Экономика Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономико-географическое расположение страны.
1.2. Краткая история развития и экономического становления.
Глава 2. Современное состояние экономики страны.
2.1. Проблемы индийской экономики.
2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса
Глава 3. Основные тенденции внешне-экономической деятельности
государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное
регулирование ВЭД.
Глава 4. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Индия.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2. Современное состояние экономики страны

 

      Индийская экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете. По размерам ВВП Индия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция и Великобритания.

Текущее состояние  экономики Индии оценивается  как стабильное и имеет положительную  динамику. В 2010-2011гг. финансовом году объем ВВП в текущих ценах достиг 1059,9 млрд долл. США (рост - на 8,7%). Структура ВВП: услуги (55,9%), промышленность (26,6%), сельское хозяйство (17,5%).

 Прогнозируется, что в  2012-2013гг. финансовом году прирост ВВП составит 8-8,5%. Средний уровень инфляции по индексу оптовых цен в 2010-2011гг. финансовом году - 4,4% (в 2006/07 финансовом году - 6,1%).

Национальный доход на душу населения в текущих ценах - 36 127 индийских рупий (894 долл. США). Золотовалютные резервы на конец 2010-2011гг. финансовых годов достигли 309,7 млрд долл. США (рост по сравнению с 2010-2011гг. финансовыми годам на 55,5%, или 110,5 млрд долл. США). Основная причина этого - значительные поступления иностранной валюты в страну. Общий внешний долг Индии по состоянию на 31 декабря 2010 г. достиг 201,4 млрд долл. США, в том числе долгосрочная задолженность 166,2 млрд долл. США. Рост по сравнению с мартом 2010 г. составил 18,7%, что связано прежде всего с внешними заимствованиями индийских компаний и укреплением индийской рупии.

По данным министерства торговли и промышленности Индии, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Индии в период с 1991 г. по апрель 2011 г. превысила 79,4 млрд долл. США, из них 24,57 млрд долл. США поступило в 2010-2011 гг. финансовом году (рост по сравнению с 2009-2010 финансовым годом на 56,5%). Около 80% инвестиций было направлено на создание новых предприятий. Основные сферы иностранных капиталовложений - сектор услуг, производство энергооборудования, электронных компонентов и программного обеспечения, автомобилестроение, телекоммуникации, жилищное строительство и недвижимость. В 2011/12 финансовом году правительство Индии рассчитывает привлечь до 35 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций.

Индия не только привлекает капиталы извне, но в последние  годы все более активно инвестирует средства в экономику других стран. Основная часть индийских инвестиций направляется в США, Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, Россию и Бразилию, преимущественно в нефтегазовый сектор, добычу полезных ископаемых, металлургию, фармацевтику, телекоммуникации и производство химических товаров. После отмены в 2005/06 фин. г. ограничения на величину приобретаемых за границей активов (не более 100 млн. долл. США), объемы зарубежных инвестиций индийских компаний в 2006/07 фин. г. выросли более чем в 10 раз. Индийские компании объявили о приобретении 480 иностранных компаний на общую сумму более 43 млрд. долл. США. Только в январе-феврале 2010 г. они объявили о своих зарубежных инвестициях на сумму 23 млрд. долл. США. В настоящее время индийским компаниям разрешено инвестировать за рубеж средства, составляющие до 300% их собственного капитала, в том числе размещать до 35% чистой прибыли в портфельные инвестиции В 2010 г. 34 индийские компании были включены журналом Forbes в список 2000 крупнейших мировых компаний. В десятку крупнейших индийских компаний входят Oil and Natural Gas Corporation (239 место), Reliance Industries (258), State Bank of India (326), Indian Oil Corporation (399), NTPC Ltd (494, электроэнергетика), ICICI Bank (536), Steel Authority of India Ltd (800), TATA Consultancy Services (1047), TATA Steel (1128), Infosys (1130).

В стратегии  развития страны, которая была представлена индийскому обществу в виде программы "Индия: Видение - 2020" определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Определены следующим образом: энергетика (включая атомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося "нового технологического уклада" ,"стратегические отрасли" (оборонно-промышленный комплекс, аэрокосмический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности, атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направлений экономики является высшим приоритетом Индии.

 

2.1. Проблемы индийской экономики

 

Среди проблем  индийской экономики необходимо отметить, в частности, следующие: *

• сильная зависимость  от импорта сырой нефти (за счет импорта  страна удовлетворяет 77% потребностей в этом товаре). Разведанные запасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углей низкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;

• вследствие того, что почти 1/4 жителей страны живет  за чертой бедности, государство вынуждено  расходовать значительные средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий;

• в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов;

• "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;

• неразвитость инфраструктуры;

• многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым  связана жизнь огромного числа  индийцев, в т.ч. малое количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхозпродукции, большое количество посреднических структур, зависимость земледелия от погодных условий и т.д.; • высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.

На ближайшую перспективу  правительство Индии объявило приоритетными следующие задачи:

• сохранение устойчивого  ежегодного роста экономики на уровне 8-9%;

• ускоренное развитие промышленности (не менее 10% в год);

• проведение кардинальных реформ в сельскохозяйственном секторе в целях решения стоящих перед ним проблем и его вывода на качественно новый уровень;

• увеличение экспорта страны в 2010-2011 гг. фин. г. до 160 млрд. долл. США;

• удержание годового уровня инфляции в пределах 5%;

• обеспечение годового притока прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 25 млрд. долл. США в год.

2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса

 

Индия за годы независимого развития стала одной из крупнейших экономик мира не только по количественным, но и по качественным параметрам. Физический объем экспорта и импорта в период независимости вырос соответственно в 100 и 145 раз. Золотовалютные резервы страны, по данным на ноябрь 2007 г. с учетом золота и специальных прав заимствования составили 273,5 млрд. долл. Успешная реализация экономических реформ, проводимых в годы независимости и в особенности в завершающем десятилетии прошлого века обеспечили трансформацию отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство с растущим внутренним рынком, ростом продуктивности сельского хозяйства и промышленностью, где ведущее место занимают отрасли, связанные с информационно-комуникационными технологиями.

Высокие темпы  роста экономики и качественные сдвиги в её реальном секторе позволили понизить долю населения, живущего ниже уровня бедности до 22% и существенно повысить качество жизни в стране.

Эффективная макроэкономическая база изменила позиции Индии в мировой экономике и повысила её сопротивляемость глобальным потрясениям. Ещё в 2007 г. мировая экономика испытала первые признаки неблагополучия, что нашло свое выражение в отраслевых кризисах, вызванных спекулятивно высокими ценами на нефть и продовольствие, а также сужением банковской ликвидности в связи с не возвратом долгов по ипотеке в США.

Реакция Индии  была быстрой и своевременной. По мере роста цен на нефть, бензин и  дизельное топливо, которое удовлетворяется собственным производством лишь на 1/3, правительство страны постепенно снижает импортные пошлины и акцизы. В июне 2011 г. пошлины на нефть были полностью ликвидированы, налог на бензин снизился до 27,2%, или почти на 23%, а на дизельное топливо -почти на 33%. Это весьма позитивно сказалось на издержках производства всех отраслей национального хозяйства и позволило существенно сдержать развитие инфляционных процессов.

Рост мировых  цен на продовольствие не имел и  не имеет для внутреннего рынка  Индии существенного значения. За годы независимости производство продовольственного зерна выросло почти в 5 раз. В импорте страны доля продовольствия не превышает 2-3%. Внутренней производство полностью покрывает спрос населения на продовольственное зерно и тем самым ограждает страну от влияния резких изменений ценовых уровней, складывающихся на внешнем рынке сельскохозяйственной продукции, в первую очередь продовольствия. Доходы от реализации сельскохозяйственных товаров за рубежом также не имеют решающего значения для Индии, в экспорте которой на долю этой группы товаров приходится менее 10%.

Созданная за годы независимости диверсифицированная  многоотраслевая структура национального  хозяйства изменила положение страны в мирохозяйственных связях, превратила Индию из поставщика на внешний рынок традиционных «колониальных» товаров, экспортные доходы которой зависели от нескольких товарных групп сырья и продовольствия - в продавца главным образом готовой продукции.

За годы независимости  были созданы целые массивы нового производства или превратились высокотехнологичные структуры отрасли, базировавшиеся на примитивной технологической базе и архаичных формах организации труда. Но, пожалуй, самым весомым и убедительным достижением стало вступление Индии в клуб стран, успешно высокими темпами развивающих высокие технологии, прежде всего в сфере коммуникационных технологий. Последнее обстоятельство весьма знаменательно, поскольку свидетельствует о формировании в Индии структуры постиндустриального общества, что должно иметь существенное значение в повышении степени сопротивляемости национального хозяйства страны к кризисным явлениям, а также к путям выхода из кризиса, его преодоления. С начала текущего века по 2008-2009 гг. выпуск только программного обеспечения вырос в 3,6 раза, превысив 31 млрд. долл. В его производстве занято 1,3 млн. человек. Отрасль обладает высоким мультикативным эффектом в сфере занятости, обеспечивая 3 млн. рабочих мест в сложных областях производства. Сегодня Индия занимает второе место (после США) в мире по производству и экспорту программного обеспечения. Количественные и качественные сдвиги в экономике страны - объективный базовый фактор, определяющий её возможности и способности противостоять или преодолевать с наименьшими потерями пагубные последствия современных мировых экономических потрясений.

Но, разумеется, ни одна страна не может быть изолирована от кризиса, принявшего планетарный характер. Индия как составная часть всемирного экономического сообщества понесла урон в темпах роста ВВП, которые снизились до 7,9% в IV квартале 2011 г. Инфляция, которая в течение длительного времени удерживалась на относительно низком уровне в 4%, увеличилась вдвое к концу 2011 г.  Существенный рост стоимости импорта в 2011 г. на 33% против увеличения стоимости экспорта на 22% обусловил сохранение отрицательного сальдо торгового баланса в 32 млрд. долл. И дефицита платежного баланса по текущим операциям, оцениваемого в 11 млрд. долл. В тоже время, что весьма показательно для оценки индикаторов экономического капитала в стране, движение иностранного капитала шло разнонаправлено: портфельные инвестиции быстро уходили из страны, а прямые показали значительный рост. По данным за три квартала 2011 г., из Индии было выведено 4,2 млрд. долл. портфельных инвестиций и импортировано по данным на сентябрь 2011 г. прямых инвестиций 19,3 млрд. долл., которые были вложены в капиталоемкие и трудоемкие отрасли экономики: услуги, строительство дорог и капитальное строительство, в сферу высоких технологий, в первую очередь в производство программного обеспечения.

Индии не удалось  в условиях рецессии сохранить прежний  уровень ликвидности своей кредитной системы. В первой половине 2011-2012 гг. она сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2010-2011 гг. г. не избежала она и «мягкой» девальвации рупии, курс которой понизился в 2010-2011 гг. г. на 10%, достигнув  в декабре 47,7 рупий за один доллар. Правда, необходимо заметить, что такое изменение курса рупии можно рассматривать, как позитивное явление для экономики, повышающее конкурентоспособность экспорта страны инвестиционную привлекательность и рост доходов её многочисленной диаспоре за рубежом, в первую очередь программистов. Реакция индийского правительства на рецессию была своевременной и эффективной. Реализация антикризисных мер в денежно-кредитной области имела в Индии ряд существенных особенностей. Во-первых, национальная банковская система в течение длительного времени существовала в крайне неблагоприятных условиях, конкурируя с крупными главным образом английскими банками в течение долголетней колониальной истории страны. Национальные банки уже тогда приобрели большой опыт по выживанию и управлению рисками. В обстановке затяжного экономического кризиса второй половины прошлого века крупные банки Индии были национализированы. В настоящее время 80% всех депозитов страны сосредоточены в государственных банках. Это обстоятельство исключает по определению банкротство банков или какие-либо серьезные проблемы с их ликвидностью. Все банки Индии, несмотря на современные сложные проблемы, имеют прочные балансовые счета, сохраняют высокую капитализацию и хорошо управляются.

Находясь под  государственным контролем, банковская система целенаправленно кредитует в первую очередь те отрасли национального хозяйства, где велики кассовые разрывы: сельское хозяйство, розничную торговлю, жилищное строительство.

Государственная политика в денежно-кредитной сфере, где РБИ (резервный центральный банк Индии) является ключевым звеном, имеет достаточно выраженную социальную окраску. Активно поощряется предоставление кредитов мелким и мельчайшим предпринимателям, т.е. наиболее многочисленным, слабым и страждущим в любых отрицательных нарушений стабильности стратам населения. Индия – одна из немногих стран, где действует система микрокредитования, автор которой Мохаммад Юнус был удостоен Нобелевской премии. Очень небольшие сумму в форме кредитов предоставляются самым мелким предпринимателям и даже тому, кто лишь собирается им стать. Кредитную поддержку получают миллионы людей, многие из которых включаются в предпринимательскую деятельность, сокращая ряды безработных. Микрокредитование расширяет масштабы рыночного спроса, стимулирует экономический рост. Наряду с поддержкой микрокредитования мелкие земельные собственники были освобождены от уплаты просроченных долгов. В борьбе с рецессией правительство Индии внесло изменения в бюджетную политику. Установлен строгий контроль за расходной частью государственного бюджета. В 2010-2011 гг. фискальный дефицит бюджета составил 2,8% ВВП, что стало самым низким показателем за всю историю независимой Индии. Строгий контроль за расходами, четкое бюджетное планирование позволили в бюджете 2011-2012гг. добиться не только существенно понизить  долю дефицита в ВВП, но и снизить налоговое бремя на 6 млрд. долл. и  увеличить при этом расходы по сравнению с бюджетом весьма благоприятного 2006-2007 гг. на сельское хозяйство в 3 раза, на образование почти в 5 раз, здравоохранение - в 2,5 раза. По мнению журнала «Мировое и национальное хозяйство»: «Выход из кризиса - в снижении издержек производства, создании нового продукта, внедрение новой энерго- и ресурсосберегающей технологии и организации труда. Так было всегда. Но в постиндустриальной экономике главным средством преодоления кризиса, «точной опоры», которая позволит изменить нисходящую фазу современного цикла и обеспечит начало фазы подъема, станет высокая технология, интеллектуальная составляющая в составе компонента. Уже сегодня информационно-коммуникационных технологии хотя и в неравной степени, неотъемлемой частью всего производственного комплекса большинства стран мира. Именно на их базе создается самая рациональная индустриальная, научная и управленческая структура, достигается наивысший экономический эффект. Все это наиболее короткий и эффективный путь выхода из экономического кризиса. Развитая высокотехнологичная промышленность Индии, широкая аутсорсинговая сеть в сочетании со сравнительно низкой ценой ее продукции, должны обеспечить стране минимизацию отрицательных последствий мирового экономического кризиса и осуществить переход национального хозяйства от рецессии к росту.»

Информация о работе Экономика Индии