Инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:02, доклад

Описание работы

1. Понятие «инфраструктура» подразумевает под собой комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Работа содержит 1 файл

инфраструктура.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

        В настоящее время железнодорожный  транспорт России переживает  большие трудности. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5км на 1000км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток—запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

        Основные направления развития  железнодорожного транспорта разрабатываются  в рамках комплексной программы "Транспорт России".

        Планируется строительство новых  дорог на востоке России: Амуро-Якутской, Алдано-Якутской, имеющих меридиональное направление. Предполагается продолжить на восток Печорскую магистраль. Проектом XXI века может стать сооружение железнодорожного тоннеля под Беринговым проливом, который соединит Америку и Азию.

        Качественно новый этап в развитии  пассажирских перевозок железнодорожным  транспортом связывают с увеличением скорости движения поездов, со строительством высокоскоростных железнодорожных магистралей; первая такая дорога в России должна быть построена между Москвой и Санкт-Петербургом.

3.2. Автомобильный транспорт.

        Автомобильный транспорт в основном  используется для перевозки небольших  потоков грузов на короткие  расстояния. Это связано со сравнительно  высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и маневренность (возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку).

        Доля автомобильного транспорта  в общей массе перевезенных  грузов довольно высока, а грузооборот его составляет около 40 млрд. т-км (0,5 %). Низкий грузооборот этого вида транспорта объясняется, прежде всего, небольшим средним расстоянием перевозок (28км). Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных, восточных и горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

        География автомобильных дорог похожа на географию железнодорожных магистралей. В европейской части страны она также имеет радиально-кольцевую структуру. От Москвы расходятся 12 крупнейших автомагистралей. Радиусы соединены системой колец, первое из которых – МКАД.

        В восточных  районах  число  автодорог резко снижается. До  сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.

        Автомобильный транспорт, как  и железнодорожный, испытывает  большие трудности. Важнейшим  показателем развития транспорта  в странах является обеспеченность  автодорогами с твердым покрытием.  В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо учесть, что в России производится только 10—12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

3.3. Трубопроводный транспорт.

        Это молодой вид транспорта. По  нему передается 97% нефти, весь  газ, многие нефтепродукты.  Структура перевозок грузов трубопроводным транспортом выглядит следующим образом: 56% грузов составляет газ; 42,5 – нефть и 1,5% - нефтепродукты. Предполагается в будущем трубопроводным транспортом передавать с помощью воды и твердые материалы (уголь, руду) в измельченном виде. На этот вид транспорта приходится более 50% грузооборота, а вот его доля в массе перевезенных грузов значительно меньше, так как среднее расстояние перевозок превышает 2000км. 

        Трубопроводный транспорт отличается  наименьшей себестоимостью. Преимуществами этого вида транспорта также являются: всесезонность (возможность функционирования в течение всего года), высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

        По общей протяженности трубопроводов  Россия уступает только США.  Наиболее крупные нефте- и газопроводы проложены из Западной Сибири в Европейскую часть России, в Белоруссию и Украину, в страны Восточной Европы.

        Основные нефтепроводы:

  • «Дружба»: (Альметьевск – Самара – Пенза – Липецк – Орел – Унеча – Мозырь – Брест – Новополоцк). По протяженности это крупнейшим в мире трубопровод. По нему осуществляется поставка нефти в Польшу, ФРГ, Словакию, Чехию, Венгрию.
  • Поволжье – Центр – Северо-Запад (Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва – Ярославль – Кириши).
  • Коми – Центр (Усинск – Ухта –Ярославль).
  • Поволжье – Сибирь (Альметьевск – Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Томск – Ачинск – Красноярск – Ангарск).

               Основные газопроводы:

  • «Союз» (Оренбург – Фролово – Ужгород).
  • «Сияние Севера» (Уренгой – Медвежье – Игрим – Вуктыл – Ухта – Вологда – Ярославль – Москва).
  • Западная Сибирь – Центр (Уренгой – Медвежье – Сургут – Тюмень – Челябинск – Уфа – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва).
  • Западная Сибирь – Западная Европа (Уренгой – Медвежье – Серов – Пермь – Ижевск – Помары – Елец – Курск – Ужгород).
    1. Речной транспорт.

        Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

        Большая часть оборота речного  транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На Волго-Камский бассейн приходится более 2/3 всего речного грузооборота.

        На севере европейской части  России заметную роль играют  Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и Нева.

        Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала им. Москвы и Волго-Донского канала основные реки Европейской части России объединяются в единую водную транспортную систему, которая обеспечивает торгово-экономические связи расположенных здесь экономических районов. Благодаря этим каналам Москва стала «портом пяти морей» (Балтийского, Белого, Черного, Азовского, Каспийского), так как по ним из Москвы водным путем можно добраться до этих морей.

        В связи с освоением природных  ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

        В настоящее время в связи  с экономическим кризисом идет  сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.

    1. Морской транспорт.

        Морской транспорт для перевозок  внутри страны используется слабо,  он обслуживает в основном внешнюю торговлю (примерно 2/3 всех перевозок — внешнеторговые). Он является также одним из основных источников получения валютных средств.

        По тоннажу морской флот России занимает 12-е место в мире. 45% российских судов – рыболовные; 24% - специальные, 23% - сухогрузы, 5% - наливные, 3% пассажирские и грузопассажирские. Однако около 60% судов имеет возраст более 15 лет, что не позволяет им заходить в порты многих развитых государств мира.  Зато Россия занимает первое место в мире по атомному флоту. В России 6 атомоходов, 5 из которых – ледоколы.

        Из 92 портов бывшего СССР в  России осталось только 39, из них  относительно крупных только 11, а это недопустимо мало для такой крупной страны. Длина их причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов. В связи с эти в настоящее время развернуто строительство новых портов (Усть-Лужский, Приморский, Бухта Батарейная на Балтике) и реконструкция старых. Кроме того, для осуществления внешней торговли Россия использует порты иностранных государств (Украина, страны Балтии).

        Крупные порты России: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск (крупнейший по объему перевозок), Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси.

        Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес.

        Ведущее место по грузообороту принадлежит портам Тихого океана — Владивостоку, Находке, Восточному, Ванино и др. Их называют «окном в Азию». Главным внешнеторговым партнером России в этом регионе являются Япония, страны Восточной Азии, Австралия, Канада. Через эти порты вывозится лес, пиломатериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, уголь, руды, рыбопродукты, нефть. Одновременно с этим ввозится австралийское и канадское зерно, сахар с Кубы, овощи и фрукты из Кореи и Вьетнама и др.  На Тихом океане сосредоточено около 25%  российского торгового флота.

        Морские порты Балтийского моря занимают второе место по грузообороту. Они обеспечивают внешние связи со странами Европы и Америки.  На Балтике в России расположены три порта: Санкт-Петербург, Выборг, Калининград. Их мощность явно недостаточна для удовлетворения потребностей страны в перевозке грузов, поэтому предполагается строительство еще трех портовых комплексов на Балтике вблизи Санкт-Петербурга и Выборга, что позволит увеличить суммарный грузооборот региона и вывести его в число крупнейших портов мира. На  Балтике сосредоточено около 14%  российского торгового флота.

        В последнее время усиливается  роль Северного бассейна как в международных перевозках, так и в снабжении районов Крайнего Севера. Крупнейшим незамерзающим портом данного бассейна является расположенный на Баренцевом море город-порт Мурманск, через который экспортируют руды цветных металлов, химические грузы и другие. Крупным портом на Белом море является Архангельск, через который осуществляется экспорт леса. По морям бассейна Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь, протяженностью 11000км, играющий важную роль в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.

        Крупными портами России на  побережье Черного моря являются Новороссийск и Туапсе. Основу морского экспорта здесь составляет нефть и нефтепродукты, а импорта - зерно.

Информация о работе Инфраструктура