекс, ориентирующийся на лесные, газовые и водные ресурсы. Он занимает восточную часть Лено-Ангарского плато, расчлененного речной системой Лены на разрозненные участки, лежащие на высоте от 500 до 800 м над уровнем моря.

     Стержнем  комплекса является река Лена с ее правым притоком Киренгой. Эти реки протекают с юга на север и являются важным водным путем, связывающим южные районы с более северными. Проходящий по его территории Западный участок БАМа способствует освоению природных ресурсов Приленья, связывает этот отдаленный край с Восточно-Сибирской железной дорогой на западе, с озером Байкал и далее с Бурятией на востоке.

     На  базе лесных ресурсов, запасы которых  составляют 800 млн. м3, планируется создать ряд новых лесопромышленных предприятий с разным набором производств. В его пределах будет полный цикл деревообрабатывающих предприятий, включая целлюлозные заводы и связанные с ними бумажные и картонные фабрики, а также цеха лесохимии.       

     Ценные  кедровые леса, которые здесь широко распространены, выделяются в зону особого режима природопользования с правом организованного орехопромыслового хозяйства.

     Минерально-сырьевая база ТПК позволяет организовать производство по добыче каменной соли, плавикового шпата, на Марковском и Ярактинском нефтегазоносных месторождениях — добычу нефти, газа. В 1993 г . на Ярактинском месторождении было добыто 17 тыс. т нефти, для местных нужд используется газ. Планируется построить нефтепровод Усть-Кут — Марково — Яракта протяженностью 212 км . Параллельно нефтепроводу ляжет нитка газопровода, который обеспечит топливом города Усть-Кут, Железногорск, Усть-Илимск, возможно, Киренск. Запасы газа в трех месторождениях составляют 125 млрд. м3.    

     Большую значимость для области приобретает  Ковыктинское газовое месторождение в Жигаловском районе, запасы которого достигают 1 трлн. м3. Только в горных районах, отведенных компании АО «Русиа Петролеум», содержание газа в объеме 870 млрд. м3, подтвержденное официально, позволит добывать до 23 млрд. м3 в год. В скорейшем освоении этого углеводородного сырья заинтересованы не только Иркутская область, но и Якутия, Дальний Восток и зарубежные страны. Особый интерес проявляет Южная Корея. Намечается строительство международного трубопровода через Китай.    

     Газ этого месторождения в первую очередь должен поступить в Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и улучшить экологическую обстановку этих городов.  

     Реки  имеют судоходное и рыбохозяйственное  значение, обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом. В перспективе на них возможно строительство ГЭС, что позволит улучшить судоходные условия в верхней части реки Лены и обеспечить район дешевой электроэнергией.

     Леса  Приленья, особенно кедровники, богаты пушниной, диким зверем. Возможна организация охотничьих хозяйств.

     Широкие террасированные долины рек, пологие  склоны с плодородными темно-коричневыми почвами создают сравнительно благоприятные условия для развития сельского хозяйства, как земледелия, так и животноводства мясо-молочного направления. Плотность населения небольшая.

     Основными промышленными пунктами ВЛТПК являются: Киренск — речной и воздушный порт, центр заготовки и переработки древесины, судостроения и ремонта; Усть-Кут — крупный железнодорожный, речной и воздушный транспортный центр, перевалочная база грузов, поставляемых на Север, здесь ведется лесопереработка, развито судостроение и производится ремонт судов речного типа. Марково — Ковыкта — первые пункты по добыче нефти, газа для местных нужд; Жигалово — будущий центр газовой промышленности; Качуг — начальный пункт малотоннажного судоходства на реке Лене, центр судостроения; Звездный, Улькан, Магистральный — железнодорожные пункты, центры заготовки и отгрузки древесины.

     5. Проблемы развития транспортных связей

 

     Большое значение в осуществлении межрайонных  и внутрирайонных связей имеет железнодорожный  транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно  построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую  магистраль с Транссибирской. Однако железнодорожная сеть развита еще  слабо.

     Железные  дороги сконцентрированы на юге региона и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.

     Важное  значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с  железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые  происходит соединение речного судоходства  с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

     Прибайкальский  регион располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл),- автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

     Важной  особенностью межрайонных связей Восточной  Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из региона вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.

     Транспортные  проблемы концентрируются, прежде всего, в Прибайкальском районе, на исторически удаленных от центра страны территориях, где всем жителям, включая, конечно, бизнесменов, и без того приходится преодолевать немало трудностей из-за этой самой удаленности и специфических природно-климатических условий.

     Наверное, сегодня трудно найти человека, который  бы отрицал огромный потенциал Прибайкальского региона. Это и его географическое положение, и богатейшие запасы минеральных ресурсов, леса, биоресурсов, промышленных возможностей и значительная часть полезных ископаемых планеты, которые без дорог смело, могут называться бесполезными. Но потенциал этот пока практически не используется. Регион является одним из наименее освоенных, запасы недр, имеющие высокую промышленную оценку, эксплуатируются недостаточно из-за отсутствия устойчивых транспортных связей и разветвленной транспортной инфраструктуры. Недаром говорят, что дороги – кровь экономики. Где они появляются – рождается иное качество жизни. Это в полной мере касается Прибайкальского региона. 

     Значит  инфраструктура восточных и северных территорий должна развиваться ускоренными темпами. Без этого не будет ни поступательного экономического роста, ни выполнения той задачи, которую поставило руководство страны: перехода от простого освоения ресурсов к их глубокой переработке. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Экономико-географическое положение Прибайкальского региона в центре Азии, удаленность от теплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Ангаро-Енисейский регион значительно удален от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны.

     Природные условия региона характеризуются суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Неблагоприятность природных условий возрастает в северном и восточном направлениях. Наиболее удобной, в природно-климатическом отношении считается юго-западная часть Прибайкальского региона. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи.

     Производится  переработка различных видов  сырья (древесное, рудное, нерудное), добывается уголь, особые ценные виды металлов, минералы. Во-вторых, здесь находятся города - гиганты в плане промышленного  производства: Саяногорск, Братск, где расположены алюминиевые заводы и предприятия.

     Крупный представитель Прибайкальского региона - Иркутск лежит на Транссибирской магистрали. Что касается Иркутска, то второй по численности населения город в регионе тесно связан с деревопереработкой, машиностроительными заводами и переработкой слюды. Также имеет гидроэлектростанцию (Иркутская ГЭС), несколько пригородов-спутников (Ангарск, Шелехов), которые специализируются, соответственно, на нефтехимии и алюминиевой промышленности. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Желтиков  В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г.. Экономическая  география - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
    2. Колтакова И.А. Экономическая география. Учебное пособие. - М.:Издательство «Элит», 2008.
  1. Интегрирующая роль ТЭК в развитии РФ // Энергетика и промышленность - №7, 2001г.
  2. БАМ: плацдарм для освоения восточных регионов России / Промышленные ведомости
  3. Лесные ресурсы Сибири // Наука в Сибири - №45, 2003г.
  4. Стратегические вопросы ТЭК Сибири // Наука в Сибири - №50, 2001г.
  5. Харитонова В.Н. Эффективность стратегий и региональные риски формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса / Харитонова В.Н., 2010г.

    8. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2008.: Стат. сб./Росстат. – М., 2009.

    9. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009г.: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.

    10. Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.

Информация о работе Характеристика ТПК и промышленных узлов региона