Инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:58, реферат

Описание работы

Инфраструктура инновационной деятельности, или инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:
1. транспорт и связь;
2. информация и телекоммуникация;
3. кредитно – финансовая сфера;
4. фондовый рынок;
5. институт посредников;
6. компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.

Работа содержит 1 файл

инфраструкт.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Об  инфраструктуре инновационной  деятельности 

Начальник отдела инноваций, оценки и коммерциализации ИС Кыргызпатента

Адилов  Т.М. 

       Инфраструктура  инновационной деятельности, или  инновационная инфраструктура –  это комплекс организационно-экономических  институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:

  1. транспорт и связь;
  2. информация и телекоммуникация;
  3. кредитно – финансовая сфера;
  4. фондовый рынок;
  5. институт посредников;
  6. компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.

       Важнейшим направлением создания инновационной  инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики.

       С организационной точки зрения промышленный или технологический парк – это участок территории, где компактно размещается значительное число промышленных, научных предприятий и научно-производственных фирм, эксплуатирующие единые объекты инфраструктуры.

             Семейство научных  и научно-технологических парков имеет ядро в виде научного центра и изначально ориентировано на развитие НИОКР и малосерийный выпуск опытных образцов. В научно-промышленных парках экономический эффект достигается за счет реиндустриализации, так как научное «ядро» сочетается с крупносерийным производством. Научные и научно-технологические парки обеспечивают развитие новейших технологических укладов и переход к постиндустриальному развитию.

       С экономической точки зрения парк является территориально производственным образованием, построенным на взаимодействии двух комплексов – инфраструктурного, генерирующего услуги, и производственного, то есть предприятий-пользователей.

       При правильной организации и удачном  месторасположении парки могут  стать региональными полюсами роста, обеспечить прямые и косвенные эффекты развития всего региона. Базовый эффект содействия экономическому росту достигается в парках благодаря тому, что единица вложений в инфраструктуру может дать здесь многократное увеличение частных инвестиций в производство, активизацию спроса в сопряженных отраслях и развитие смежных производств вне территории парка.

       При этом отбор инвестиционных проектов, осуществляемый оператором парка, обеспечивает максимализацию инновационной отдачи на единицу производственных вложений.

             В результате, парки  становятся инструментами стимулирования структурной перестройки, положительно влияющими на скорость и направления индустриальных сдвигов.

       Содействуя  появлению новых предприятий, развитию реального сектора экономики  и росту производства в масштабах  отдельных территорий, парки одновременно создают новые рабочие места. В совокупности это приводит к расширению налогооблагаемой базы, и, соответственно, к увеличению доходных статей бюджетов различных уровней. Парковые образования различных форм собственности – частные, государственные, смешанные (с участием региональных и местных органов власти) – получили широкое распространение в промышленно развитых странах.

       У нас есть  понимание того, что  в Кыргызской Республике для организации  целостной инфраструктуры инновационной деятельности необходимо создать первоначальные элементы, обобщенные в инновационно-технологические центры (ИТЦ). Инновационно-технологические центры – это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования должны быть выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались бы преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны размещаться малые предприятия. Как правило, инновационно-технологические центры организуются на свободных площадях организаций, неспособных самостоятельно их содержать.

       ИТЦ должны оказывать комплекс услуг  находящимся в них малым предприятиям, помимо сдачи помещений в аренду, они должны предоставлять техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития. Мировой опыт показывает, что эффективность деятельности большинства фирм, входящих в ИТЦ, оказывается достаточно высокой. В то же время недавняя (2001 года) оценка их деятельности в России показала, что главными мотивами вступления в ИТЦ для малых предприятий являются возможности получить помещения под производство, офисное обслуживание, а также информационные услуги. Наименьший рейтинг имеют такие службы ИТЦ, как маркетинг, помощь в защите прав на интеллектуальную собственность и  проведении сертификации продукции. Таким образом, то, что должно быть основным в работе ИТЦ, пока не является таковым, а главным привлекательным фактором вхождения в ИТЦ являются лишь выгодные условия аренды.

       Помимо  создания общереспубликанской сети ИТЦ, необходимо сформировать систему  подготовки менеджеров, интегрировать  ИТЦ и технопарки. В идеале ИТЦ  становятся связующим звеном между  расположенными в них малыми предприятиями  и научно-образовательными структурами с одной стороны, и промышленностью -с другой. Все это вместе должно лечь в основу создаваемой национальной инновационной системы.

       Введение  в оборот нового понятия Национальной инновационной системы означает, что на государственном уровне инновации должны рассматриваться в качестве ключевого фактора для оздоровления ситуации, как в научно-технической сфере, так и в промышленности.

       В законе Кыргызской Республики «Об инновационной  деятельности» №128 от 26 ноября 1999 г. предусматривалось создание инновационной сети, своего рода прообраза национальной инновационной системы.

       Для ИТЦ, созданных на базе вузов, одно из предлагаемых в настоящее время  решений состоит в преобразовании их в учебно-научно-инновационные комплексы, создаваемые по общемировой модели технопарков. Например, при Иссыккульском Государственном Университете им. К. Тыныстанова образован научно-инновационный центр (НИЦ), который нацелен на проведение учебно-научно-инновационных работ.

             В нашей республике Национальная инновационная система (НИС) должна опираться на вузовскую науку и некоторые промышленные предприятия. На базе крупных университетских центров каждого региона республики будут разработаны комплексные планы организации инновационно-технологических центров или научно-инновационных центров.

       На  первом этапе государство должно содействовать созданию Национальной инновационной системы в республике, на втором этапе  ее интеграции в  международные научно-технические, производственные структуры. Интеграция в мировую структуру возможна с использованием технологического трансферта или прямых иностранных инвестиций.

       Мировой опыт показывает, что государство  является основным инициатором создания Национальных инновационных систем и обеспечивает их развитие своими, в том числе финансовыми ресурсами. При этом как правило, фундаментальные исследования финансируются из бюджета, прикладные при участии бюджета и негосударственных средств, в том числе крупных предприятий. Развитие производства обеспечивается собственно ресурсами негосударственного, т.е. венчурного сектора экономики. Ориентация государственной политики на резкое повышение статуса науки и образования, стимулирование предприятий, занятых наукоемким производством позволит создать основы принципиально новой модели экономического развития нашей республики, т.е. инновационной экономики.

       Особым  направлением деятельности должно стать  привлечение средств различных  зарубежных фондов, в том числе  действующих в Кыргызской Республике, для проведения исследований, разработок и коммерциализации инновационных проектов.

       ***

       Нам известно, что в ряде стран СНГ  по данному аспекту экономического развития за последнее время предпринимаются  интенсивные меры. Подтверждением тому служит организованный в сентябре с.г. в Крыму г. Алушта (Украина) Исполкомом СНГ Первый инновационный форум и XI—Международная научно-практическая конференция на тему: «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». На заседаниях были заслушаны 86 научных докладов. Из прослушанных докладов стало ясно, что в области создания законодательно-правовых основ инновационной деятельности Кыргызстан не отстает от России, Украины, Молдовы и Казахстана, которые считаются впереди идущими. В то же время в области формирования технопарков, инновационных инкубаторов мы значительно отстали.

       Ускоренные  шаги предпринимаются Казахстаном, где уже функционируют: национальный технопарк в Алмате (с правом свободной  технологической зоны) и два региональных технопарка в областях.

             Украина интенсивно развивает малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере. Начиная с 1999 года в Украине создано 16 технопарков, разработана нормативно-правовая база, которая обеспечивает экономическую заинтересованность в инновационной деятельности. Технологическими парками решаются не только вопросы обеспечения потребностей внутреннего рынка Украины,  но и постоянно наращиваются объемы поставок на экспорт конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции.

                За последние годы Российская концепция создания технопарков прошла в своем развитии путь от идеи до реально существующей и эффективно действующей модели.

             В настоящее время  в среде научно-технической общественности стран Содружества Независимых  Государств есть понимание того, что  альтернативы инновационному развитию экономики не существует. Опыт развитых стран – тому подтверждение. Сырьевая экономика, присущая большинству стран СНГ, делает их зависимыми от конъюнктуры мировых цен на сырье, а их доля на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции по различным оценкам ничтожно мала.

             К сожалению, пока государственная  политика в странах Содружества  в области инноваций и формируемая  в них инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что в итоге приводит к отсутствию должной мотивации в области межгосударственного трансферта технологий. Государства-участники СНГ обладают инновационным потенциалом, который не интегрирован и существует лишь в виде потенциала и практически не используется как фактор экономического роста.

       Без преувеличения можно сказать, что из-за отсутствия четкой и внятной программы инновационного развития возрастает реальная угроза национальной безопасности государств – участников СНГ. Это связано с тем, что   уже через 3-4 года собственный научно-промышленный комплекс государств Содружества будет неспособен обеспечить их потребности в обновлении производства. Они будут вынуждены закупать технику и технологии, попадая в зависимость от внешних источников.

             Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы  преимущества экономик стран СНГ, в частности:

       Природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;

       Значительный  технологический потенциал оборонных  и смежных с ними гражданских  отраслей промышленности;

       Резерв  производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;

       Значительный  научно-технический потенциал, большое  количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры;

       Система высшего образования мирового уровня.

       В то же время необходимо учитывать  и такие негативные факторы, как:

       Дефицит денежных ресурсов в большинстве  стран СНГ, непосредственно влияющий на инновационную активность;

       Технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности;

       Неразвитость  сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью  в быстро меняющихся условиях рынка;

       Отсутствие  разветвленной инновационной инфраструктуры;

       Несовершенство, а кое-где и отсутствие нормативно-правовой базы инновационной деятельности;

       Слабая  работа в области защиты прав интеллектуальной собственности.

             Таким образом, налицо противоречие между уровнем интеллектуального  потенциала государств – участников СНГ и их возможностями использования мирового инновационного опыта для формирования межгосударственного инновационного пространства и социально-ориентированной межгосударственной инновационной системы, обеспечивающей ускоренное интенсивное экономическое развитие этих стран. 

Информация о работе Инфраструктура