Экономика Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономико-географическое расположение страны.
1.2. Краткая история развития и экономического становления.
Глава 2. Современное состояние экономики страны.
2.1. Проблемы индийской экономики.
2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса
Глава 3. Основные тенденции внешне-экономической деятельности
государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное
регулирование ВЭД.
Глава 4. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Индия.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Содержание

  Введение

    Глава  1. Экономико-географическое расположение страны.

                    1.2. Краткая история развития и экономического становления.

          Глава 2. Современное состояние экономики страны.

                 2.1. Проблемы индийской экономики.

                    2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса

         Глава 3. Основные тенденции внешне-экономической деятельности

           государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное

           регулирование ВЭД.

Глава 4. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

Заключение

Список литературы

Введение

 

Индия - яркая  и многообразная страна, чья экономика  все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии, имели далеко идущие последствия.

Огромный и  постоянно растущий рынок, развивающаяся  инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая  экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Индия вносит существенный вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике. возрастающей ролью Индии в экономике Азиатского региона и в мировой политике в целом. Индия обладает значительным потенциалом для ускорения экономического роста и решения социальных проблем. Постепенный рост доходов населения, являющийся залогом скорейшего искоренения нищеты, позволяет правительству Индии заручиться широкой общественной поддержкой проводимых структурных преобразований. В то же время увеличение заработной платы и повышение производительности труда создают фундамент для расширения внутреннего потребления, а, следовательно, и для устойчивого и стабильного роста производства на перспективу в целом. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике. Также образуется растущий интерес России и Индии к установлению взаимовыгодных политических и торгово-экономических отношений на долгосрочной основе. Партнерство России и Индии носит стратегический характер, влияющий на развитие международных отношений

 

 

Глава 1. Экономико-географическое расположение

 страны

 

Расположение - государство на полуострове Индостан в Юго-восточной Азии, вторая по количеству жителей страна после Китая.

           Территория - 3287,5 тыс. км2.

Население - 984 млн. чел. , ок. 300 индоарийских групп 72%, дравидские группы - 25%, монголоиды - 3%.

Столица - Дели (7,2 млн. жителей).

Другие крупные  города: Бомбей (9,9 млн. жителей), Калькутта (4,54 млн. жителей), Мадрас (ок. 4 млн. жителей) и др.

Официальный язык - хинди, английский, кроме того, употребляются бенгали, гуджарати, каннара, кашмирский, малайялам, маратхи, ория, пенджабский, санскрит, тамильский, телугский, урду, непальский.

Господствующие  религии - индуизм, ислам, христианство, сикхизм.

Денежная единица - индийская рупия. Гос. строй - парламентская федеративная республика.

Политическое устройство. Главой государства является президент, избираемый сроком на 5 лет. Законодательный орган - двухпалатный парламент, состоящий из Народной палаты и Совета штатов.

 

1.2 Краткая история развития и экономического

становления

 

В начале III тысячелетия  до н.э. в бассейне Инда зародилась одна из древнейших цивилизаций на Земле - культура Хараппа, Мохенджо Даро, просуществовавшая до середины II тысячелетия до н.э. В VII-VI вв. до н.э. в долине Ганга сложились государства Магадха, Каши, Кошала и др. Началось массовое передвижение арийских народов из Передней Азии в Индо-Гангский бассейн. Специалисты отмечают близость древнеарийской и славянской культур. Об этом свидетельствует огромное количество схождений в санскрите и славянских языках.

Селения располагались  по берегам рек Индо-Гангского  бассейна и в дельтах Кавери, Кришны и Годавари, Маханади, долине Брахмапутры, - мест наиболее благоприятных для земледелия. При чем между дравидской Южной Индией и зоной распространения индоевропейских народов Индо-Гангского бассейна простиралась труднодоступная для аграрного освоения территория Центральной Индии, которая длительное время играла роль «изолирующего пространства».

К XIII в. в Хиндустане политического господства добились мусульманские династии, распространявшие своё влияние иногда вплоть до Мадуры на крайнем Юге. В XVI в. Дели обосновалась мусульманская династия Великих Монголов (потомков Тимура), простиравшая свою власть на весь Индостанский субконтинент. Империя Монголов достигла наибольших размеров при Аурангзебе (1658-1707 гг.), когда она простиралась от Кабула до Кавери. Однако раздираемое междоусобной борьбой, громадное государство монголов распалось в начале XVIII в. на отдельные враждующие княжества.

С открытия Васко да Гама, морского пути в Индию (1498 г.) начинается широкое проникновение туда европейцев. Со второй половины XVIII в. начались прямые колониальные завоевания европейцев. Англичане закрепились на восточном побережье в стратегически важных районах, где позже выросли Калькутта и Мадрас, а на западном берегу - Бомбей. Английское колониальное завоевание Индии продолжалось около столетия и завершилось в середине XIX в. аннексией земель Пенджаба. Характерно, что эти районы, позже других попавшие в колониальное подчинение, сохранили и наибольшее благосостояние.

Мощный подъём национально-освободительного движения после Второй мировой войны, которое  возглавили выдающиеся политические деятели - Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и другие, заставил англичан расстаться со своей крупнейшей колонией. В 1947 г. Индия добилась провозглашения полной политической независимости от Великобритании. Провозглашение Индии республикой и принятие 26 января 1950 г. конституции знаменовало полное освобождение страны.

Однако по религиозному принципу страна была разделена на два государства: Индийский Союз, населенный преимущественно приверженцами индуизма (индусами), и мусульманский Пакистан. Бенгальское национальное сопротивление привело к образованию в 1971 г. на востоке Народной республики Бангладеш. С западным соседом - Исламской Республикой Пакистан у Индии напряженные отношения. В 1950 и 1971 гг. между ними происходили вооруженные конфликты. Одна из главных причин напряженности во взаимоотношениях между двумя странами - отсутствие соглашения о статусе Кашмира.

Отношения Индии  и Китая осложнены претензиями  КНР на приграничные территории штата  Аруначал Прадеш на крайнем северо-востоке  Индии. В 1959 г. Далай-лама, буддийский духовный и светский глава Тибета и его  многочисленные последователи иммигрировал в Индию, что также накладывает отпечаток на индокитайские отношения.

Индия занимает особое место среди зарубежных партнеров  России. Стратегический союз Индии и России имеет большое значение для формирования многополюсной глобальной геополитической структуры Индия - одна из быстро развивающихся стран с растущей экономикой. Однако доля населения, живущего за чертой бедности превышает 1/3. Важнейшей чертой индийской экономики является широкое участие государства в развитии хозяйства. Государство регулирует цены и влияет на распределение товаров: на электроэнергию, газ, уголь бензин, дизельное топливо, цены устанавливаются административным путем. Целью этих мероприятий является обеспечение экономического развития и социального прогресса в масштабах всей страны. Экономическая реформа 1990-х гг., которая была направлена в сторону большей свободы рынка, частного предпринимательства, интернационализации экономики. При этом Индия не пошла на тотальный демонтаж системы государственного сектора и государственного регулирования. Опыт Индии опровергает утверждение, что экономическая реформа неизбежно сопровождается падением производства, объёма капиталовложений, общим ухудшением социально-экономического положения страны. Последнее десятилетие характеризуется усилением научно-технического, военного и производственного потенциала страны. К концу 1990-х гг. общий объём ВВП увеличился более чем в 7 раз и составил 1,66 трлн. дол. (1998 г.). Она вошла в десятку наиболее промышленно развитых держав мира и стала шестой державой, проводящей космические исследования.

Страна экспортирует промышленное сырьё, сельхозпродукты (в том числе чай, кофе), текстиль, металлоизделия, некоторые виды машин и оборудования, драгоценные и полудрагоценные камни (ведущие позиции на мировом рынке), пряности. Поскольку страна испытывает сырьевой дефицит для некоторых наиболее быстро растущих отраслей, сырьевой индустрии, то импортируется в основном нефть и нефтепродукты. Главными торговыми партнерами являются США, Япония, страны ЕС, Россия. Экономическое положение страны противоречиво. С одной стороны, Индия -одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Здесь есть уголь (четвертая часть разведанных мировых запасов), железо, марганец, бокситы, слюда, хромиты, золото, нефть, газ. Сельскохозяйственные угодья составляют 55% территории Индии. Индия- одна из древнейших мировых цивилизаций, вторая по численности населения страна мира. Индийские ученые- одни из авторитетных в мире, страна обладает собственным ядерным оружием и является космической державой. Страна самостоятельно производит ракеты и программное обеспечение (город Бангалор- один из крупнейших в мире центров по экспорту программного обеспечения). На территории страны расположены исследовательские центры крупнейшего мировых ТНК (например, центр компании Daimler-Chrysler). И вместе с тем Индия- аграрно-индустриальная страна, 2/3 беднейшего населения планеты проживает в Индии. Величина ВВП на душу населения составляет 300 долл.

Региональное  развитие Индии неоднородно. Север страны оказался вне влияния западной цивилизации, здесь действуют местные обычаи, сложилась культура, тормозящая промышленное развитие. В то же время на юге современная культура сложилась под влиянием британцев. Существуют определенные проблемы в развитии запада и востока страны. На западе приоритет развития имеет легкая промышленность, основой которой является частный бизнес. Также на западе еще с 1950-х годов стали развиваться тяжелая и добывающая промышленность (металлургия и добыча угля). По всей стране распространены угольные места рождения (добыча угля ведется в более чем 500 шахтах и угольных ямах), но главные угольные бассейны расположены  в штатах Западный Бенгал и Бихар. Месторождения нефти найдены в восточном Ассаме, Гуджарате, на шельфе Аравийского моря. В штате Бихар в небольших объемах ведется добыча урана. Железную руду добывают преимущественно в штатах Мад-хья-Прадеш, Бихар, Гоа, Карнатака, Ориса. На втором месте, со значительным отставанием в объемах добычи идет медная руда (штаты Раджастан и Бихар).Эти отрасли, став неконкурентоспособными приходят, в упадок. Такое положение дел в национальной экономике сложилось из-за проведения с 1950-х годов политики изоляционизма и опоры на собственные силы. Политика импортозамещения; проводимая индийским правительством в 1950-1980-х годах привела к утечке капиталов за рубеж, расцвету коррупции и организованной преступности, росту теневого сектора, контрабанды. Результатом такой политики стала общая и технологическая отсталость Индии. В стране наблюдался крайне низкий жизненный уровень, а передовые технологии были недоступны полукустарному производству.

Большинство предприятий  тяжелой промышленности Индии после  обретения независимости были национализированы или создавались уже самим государством. Предприятия тяжелой индустрии сконцентрированы в основном на Кота-Нагпурском плато, где месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды. Доступ к рынку Калькутты благоприятно сказался на развитии в этой области предприятий металлургии и сопутствующих им химической промышленности и машиностроения. Одновременно с государственными действуют и тысячи частных предприятий. Характерен в этом случае пример компании «Tada Iron and Steel Company», основанной в 1911 г. и являющейся по настоящее время наиболее крупным и успешным производителем. Вместе с тем иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в индийскую индустрию, причина этого- чрезмерная зарегулированность механизма инвестирования и ограничения на право владения собственностью иностранцами.

Легкая промышленность Индии представлена главным образом  производством посуды, одежды, малыми предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции. Текстильная промышленность была широко развита в Индии еще в колониальный период. Нет города в стране, где сейчас не работает хотя бы одна фабрика по производству хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, джутовых или синтетических тканей. Большая часть предприятий по переработке джута находится в районе «Хуглисайд»- цепи городов па реке Хугли к Северу от Калькутты. Этим объясняется тот факт, что большинство работоспособного населения занято в текстильной промышленности.

Еще более широко распространены предприятия по переработке  сельхозпродукции и минеральных ископаемых. Обычно они располагаются поблизости от мест добычи сырья. Это заводы по очистке хлопка, переработке арахиса, сахарного тростника, заморозке и вялению продуктов, первичной обработке металлов.

Производство  потребительских товаров сосредоточено  в крупных городах. Правительства штатов всячески приветствуют развитие отраслей промышленности; для этого ведется создание промышленных парков - небольших свободных зон, отличающихся пониженными налогами и низкими ценами на землю.

Состав экспорта: текстиль, драгоценные камни и  ювелирные изделия, промышленные товары и товары широкого потребления.

Состав импорта: нефть и нефтепродукты, оборудование, лес и продукция химической промышленности.

Все железные дороги Индии находятся в собственности  правительства. Управление железными  дорогами разделено между девятью региональными представительствами. Постепенно идет замена узкоколейных дорог на ширококолейные, переход с паровозной тяги на дизельную, прокладка второй колеи на особенно загруженных направлениях. В 1989 г. впервые в Южной Азии была открыта линия метро (город Калькутта). Хотя с момента обретения независимости новых железнодорожных магистралей было построено совсем немного, автодорожное строительство пережило настоящий бум. Длина автодорог с твердым покрытием выросла со 105,6 тыс. км в 1947 г. до 883 тыс. км в 1983 г. Небольшое число деревень (преимущественно в районах проживания племен) все еще остается неохваченными сетью шоссейных дорог. Междугороднее сообщение поддерживается автобусными перевозками. Гражданская авиация была полностью национализирована в 1953 г. Были созданы две государственные авиакомпании: «Air India», специализирующаяся ш внутренних и международными перевозками из Дели, Бомбея, Калькутты, Мадраса, и «Indian Airlines», работающая в основном на внутренних авиалиниях и частично на авиалиниях, соединяющих соседние страны. Объем авиаперевозок растет, и все большее число городов располагают собственными небольшими аэродромами. Так называемые «главные» морские порты: Бомбей, Мадрас, Калькутта принадлежат непосредственно центральному правительству, а около 20 «второстепенных»портов — правительствам штатов. Ранее около 90% всех морских перевозок осуществлялось государственной компанией. В наши дни действует около 50 частных компаний, самая круглая из которых «Shipping Corporation of India». Только третья часть рек Индии судоходна и используется для коммерческого судоходства.

Информация о работе Экономика Индии