Экологическая маркировка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.

Содержание

Введение — экологическая сертификация продукции

Что такое экологическая маркировка?

Выгода экологического сертификата для компаний

Критерии и требования

Этапы экологической сертификации

Международные знаки экологической маркировки

Нужна ли экомаркировка в России? (по результатам социального опроса)

Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни"

Другие Системы добровольной экологической сертификации в Москве и Московской области

Перспективы российского рынка экопродуктов. Угрозы и возможности.

Источники информации

Работа содержит 1 файл

эк. природоп..doc

— 573.00 Кб (Скачать)
  • концентрации содержания экологических загрязнителей в объектах сертификации;
  • уровню загрязнения окружающей среды;
  • уровню экологической безопасности для здоровья человека;
  • вторичному использованию компонентов;
  • рациональному использованию природных ресурсов в процессе производства;
  • использованию возобновляемых ресурсов;
  • использованию возобновляемых источников энергии;
  • уровням сбросов и выбросов;
  • экологическим показателям транспортировки;
  • экологическим показателям утилизации отходов;
  • использованию наилучших доступных технологий.

Уровень соответствия предприятия данным требованиям  должен быть максимально приближенным к оптимальному и свидетельствовать о лидирующем положении предприятия в данной отрасли в области экологической политики. 
 

ЭТАПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

 

1-й  этап. Подача заявки на сертификацию. По заявке предприятия проводится предварительная экспертиза (общественная экологическая оценка).

2-й  этап. Проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания готовой продукции, проверка производства, системы менеджмента качества и т.п.);

3-й  этап. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия на Общественно-Консультативном совете;

4-й  этап. Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия

5-й  этап. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

В итоге  предприятие получает право размещения экомаркировки (знака соответствия)на продукции, которая прошла экспертизу, а также право использовать знак в рекламной кампании продукции (услуги). 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗНАКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКИ

 

Сейчас  в мире существует более 30 различных  экознаков, есть они и в России (Система добровольной сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу «Листок жизни»).

На Западе система экологического маркирования продукции и услуг активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Наиболее популярными представителями этой системы являются 2 маркировки непищевой продукции — северный («Северный лебедь») и европейский («Европейский цветок»). «Лебедь» и «Цветок» охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами.

Все международные  программы экомаркировки основаны на процедуре анализа жизненного цикла продукции (экомаркировка I типа). Это значит, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта «от сырья до упаковки» может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду. Основные принципы добровольной экологической сертификации по этой схеме заложены в международных стандартах серии ISO 14020 и ISO 14040.

Знаки наиболее известные в мире экологических маркировок:

«Северный лебедь»(Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) «Цветок ЕС»(Страны Евросоюза) «Голубой ангел»(Германия) «Экознак»(Япония)
«Зеленый знак»(США) «Экологический выбор»(Канада)
 

Большинство программ экомаркировки I типа объединены в GEN - (Глобальную Сеть Экомаркировки), ассоциацию, созданную для усиления эффективности продвижения идей экологического маркирования в мире на межправительственном уровне.

Сайт ассоциации GEN: http://www.globalecolabelling.net/index.html 

НУЖНА ЛИ ЭКОМАРКИРОВКА В РОССИИ?

 
 

Кому  нужна экологическая  маркировка? Как потребитель определяет для себя понятие «экологически безопасная продукция»? Готов ли потребитель покупать такую продукцию? Знаком ли он с экологической маркировкой?

На все  эти и другие вопросы удалось найти ответы благодаря социологическому опросу, проведенному «Агентством Социальной Информации» по заказу Санкт-Петербургского Экологического союза (СПбЭС).

Опрос был проведен в рамках Программы малых проектов в сфере охраны окружающей среды (SEPS-3). Программа осуществляется Британским Советом при поддержке Министерства охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов Великобритании (Defra).

Осенью 2005 года в Санкт-Петербурге проводилось количественное социологическое исследование методом личных уличных интервью. Опрос проводили с целью выяснения наличия предпочтений у потребителя к экологически безопасной продукции и уровня информированности граждан в этой области. Ставились следующие задачи: выявить а) особенности понимания жителями Санкт-Петербурга термина «экологически безопасная продукция» и б) мотивацию ее приобретения, а также определить в) уровень известности принципа добровольной экологической сертификации, разных типов экомаркировки и г) потребительские предпочтения относительно экомаркировок.

Проведенный опрос показал, что 52 % покупателей знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней. При этом можно с уверенностью утверждать, что этот не слишком высокий уровень информированности связан с отсутствием широкой рекламной кампании, так как большинство «незнающих» принадлежат к таким группам населения, для которых основным источником информации являются средства массовой информации (рабочие, служащие, пенсионеры, домохозяйки). Оказалось, что большая часть опрошенных связывает понятие «экологически безопасная продукция» с безопасностью для здоровья человека (55 %), и лишь 12 % знают о том, что основой экологической безопасности является минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    На  данном этапе развития потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара (диаграмма 1).74 % респондентов назвали этот критерий приоритетным (что особенно интересно, это наиболее значимый показатель для людей как с высоким, так и с низким уровнем дохода). Стоит отметить, что цена является только третьим по значимости фактором, влияющим на выбор покупателя. То есть, по представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве выбираемой продукции, ее натуральности. Именно эта информация позволяет гражданам сделать выбор в пользу того или иного товара, следуя главному принципу — заботясь о своем здоровье.

Как показал  опрос, понятие «экологически безопасная продукция» (а следовательно, и наличие экомаркировки) имеет устойчивую ассоциацию с тем, что такая продукция безопасна для здоровья человека. При ответе на вопрос «что для вас было бы наиболее важным при покупке экологически безопасной продукции?» 73 %(!) опрошенных указали, что таким образом они заботятся о своем здоровье. Покупатели считают, что наличие на упаковке экологической маркировки — знака, удостоверяющего безопасность товара для здоровья и окружающей среды — позволяет им сделать вывод о качестве продукции (41 % сообщили, что этот фактор имеет большую значимость). При этом, такие показатели, как наличие медалей выставок и конкурсов, наличие товарных знаков, реклама продукции в СМИ и на улице, известность бренда, не играют большой роли и незначительно влияют на выбор продукции (12-25 %). Таким образом, именно экомаркировка может повысить лояльность покупателя к определенной марке товара. Компания, заботящаяся о здоровье потребителя, несомненно, вызовет больше доверия у последнего, чем компания, вкладывающая огромные средства в рекламу.

Таким образом, фактор, занимающий в данный момент четвертое место по значимости, — наличие экознака, — имеет реальный потенциал к повышению своего «рейтинга» в глазах потребителя. При укреплении уже имеющейся ассоциации «наличие экознака = проверенный состав» большинство потребителей будет ориентироваться не непосредственно на состав продукта, а на наличие либо отсутствие экомаркировки на упаковке. Это способно значительно облегчить потребителю выбор продукции и сэкономить время, затрачиваемое на поиск качественного товара.

Получается, что основное препятствие  для повышения  спроса на экомаркированную продукцию — это очень маленькое количество такой продукции. И подтверждение тому — следующие цифры. Несмотря на недостаточную информированность об экологической безопасности продукции, уже сейчас 85 % граждан согласны покупать такую продукцию, даже если она будет дороже на 10 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, причем готовность платить больше за экологичные товары высока как среди тех, кто знает об экомаркировке, так и среди тех, кто о ней не слышал (диаграмма 2). Половина населения согласится с двадцатипроцентным повышением цен. И даже если экологически безопасные товары будут дороже на 30 %, такой продукции отдадут предпочтение 28 % покупателей. Это очень высокие показатели, которые говорят о том, что потребитель ждет от производителя только качественной, экологически безопасной продукции, и одним из гарантов этого высокого качества является экомаркировка.

 
 
 

Одной из задач опроса было определение степени известности различных экомаркировок. К сожалению, для 44 % опрошенных ни один из знаков на упаковке продукции не является знакомым. Однако эти цифры говорят лишь о том, что пока на нашем рынке присутствует очень мало продукции с подобными знаками, поскольку, как говорилось выше, интерес к экологически безопасной продукции весьма высок. Особенно следует отметить, что лишь для 19 % потребителей наличие экомаркировки не будет иметь никакого значения, для остальных же экознак на упаковке повысит доверие к качеству товара. Иными словами, люди обращают внимание на знаки экомаркировки, но не находят их!

В условиях постоянно растущей конкуренции  привлечь внимание потребителей к своей продукции становится для производителей приоритетной задачей. Существует множество инструментов привлечения внимания покупателей: реклама продукции в средствах массовой информации, на улице, повышение популярности бренда, наличие медалей и дипломов различных выставок на упаковке товара. Однако мало привлечь внимание к продукции, необходимо заручиться доверием покупателей. Тенденции потребительского рынка таковы, что доверие покупателей приобретает только такая продукция, качество которой не вызывает сомнения. Экомаркировка — это один из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции.

Подробное изучение результатов социологического опроса позволяет с уверенностью утверждать, что экомаркировка — перспективное направление. Это реальный маркетинговый инструмент. Это действенный способ повышения лояльности к продукции. Сегодня уже недостаточно просто сказать — мы предлагаем качественный товар, необходимо подтвердить его качество и экологическую безопасность. 

РОССИЙСКАЯ ЭКОМАРКИРОВКА МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ "ЛИСТОК ЖИзни”

 

  «Листок Жизни» — первая российская Система добровольной экологической сертификации с присвоением экомаркировки I типа, появившаяся в 2001-м году в Санкт-Петербурге.

Разработчик: Санкт-Петербургский Экологический союз (СПбЭС)http://www.ecounion.ru   

Основные характеристики экологической маркировки «Листок жизни»:

  • экомаркировка — зарегистрированный логотип,
  • ставится на упаковку продукции,
  • учитывает как национальные нормативные требования, так и международные стандарты,
  • основана на базовых требованиях серии международных стандартов ISO 14000, а именно: ISO 14020, ISO 14024 (эти стандарты уже введены на территории России как Государственные стандарты РФ),
  • включает оценку жизненного цикла для определенной группы однородной продукции,
  • носит некоммерческий характер,
  • открыта для всех потенциальных участников.

Информация о работе Экологическая маркировка