Инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:02, доклад

Описание работы

1. Понятие «инфраструктура» подразумевает под собой комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Работа содержит 1 файл

инфраструктура.docx

— 56.15 Кб (Скачать)
  1. Понятие «инфраструктура» подразумевает под собой комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих  производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Инфраструктурный  комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.

        Инфраструктурный комплекс объединяет  отрасли, производящие разнообразные услуги.

        Услуги могут быть самыми разнообразными  по своему характеру, периодичности  потребления, широте круга потребителей и т.п.

        Инфраструктурный комплекс обеспечивает  нормальную работу различных  звеньев экономики и во многом определяет качество жизни населения.

        Доля инфраструктурного комплекса  в ВВП России составляет 54%. Для  сравнения: в США – 73%, Великобритания  – 71%, Франция – 70%, Германия  – 63%.

        Инфраструктурный комплекс подразделяется  на две относительно самостоятельные  части:

  • коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой;
  • сферу обслуживания (торговля, общепит, наука, искусство, образование и т.п.), именуемую социальной инфраструктурой.

        Коммуникационная система охватывает  транспорт и связь. Ее главная  задача – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

        Транспортный комплекс (ТК) России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами.

        Транспортные узлы  - это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейшим из которых является город Москва.

I. Роль транспортного комплекса в хозяйстве России

        Транспорт — важная составная часть экономики России, «кровеносная система экономики» ТК – необходимое условие функционирования хозяйства так как связывает воедино все его части. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

        Транспорт является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

        Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

        Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

        Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

        Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

1.2. Место транспорта  в структуре народного  хозяйства.

        Специфика транспорта как сферы  экономики заключается в том,  что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Однако, ввиду особой важности транспорта для производства, его относят к производственной сфере.

        Транспорт и связь объединяют  в так называемую коммуникационную систему, а элементы ТК составляют основу транспортной инфраструктуры страны.

II. Структура  транспортного комплекса.

        Транспортная система России включает все современные виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), водный (морской, речной) и авиационный.

        По основным показателям работы  транспорта: грузообороту, пассажирообороту, протяженности транспортных путей, структура ТК выглядит следующим образом (таб.1):

Вид

Транспорта

Протяженность транспортных путей, тыс. км.

Доля  перевезен-ных грузов в %

Доля в грузообо-роте

в %

Доля перевезенных пассажиров в% Доля в пассажиро-обороте

в %

Железнодорожный 87 42,4 40,7 14,8 34
Автомобильный 593 17 0,5 76 30
Трубопроводный 217 35,5 55,4    
Морской - 1 1,6 0,5 0,5
Внутренний  водный 100 4 1,7 0,5 0,7
Воздушный - 0,1 0,1 0,08 20

        Из таблицы видно, что большая  часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

        В перевозке грузов наиболее  дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

III. Характеристика основных видов транспортного комплекса России.

3.1. Железнодорожный транспорт.

        В нашей стране, занимающей первое  место по размерам территории  и сильно вытянутой с запада  на восток, железнодорожный транспорт  имеет наибольшее значение в транспортной системе.

        По протяженности железных дорог Россия уступает США и Канаде, однако по протяженности электрифицированных ж/д (42 тыс. км), а также по грузообороту этого вида транспорта Россия лидирует в мире. Железные дороги в России призваны обеспечить транспортную связь Европейской части страны с районами Сибири и Дальнего Востока, однако решение этой задачи усложняется тем, что темпы развития народного хозяйства страны опережают темпы строительства дорог, и железные дороги не справляются с постоянно возрастающей нагрузкой.  В результате перегруженности средняя скорость движения на железных дорогах России  около 30 км/час.

        Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте и пассажирообороте благодаря ряду своих достоинств. Он характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

        Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

        Основные черты географии российских железных дорог определилась еще в дореволюционный период и мало изменилась с того времени. Первая железная дорога в России – Санкт-Петербург – Павловск была построена в 1837г. и имела длину всего 22км. Строительство железных дорог велось по основным направлениям: на Саратов, Ярославль, Нижний Новгород, к портам на Волге, Каспии, Черном море, затем на Кавказ, в Сибирь и Среднюю Азию.

        Современная железнодорожная сеть  европейской части России имеет  радиально-кольцевую структуру, центром которой является Москва, от нее в 11 направлениях отходят радиусы, а на расстоянии 40-100км и 150-300км от столицы они связаны между собой двумя кольцами.

        В восточной части страны железнодорожная  сеть имеет ярко выраженное  широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, длиной 9332 км. Азиатскую часть этой дороги составляет построенная еще в 1891-1916 гг. Транссибирская магистраль (Челябинск – Омск – Новосибирск - Иркутск – Чита - Хабаровск – Владивосток).

        Байкало-Амурская  магистраль (Тайшет – Братск – Усть-Кут – Чара – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская гавань) была построена в 70-х – 80-х годах 20-го века для обеспечения выхода СССР к Тихому океану. Она была связана с Транссибом тремя ветками. БАМ имела важное военно-стратегическое и хозяйственное значение.

        Печорская магистраль (Салехард – Воркута – Коноша) обусловлена развитием европейского Севера.

        Южносибирская магистраль (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар – Целиноград – Магнитогорск) и Среднесибирская магистраль (Камень-на-Оби – Кустанай – Челябинск) обеспечивают связь Кузбасса и Урала. Их строительство было обусловлено недостаточной пропускной способностью трансконтинентальной железной дороги для активного освоения Сибири.

        В меридиональном направлении в азиатской части действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.

Информация о работе Инфраструктура