Экономическая география

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

География как дисциплина представляет собой науку о законах развития пространственно-временных систем, формирующихся на земной поверхности в непосредственном взаимодействии природы и общества. А также это наука о методах регулирования и управления этими системами, объектами исследования являются пространственно-временные системы.
Экономическая география – это наука общественная, но относящаяся к системе географических наук, поскольку изучает и экономические, и социальные процессы в территориальном географическом разделении труда. (Анатолий Тимофеевич Хрущев)

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………….……………………………….………………………3
2. ОТРАСЛЬ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………………5
2.1География мировой энергетики…………………………………………5
2.2 Чёрная металлургия……………………………………………………..8
2.3 Машиностроение……………………………………………………….10
2.4 Географическая химическая промышленность………………………11
2.5 Лесная промышленность……………………………………………….12
2.6 Лёгкая промышленность……………………………………………….13
2.7 Пищевая промышленность…………………………………………….15
2.8 Сельское хозяйство…………………………………………………….16
2.9 Транспорт, связь и информационные услуги…………………………17
3. МИРОВЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТРАН…………………………………………………………………………....20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     Рыболовством  занято примерно 16,0 млн. человек в мире. Мировой ежегодный улов рыбы и добыча других морепродуктов составляют примерно 86-90 млн. т., при этом более 50% рыболовства осуществляют Япония, Китай, США, Россия, Чили, Перу.

     В целом, несмотря на интернационализацию  мирового хозяйства и НТП, сельское хозяйство во многих странах мира остается на низком уровне развития.

2.9 Транспорт, связь и информационные услуги

     Транспорт остается одной из важнейших отраслей экономики любого государства. На мировом транспорте занято примерно 105 млн. чел. Общая длина транспортной сети мира составляет примерно 34 млн. км. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится примерно 45,7 трлн. т грузов и 1,2 трлн. пассажиров. Транспортная система экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлена почти всеми видами транспорта. Транспортная сеть развивающихся стран в основном соединяет районы добычи минерального сырья или районы развития плантационного хозяйства с портовыми городами. В мировом масштабе по грузообороту лидирует морской транспорт, на его долю приходится около 63%, далее железнодорожный – 16,5%, автомобильный – 8,5%, трубопроводный – 11%, внутренний водный транспорт – 3%, воздушный – 0,1%.

     Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. При этом первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть (более 1 млрд. т.) и нефтепродукты, далее идет перевозка угля (410 млн. т.), железной руды (345 млн. т.), зерновых культур (255 млн. т.). К крупнейшим морским портам (по грузообороту) относятся Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Иокогама, Тиба, Кобе (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон (Великобритания).

     Для многих стран мира важное значение имеет речной, или внутренний водный, транспорт, использующий судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшими судоходными каналами и водными речными путями мира являются: Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Балтийский водный путь (Россия), водный путь Рейн – Майн – Дунай (в Европе). По объему грузооборота внутреннего водного транспорта отличаются США, Китай, Россия, Германия, Канада.

     Протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,3 млн. км. При этом наибольшую длину имеют Железные дороги в США (около 245 тыс. км), Канаде (более 90 тыс. км), России (87 тыс. км), Индии (62 тыс. км), Китае (55 тыс. км). Однако наибольшая плотность железнодорожной сети наблюдается в странах Западной Европы (в Бельгии – 100 км путей приходится на 100 км2 площади). По числу электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия.

     Автомобильный транспорт считается динамично развивающейся отраслью и играет ведущую роль в перевозках пассажиров (80%), а также в транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Мировой автомобильный парк насчитывает примерно 0,6 млрд. автомобилей, при этом 80% из них сосредоточено в экономически развитых странах.

     Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный вид транспорта. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) имеют США, Канада, Франция, Австралия, Германия. В мире насчитывается около 30 тыс. аэропортов, а крупнейшие агломерации мира – Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио – имеют сразу несколько аэропортов.

     Связь – информационная индустрия. Ее особенностью является многофункциональность, заключающаяся  в том, что она одновременно инфраструктурная отрасль, совокупность новейших наукоемких отраслей промышленности, сфера интеллектуального труда и сфера специфических информационных технологий.

     Технологическую основу этой отрасли составляют связь и производство электронной продукции. Производство электронной продукции все более перемещается в страны «третьего мира», то ее потребление и нарастающее увеличение плотности и структурного разнообразия связи продолжает концентрироваться в индустриально развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ  РЕСУРСЫ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ  СТРАН

     В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой истории.

     Первым  металлом, который стал известен человеку, по-видимому, была медь. В течение  нескольких тысячелетий она широко использовалась для производства орудий труда, утвари, украшений, а позднее и для чеканки монет.

     Затем, примерно за 4 – 4,5 тысячи лет до н.э., начался бронзовый век. Люди научились  получать сплав меди и олова.

     Наряду  с медью, оловом и бронзой широко использовались и некоторые другие металлы и камни.

     В первую очередь – золото. Были широко известны свинец, ртуть, сера, такие поделочные камни как мрамор, лазурит, многие драгоценные камни, например, изумруд, бирюза и др.

     Постепенно  бронзовый век сменился железным веком, который продолжался примерно 3,5 тыс. лет.

     На протяжении всего периода средних веков и нового времени – вплоть до промышленных переворотов XVIII – XIX вв. – минерально-сырьевую базу человечества составляли примерно те же металлы (медь, железо, золото, серебро, олово, свинец, ртуть), а также поделочные и драгоценные камни. Но во второй половине XIX и первой половине ХХ века состав этой базы претерпел очень большие изменения.

     Началось  широкое использование ископаемых углей, нефти, алюминия, фосфоритов, калийных солей, асбеста, алмазов, получен металлический уран.

     Новое количественное и качественное изменение  минерально-сырьевой базы человечества началось уже в середине ХХ века в связи с НТР. При этом речь идет в первую очередь о титане, кобальте, бериллии, литии, ниобии, тантале, цирконии, германии,  теллурии, без которых было практически невозможно развитие самых современных производств, в наибольшей степени олицетворяющих нынешний этап НТР.

     Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стремительны. Произошел крупный качественный скачок во всех сферах жизнедеятельности людей – в производстве, на транспорте, в сфере услуг, военном деле и пр. Человек осваивает территории, некогда недоступные в климатическом и географическом отношении: полярные зоны, высокогорные области.

     Развитие  человеческого общества во все века было связано с использованием разнообразных ресурсов. Природная среда является местом обитания человека и источником всех благ, необходимых для его жизни и производственной деятельности. Степень использования ресурсов определяется социально-экономическими потребностями общества.

     Причем  достижения науки и техники создали  иллюзию как бы обособленности человека от природы, и даже господства над ней. Однако дело обстоит иначе. Для удовлетворения своих потребностей современный человек нуждается в значительно большем количестве ресурсов, чем раньше. И перед человечеством встают серьезные проблемы охраны природы.

     Несомненно, наиболее сильное и наиболее заметное влияние на состояние окружающей среды оказывают, в первую очередь, промышленность и сельское хозяйство. При этом можно выделить отрасли промышленности, которые оказывают отрицательное воздействие либо на атмосферу (энергетика, нефтепереработка, цветная металлургия), либо на земельные ресурсы (все добывающие отрасли, промышленность стройматериалов), либо загрязняющие внутренние и внешние воды государств (нефтедобыча, целлюлозно-бумажная промышленность и пр.). отдельные отрасли отрицательно воздействуют на природную среду по всем направлениям, вызывая загрязнение вод, воздуха, почв. Поэтому просто необходимо в современном обществе уделять большое внимание экологической составляющей при размещении, строительстве и дальнейшем развитии любого производства.

     Фактически  же природные условия и ресурсы  являются необходимыми условиями для развития и промышленного, и сельскохозяйственного производства. Однако только человеческое общество решает, как и в какой степени, эти ресурсы будут использоваться и что останется после нас грядущим поколениям.

     Классификация природных ресурсов. Существует множество классификаций природных ресурсов.

     С экологической точки зрения природные ресурсы принято подразделять на:

     - неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра, воздух, вода);

     - исчерпаемые (минеральные ресурсы, плодородие почв, растительный и животный мир).

     Возобновляемы ресурсы биосферы, но и они могут  стать при неразумном использовании невозобновляемыми (например, безвозвратно исчезают некоторые виды животного и растительного мира). Руды и все другие полезные ископаемые можно отнести к практически невозобновляемым ресурсам.

     Ресурсы квалифицируют также по направлениям их использования. Выделяют ресурсы топливно-энергетические, для строительства, черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей, пищевой промышленности и т. д.

     Полезные  ископаемые – это природные минеральные образования в земной коре неорганического или органического происхождения, которые при данном уровне развития науки и техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки. По физическому состоянию они бывают твердыми, жидкими и газообразными, а по образованию – магматическими, осадочными и метаморфическими (т. е. преобразованными). По составу и особенностям использования обычно различают три основные группы полезных ископаемых: горючие, металлические и неметаллические.

     Однако  все классификации природных  ресурсов условны, так как одни и  те же полезные ископаемые (или ресурсы) могут использоваться в различных отраслях народного хозяйства.

     Размещение  природных ресурсов, степень их освоенности  характеризуется крайней неравномерностью и обусловливается сочетанием влияния природных и общественных факторов.

     Роль  ресурсных факторов в экономическом  развитии постоянно изменяется. На начальных этапах развития общества решающую роль играли агроклиматические ресурсы. Плодородие почв, теплый климат, благоприятный для выращивания растений, режим атмосферного увлажнения – все это позволило обществам Древнего Китая, Междуречья ранее других перешагнуть барьер простого воспроизводства, привело к углублению разделения труда и формированию ранних государств. Наличие полезных ископаемых стало приобретать решающее значение для экономического развития лишь в Средние века: начавшиеся во многих странах промышленная революция и индустриализация ввели в экономический оборот новые виды минеральных ресурсов. Металлургия, заложившая основы для создания массовых производств, и в первую очередь отраслей машиностроения, зародилась там, где месторождения каменного угля и железной руды были размещены компактно. Страны, обладавшие такими ресурсами, – Великобритания (район Мидленда), Франция и Германия (Эльзас и Лотарингия, Рур), Россия (Урал) – заложили в XVII-XVIII вв. базу экономической мощи.

     Значение  относительных пространственных ресурсов и в первую очередь выгодность географического положения также сыграли важнейшую роль в развитии экономики. Так, уникальность и выгодность географического положения были главным фактором роста политического и экономического значения Москвы. Расположенная в стратегически выгодном районе, имевшая связи, как с Севером, так и с Югом (но не обладавшая ни значительными агроклиматическими, ни минеральными ресурсами), Москва стала «стягивать» вокруг себя русские земли, становясь центром борьбы с внешними врагами, центром политической и экономической власти, превращаясь в крупнейший город страны.

     Природные ресурсы являются необходимым, но не непременным условием развития стран. В последние десятилетия ряд стран, не обладающих необходимыми для развития промышленности запасами полезных ископаемых (Япония, Республика Корея, Сингапур), показывают высокие темпы развития экономики.

     Но  все же при прочих равных условиях наличие сырьевой базы дает дополнительные преимущества для развития отраслей производства. Хотя именно в странах  с богатой ресурсной базой  часто имеет место и ресурсная расточительность.

     Экономическая оценка природных ресурсов – установление возможности и целесообразности их вовлечения в производство при современном уровне развития науки и техники – имеет важное значение. Так, применительно к характеристике полезных ископаемых необходимо определить: размеры запасов и концентрацию их на единицу площади; качественный состав, долю полезных элементов; условия залегания и эксплуатации; расходы производства (добычи) на единицу продукции. Также необходимо учитывать освоенность и заселенность территории, на которой расположено месторождение, транспортные условия, требования по охране окружающей среды.

     Далеко  не одинаковы запасы отдельных видов  природных ресурсов в разных странах  мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами: территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и др. Среди них – Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами Бразилия, Индия, Австралия.

     Многие  государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и природного газа; Чили, Заир, Замбия – запасами меди; Марокко и Науру славятся фосфоритами и т. д.

Информация о работе Экономическая география