История машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В 1791 г. придворный механик Екатерины II Иван Петрович Кулибин создал трехколесную « самокатку », которую приводил в движение слуга, находясь сзади «на запятках».

Работа содержит 1 файл

конечная работа 2.docx

— 81.78 Кб (Скачать)
Весь  мир, страны «первой десятки» Спуск на воду, в тыс. бр.-рег. т.  
Весь  мир  10900  
Япония  4050  
Республика  Корея 3200  
ФРГ 520  
Бразилия 450  
Тайвань 450  
Дания 380  
Польша  275  
Китай 255  
Югославия 250  
Финляндия 170  

Главное новшество  – начало «переселения» мировой  судостроительной промышленности из экономически развитых стран в развивающиеся. Об этом нагляднее всего свидетельствует пример Республики Корея, которая еще в конце 80-х заняла в мировом судостроении «вторую строчку». Япония и Корея стали не только крупнейшими производителями, но и экспортерами морских судов; первая из них обеспечивает 40%, а вторая 33% мирового экспорта. 

 

Современное машиностроение

Современное машиностроение базируется на наукоемких технологиях. Таким образом, в конце XX столетия была продемонстрирована зависимость  машиностроительных производств не только от развития энергетики, но в  значительной мере и от развития наукоемких технологий. Появление таких продуктов  электронного машиностроения, как современные  электронные компьютерные компоненты, привело к широкому их внедрению  в производство нового поколения  технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоординатных  машин и роботов. Ключевой тенденцией при создании современных машин  стал перенос функциональной нагрузки с механических узлов к интеллектуальным (электронным, компьютерным) компонентам. Доля механической части в современном  машиностроении сократилась с 70 % в  начале 90-х годов до 25 + 30 % в настоящее  время. Одновременно происходит компьютерное сопровождение всего жизненного цикла создания и эксплуатации технической  системы.   

Информатизация и  компьютеризация производства сопровождаются информатизацией общества, всех сторон его жизни и трудовой деятельности на базе телекоммуникации и информационных компьютерных сетей (Интернет), факсимильных аппаратов, почты, сотовой и космической  связи. С помощью средств мультимедиа (синтез компьютеров, аудио- и видеотехники), компьютерной графики создается  виртуальный мир, где перед человеком  открывается широкая дорога для  творчества, быстрого освоения и обновления знаний. Появляется рынок знаний и  экономика, базирующаяся на рынке знаний и информационных услуг ("новая" экономика).   

Таким образом, современное  машиностроение и связанные с  ним наукоемкие технические системы, а также информатизация общества составили целостную принципиально новую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Появились такие понятия, как "человеческий капитал" и "социальный интеллект".   

"Человеческий  капитал" - совокупность профессионально  квалифицированных навыков, знаний, таланта индивидов; "социальный  интеллект" реализуется через  сетевую систему связей, информационное  поле, создаваемое средствами электронной  коммуникации, социальную память, хранящуюся  в банках данных; интеллектуальную  элиту, продуцирующую новые идеи  и знания; интеллектуальный рынок  обмена идеями и информацией.    

Человеческий капитал  и социальный интеллект и являются по существу основой постиндустриального  мира. Только те страны, которые имеют  высокие показатели человеческого  капитала и социального интеллекта, могут претендовать на статус великих  держав. Большие территориальные  пространства, большая численность  населения, запасы природных ресурсов на национальных территориях, обладание  современным оружием массового  поражения - все это критерии великих  держав прошедшего столетия. В начале XXI века мы являемся свидетелями появления  совершенно иных процессов и иных критериев.

Наиболее рельефно это проявилось в так называемом процессе глобализации экономики.   

Сложность современных  технологий и создание на их базе современного наукоемкого продукта потребовали  беспрецедентной концентрации финансового  и интеллектуального капитала, которые  не могут обеспечить ресурсы национальной экономики. В рамках одной страны невозможно создать всю воспроизводящую  технологическую цепочку. Поэтому  разработка и производство современного наукоемкого продукта перешли национальные границы и привели к созданию гигантских транснациональных корпораций.   

Всего пять крупнейших транснациональных структур осуществляют более половины мирового производства наукоемкой продукции (авиакосмические системы, автомобили, электронное оборудование, судостроение и др.) Две-три транснациональных компании владеют глобальными телекоммуникационными сетями. В корне изменилось понятие рынка и конкуренции на рынке.   

Конкурентность на современном этапе означает, прежде всего, способность занять место в воспроизводящей транснациональной цепочке и удерживать его при всех ее модификациях. А реальным условием национальной конкурентоспособности является мощный каркас национальных производственных научно-технических структур (наука - технология - производство), всегда способных встроиться в меняющуюся конфигурацию международных производственных связей. Нет понятия "внутреннего" рынка. Создающийся наукоемкий продукт и мир экономики в настоящее время представляют собой сложное переплетение национально-государственных экономических пространств и транснациональных экономических структур. Всеобъемлющая глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности. Если не учитывать внешнюю ситуацию, то какие бы усилия ни принимались по формированию национальной стратегии развития, они легко "смываются" всемирными глобальными потоками и процессами в финансовой, производственной, социальной, экономической и других сферах. Вступление России в ВТО полностью погрузит ее в эти процессы.   

Геоэкономическое пространство давно разорвало национальные образования и вышло на господствующие позиции в мире. Интернационализация капитала и производства модифицирует все товарное производство: оно осуществляется на базе перешагнувших национальные рамки широко кооперированных технологических цепочек.   

В результате появилось  понятие единого мирового дохода и борьба за его перераспределение. Страны, контролирующие производство конечного наукоемкого продукта в транснациональных технологических  цепочках, по существу получают значительную его долю. Несвоевременное включение  в интернационализированные технологические  воспроизводящие цепочки многих национальных экономик, в том числе  и российской, субъективно оставляют  их в стороне от центрального вектора  мирового развития. 

Заключение 

Любая внешнеэкономическая  деятельность в мире опирается на широкую сеть транснационального производства и послепродажного обслуживания. По сути, транснациональное производство и формирует мировой рынок  и мировой доход.

Советский Союз имел достаточно разветвленную сеть машиностроительного  производства, охватывающего все  субъекты СССР, а также страны Восточной  Европы (страны СЭВ). В сфере экономических  интересов (не только поставка вооружений) находились многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. Активно работали торговые представительства СССР за рубежом.   

В момент, когда в  итоге "холодной войны" и развала  СССР рухнула геополитическая доктрина функционирования мира, Россия потеряла свои технологические воспроизводящие  цепочки в странах бывших субъектов  СССР и в странах СЭВ. Мало того, Россия отдала структурам НАТО всю  свою военную и экономическую  инфраструктуру в Восточной Европе. Процессы поспешного выхода государства  из установившихся экономических структур, несправедливой передачи природных  ресурсов на основе "ваучеризации" и закрытых залоговых аукционов в руки олигархических структур привели к переносу финансовых потоков и национального дохода в стране с обрабатывающих и машиностроительных отраслей в ресурсодобывающие отрасли. В результате стала очевидна неспособность России играть по правилам, объективно задаваемым глобализацией, - у нас не оказалось мощных транснациональных систем, носителей государственных геоэкономических интересов.   

В то же время США  в результате процессов смены  геополитических доктрин после  окончания "холодной войны" взяли  на вооружение геоэкономический экспансионизм и политическую доктрину, использующие геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, направленной на использование сырьевых, финансовых, интеллектуальных ресурсов других государств без допуска их к формированию и распределению мирового дохода. Геоэкономические интересы США, по существу "страны - системы", базируются на делегировании этих интересов транснациональным монополиям, а военная машина страны служит для защиты этих интересов.   

Наравне с силовыми военными действиями формируется стратегия  непрямых действий, когда конечный результат достигается не военными средствами, а путем применения высоких  геоэкономических и геофинансовых технологий. Глобализация буквально перевернула наше понимание и восприятие методов насилия. "Страны - системы", имеющие наднациональные, транснациональные структуры, способны без прямой агрессии и силовых средств отобрать весь национальный доход любой страны, перелив его в мировой и разделив последний между небольшим числом развитых в области наукоемкого продукта стран. За примером далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить недавний кризис в Юго-Восточной Азии.   

В результате последние  десять лет привели Россию к затяжному  структурному и экономическому кризису. Выйти из этого кризиса, найти  свою нишу в быстро развивающемся  мире - в этом историческая задача России.   

К сожалению, наука  России оказалась не в состоянии  предвидеть и смягчить удары структурного кризиса. Общество перенасыщено устаревшими  парадигмами, плохо сопрягающимися с мировыми процессами. Властные структуры, ослабив внимание к фундаментальным  исследованиям в области современной  экономики, а по существу практически  придушив их безденежьем, лишились фундаментальных "опор" при разработке концепций, стратегий, доктрин и т.д. в условиях перехода к рыночной экономике.   

В результате, прикрываясь  риторикой рыночной экономики, властные структуры вырабатывают программы  реструктуризации наукоемких отраслей промышленности, создания интегрированных  структур, программы конверсии оборонных  отраслей промышленности и т.д. Но вся  эта "кипучая" деятельность не имеет  научного базиса, совершенно не учитывает  геоэкономические процессы, происходящие в мире.   

Если мы сейчас не преодолеем синдром катастрофичности, синдром оплакивания того, что потеряно, и не воспользуемся своими интеллектуальными возможностями по обеспечению выхода в мировое геоэкономическое пространство, Россия будет вечно выкидывать через торговую модель свои ресурсы и быть на задворках мировой экономики, вместо того чтобы на равных участвовать в формировании перераспределения мирового дохода, научиться брать свою долю мирового дохода через налогооблагаемую базу с гигантской "чужой" территории, куда вкладываются значительные ресурсы России.   

Надо четко отдавать себе отчет, что современный техногенный  мир, как это было сказано выше, - это постиндустриализм. В его основе лежит создание современных наукоемких технических систем. Понятие "технической системы" заменило традиционное понятие "машины". Современная техническая система, обычно выполняющая какую-либо законченную целевую функцию, а машина - отдельную операцию, является по существу одной из составляющих технической системы. Современный самолет, космический аппарат, автомобиль, подводная лодка, технологическая производственная линия и т.д. имеют в своем составе множество машин, агрегатов и механизмов и являются техническими системами. Целевая функция, выполняемая технической системой, обычно достигается благодаря включению в ее состав систем управления. Поэтому в мире наблюдается приоритет инноваций в направления, связанные с наукоемкими техническими системами - создание новых материалов, компонентов на базе технологий микроэлектроники, радио- и оптоэлектроники лазерных технологий, компьютерной техники, информационных технологий - так называемые базовые технологии.   

Информация о работе История машиностроения