История машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В 1791 г. придворный механик Екатерины II Иван Петрович Кулибин создал трехколесную « самокатку », которую приводил в движение слуга, находясь сзади «на запятках».

Работа содержит 1 файл

конечная работа 2.docx

— 81.78 Кб (Скачать)

Введение

Машиностроение-это  совокупность отраслей промышленности,производящих разнообразные машины.Это главный комплекс обрабатывающей промышленности мира,но него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции и 34-36% занятых в промышленном производстве.В развитых странах машиностроение составляет 32-38% стоимости промышленного производства,в странах с переходной экономикой 20-25%,в новых индустриальных странах 15-25%.Машиностроение играет огромную роль в хозяйстве:его основная задача обеспечение орудиями труда все отрасли производства.Машиностроение включает в себя:

Тяжёлое машиностроение

Является совокупностью  подотраслей:

Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин - грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))

Железнодорожное машиностроение

Судостроение

Авиационная промышленность

Ракетно-космическая  отрасль

Энергомашиностроение

Производство  технологического оборудования по отраслям

Строительное и  коммунальное машиностроение

Сельскохозяйственное  машиностроение

Нефтегазовое машиностроение

Химическое машиностроение

Лесопромышленное  машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой  промышленности.

Автомобильная промышленность

Тракторостроение

Станкостроение

Робототехника

Инструментальная  промышленность

Оборудование легкой промышленности

Оборудование пищевой  промышленности

Промышленность бытовых  приборов и машин

В советское  время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное  машиностроение

Ведущие отрасли  точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Приборостроение

Радиотехническая  и электронная промышленность

Электротехническая  промышленность 

История  машиностроения

В 1791 г. придворный механик Екатерины II Иван Петрович Кулибин создал трехколесную « самокатку », которую приводил в движение слуга, находясь сзади «на запятках». Нажимая на педали, он толкал тяги, которые передавали усилие на храповой механизм, насаженный на ось маховика, и далее парой шестерен на продольный вал и через штифтовую передачу - на оси задних колес.  

Здесь мы видим детали и узлы современных  машин храповой механизм, выполняющий  роль муфты свободного хода; маховик, обеспечивающий равномерность движении; зубчатые колеса, являющиеся прообразом коробки передач. Рулевой привод состоял из двух рычагов, двух тяг  и обода, на котором располагалось  руление колесо. Поворотный круг направляющего  колеса и задние ведущие колеса опиратись на подшипники качения.    
 

В начале 19 века начали развиваться железные дороги, по поскольку их было небольшое количество, то стали получать распространение паровые повозки (более всего в Англии). Например, четыре «паровика» Голдсуорси Гэрнея в 1831 г. наездили 6 тысяч километров. Но из-за ряда препятствий и ограничений паровые дилижансы в Англии прекратили свое существование.  

Затем паровые автомобили возродились  во Франции с различного рода усовершенствованиями (вместо угольных топок использовались керосиновые горелки, котел заменен  змеевиком, применены пластичные шины, рулевая трапеция, дифференциал, цепная передача (или карданный привод) от паровой машины к колесам и  т.д.). Например, французский инженер  Л. Болле спроектировал в 80-х годах 19-го столетия паровую коляску массой 3,5 т, с расходом угля 1,5 кг и 7 литров воды на 1 км, двигавшуюся со скоростью 38 км/ч. т.е. она могла уже состязаться с только что появившимся бензиновым автомобилем. Следует отметить, что повозки А, Болле значительно более похожи по компоновке на будущий автомобиль, чем перше бензиновые автомобили.  

Однако, несмотря на все усовершенствования, паровой автомобиль был сложен и  эксплуатации (затрудненный запуск, периодическое  заполнение котла водой, постоянный контроль давления пара и т.п.), недостаточно надежен для массового потребителя. Но. несмотря па все недостатки, он сыграл свою позитивную роль в развитии автомобильной техники. От паровых автомобилей до нашего времени дошло и слово «шофер» (которое переводится с французского - «кочегар»).   

Вместо  паровой установки неизбежно  должен был появиться другой более  компактный и мощный двигатель.

В 1860 г. французский механик Этьен Ленуар сделал газовый двигатель, напоминающий паровую машину. Газовая смесь (свесильный газ и воздух) воспламенялась в поршне от электрической свечи, ввернутой в крышку цилиндра, т.е. это уже был двигатель «внутреннего сгорания». Двигатель Ленуара - двухсторонний (рабочий процес происходит с обеих сторон поршня) и двухтактный- При первом ходе происходит впуск и расширение смеси в цилиндре, а мри втором ходе - выпуск отработавших газом. Впуском и выпуском управляет задвижка, а задвижкой - эксцентрик, смонтирован ими на валу двигателя. Газовый двигатель был значительно проще в обслуживании, но его КПД был очень низок (около 4%). 

Виды  специализации в  машиностроении

Машиностроение - одна из ведущих отраслей промышленности. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение существенно влияет на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства, рост производительности труда, другие показатели, определяющие эффективность  производства. Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Более того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как следствие, способствует изучению и становлению других отраслей, подотраслей и производств.

Машиностроение  по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся.  

Основные  факторы, влияющие на размещение предприятий  машиностроения. Повышение эффективности  машиностроительного производства определяется не только внедрением в  производство новых типов машин  и оборудования, совершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в  совершенствовании территориальной  организации области, лучшему расположении ее предприятий.  

На это  существенно влияет традиционный уровень  машиностроения и использования  производственных мощностей, а также  различные региональные факторы  и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие промышленных площадок и т.п. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров. 

Итак, по своим тенденциям в размещении предприятия  машиностроения можно разгруппировать  следующим образом: 

- Отрасли,  характеризующиеся высокой металлоемкостью,  малой процентностью выпускаемой небольшими сериями или одиночными экземплярами (подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение). Предприятия таких отраслей целесообразно располагать в районах металлургических баз; 

- Отрасли,  характеризующиеся средним металлоемкостью,  невысокой транспортабельностью  готовой продукции за небольших  объемов ее выпуска (производство  оборудования для нефтяной и  химической промышленности, строительных, дорожных и сельскохозяйственных  машин); предприятия должны размещаться,  как правило, в районах потребления  продукции; 

- Отрасли,  выпускающие массовую продукцию(автомобиле строение,тракторостроение, дизелестроение, оборудования для легкой, пищевой и полиграфической промышленности); обычно размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров;  

- Области  точного машиностроения, которым  свойственны очень высокая трудоемкость, малая металлоемкость (радиотехническая  и электронная промышленность, приборостроение,  некоторые производства электротехнической  промышленности); размещаются в районах  высокой технической культуры, имеющие  высококвалифицированные кадры,  экспериментальные базы, научно-исследовательские  институты. 

Осложнения  машиностроительного производства определило разделение стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это  сохранило высококвалифицированные  производства в странах с высоким  уровнем научно-технического прогресса, где есть большие затраты на научные  исследования при освоении новых  видов продукции. 

Надо  подчеркнуть немалую роль специализации  и кооперирования производства в  машиностроении. Специализация производства предполагает концентрацию выпуска  конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в обособленных отраслях, на предприятиях. Она способствует росту производительности труда  за счет использования производительного  оборудования. 
 

Точное  машиностроение

Ведущие отрасли  точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное  машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно  разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Например:

    приборостроение, например ОАО "Завод "Старорусприбор"

    радиотехническая и электронная промышленность

    электротехническая  промышленность. 

    Среднее машиностроение 

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и  полиграфической отраслей промышленности.

Одной из показательных  отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия  автомобильной промышленности построены  во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускает Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности - Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные  легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде, малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая  сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы "Мерседес-Бенц" начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области)

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников  и т.д.

Станкостроение  является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным  выступает обеспеченность отрасли  квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра (Москва) и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах. 
 

Информация о работе История машиностроения