Экономико-географическое положение Иркутской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги на основе литературных, статистических и картографических источников.
Задача: на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. А именно:
-дать общее представление о районе тяготения и подчеркнуть особенности, играющие важную роль в его современном развитии;
-дать оценку природных условий территории с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность населения, а природных ресурсов - с точки зрения их видов и значимости для хозяйственного использования на исследуемой территории в зоне влияния железной дороги;
-изучить особенности расселения населения, демографических процессов на изучаемой территории, показать роль населения в развитии экономики района тяготения;
-изучить особенности хозяйственного комплекса района тяготения и проблемы снабжения населения продовольствием;
-изучить особенности транспортного комплекса района тяготения, выявить виды транспорта, получившие развитие в регионе;
-оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Картосхема ……………………………………………………………………..5
Глава1.Экономико-географическое положение Иркутской области……….6
1.1. История Иркутской области…………………………………………….6
1.2. Социально-географическое положение………………………………..9
1.3. Транспортно-географическое положение…………………………….10
1.4. Промышленно-географическое положение………………………......12
Глава 2.Экономическая оценка природных условий и ресурсов…………..15
2.1. Краткая характеристика основных природных условий………..15
2.2. Краткая характеристика природных ресурсов………………………18
Глава 3.Население и трудовые ресурсы……………………………………..22
Глава 4.Хозяйственный комплекс района тяготения……………………….25
4.1. Сущность хозяйственной специализации района……………………25
4.2. Характеристика промышленности……………………………………27
Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения………………………...41
Глава 6.Экологические проблемы района…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….50
Список используемой литературы…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Экономическая гегорафия111.docx

— 223.64 Кб (Скачать)

Таблица 7.

Отраслевые особенности  машиностроительного комплекса.

 

Тип       машиностроительного производства

Места размещения           предприятий в Иркутской обл.

Факторы и условия размещения

Тяжелое машиностроение

Черемхово, Иркутск

Металлургическая и энергетическая базы, производственный потенциал, квалифицированние  кадры

Транспортное машиностроение

Судостроение-Усть-Кут

Металлургическая и энергетическая база, водоснабжение, транспортная инфраструктура, производственный потенциал, возможности  широкого кооперирования, резерв трудовых ресурсов, большая потребность в  машинах и оборудовании

Авиационное машиностроение

Иркутск

Производственный и научный  потенциал, квалифицированные кадры, электроэнергетическая база

Электротехническое машиностроение

Ангарск

Электроэнергетическая база, производственный потенциал


 

Химико-лесной комплекс (ХЛК).

   По величине  лесистости Иркутская область  занимает первое место в России, на ее долю приходится 11,5% общего  запаса насаждений страны, а ежегодный  ее прирост оценивается в 80 млн. м. куб. Около 66,8 млн.  га территории области покрыто  лесом. Преобладают в основном  сосновые и лиственные леса.

Лесной комплекс Иркутской области в настоящее  время представлен лесозаготовкой (объем в 2004 г. - 21,8 млн. куб. м, занято 25,6 тыс. человек), деревообработкой (22 тыс. занятых) и целлюлозно-бумажной промышленностью (23,5 тыс. занятых). Основными компаниями, занимающимися деревообработкой являются "Илим Палп Энтерпрайз" (Усть-Илимский ЛДЗ, Братский ЛДЗ) и СП "Иригма-Тайрику" (Усть-Илимский район), целлюлозно-бумажной промышленностью - "Илим Палп Энтерпрайз" (ПО Усть-Илимский ЛПК, ЦКК в Братске).

Доля производства продукции в Иркутской области  в общем объеме производства в  России составляет 54,7% по товарной целлюлозе, 30% по шпалам деревянным, 15,3% по вывозке  древесины, 11,2% по пиломатериалам, 8,5% по ДВП, 6,1% по производству фанеры, 4,3% по производству ДСП.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность стоит на первом месте по объему валовой продукции и численности работающих. Она дает 20% общего производства продукции Приангарья. Это многоотраслевая часть хозяйства, состоящая из лесозаготовки, деревообработки, домостроения, мебельного производства, гидролизной, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Базируется на богатой сырьевой базе. По количеству заготовляемой древесины область вышла на первое место в стране. Лес из области вывозится в 75 районов страны и за границу.

Древесина широко используется как строительный материал, как сырье  для получения целлюлозы, картона, бумаги, древесного спирта, канифоли, скипидара, кормовых дрожжей и т. д.

Заготовку древесины  и первичную обработку ведут 65 леспромхозов, 15 сплавных контор и лесоперевалочных баз области.

Деревообрабатывающая  промышленность представлена лесопилением, шпалопилением, домостроением, мебельной промышленностью, производством тары, фанеры, спичек.

Основными центрами лесной и деревообрабатывающей промышленности являются города Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Зима, Нижнеудинск, Бирюсинск.

Гидролизная промышленность представлена Бирюсинским, Тулунским, Зиминским, Братским заводами.

Из других видов  продукции следует отметить производство древесноволокнистых, древесностружечных плит, фибролита, картона, оберточной бумаги.

Отличительной особенностью лесоперерабатывающей промышленности является комбинирование производства, когда предприятия, последовательно связанные переработкой сырья, находятся недалеко друг от друга. Примером комплексного использования древесины могут служить Братский и Усть-Илимский ЛПК.

Таблица 8.

Типы предприятий  ХЛК и виды сырья, используемого

             в производстве.

Тип предприятия

Природное сырьё

Искусственное сырьё

Синтетическое сырьё

Горнохимическое

+

   

Производство мин. удобрений

   

+

Производство кислот, щелочей (соды, хлора)

   

+

Производство спиртов и растворителей

   

+

Производство пластических масс и синтететических смол

   

+

Производство бытовой химии

   

+

Фармацевтическая промышленность

   

+

Производство изделий из пластмасс

   

+

Лесозаготовительное производство

+

   

Мебельная промышленность

+

   

Фанерное производство

 

+

 

Производство картона

 

+

 

Производство целлюлозы

 

+

 

Производство бумаги

 

+

 

 

Аграрно-промышленный комплекс (АПК).

Разнообразные природные  условия области позволяют развивать сельское хозяйство, как земледелие, так и животноводство. Во всероссийском масштабе сельское хозяйство области занимает скромное место, оно не составляет и 1% сельскохозяйственного производства. В Восточно-Сибирском экономическом районе на долю области приходится 20% посевных площадей, 18% производства зерновых культур, 30% производства картофеля, 31% овощей, 33% мяса и 26% молока. Таким образом, среди административных единиц экономического района сельское хозяйство Иркутской области является наиболее развитым.

Почвенно-климатические   условия,    особенно    в южных степных и .лесостепных районах, где сейчас   сосредоточена основная   часть сельскохозяйственного производства, благоприятствуют  развитию земледелия.  

Основной культурой  земледелия    является пшеница, которая занимает 53,6% посевных площадей зерновых и дает 56,4% валового сбора. Средняя урожайность пшеницы  в 1993г. составила 14,5 ц/га, а отдельные колхозы и совхозы получили по 27—30 ц/га.

Второй наиболее важной зерновой культурой является овес, на долю которого приходится 30,6% посевных площадей зерновых и 21% валового сбора. Ячмень занимает 12% посевных площадей и дает 13,5% валового сбора.

Просо, гречиха и  зернобобовые в структуре земледелия имеют небольшой удельный вес.

Посадка картофеля  осуществляется на площади 57 тыс. га, а  его валовой сбор достигает 823 тыс. т, что обеспечивает потребность  населения па 35—40%. Урожайность картофеля 110—136 ц/га.

Овощи высеваются на площади 11 тыс. га, валовой сбор составляет 137,6 тыс. т. Под кормовыми культурами занято 34% (570 тыс. га) всех посевных площадей. Их назначение — обеспечить кормами животноводство.

Животноводство.

По стоимости  валовой продукции животноводство превышает земледелие (62%). Однако животноводство не полностью обеспечивает потребности  населения.

Кормовой базой  животноводства являются сенокосы (364,8 тыс. га), пастбища (508,8 тыс. га), однолетние и многолетние травы, кукуруза на силос и корм, зерно овса, ячменя, комбикорм, кормовые корнеплоды и отходы пищевой промышленности, а также кормовые дрожжи. Крупный рогатый скот составляет основу животноводства, имеет молочное   и   молочно-мясное направления. В животноводстве проводится большая работа по строительству механизированных ферм, специализации   и межхозяйственной   кооперации. В области создано 16 межхозяйственных объединений и областное объединение Иркутскскотопром по доращиванию и откорму крупного рогатого скота.

Для создания прочной кормовой базы в области  повышается продуктивность лугов и пастбищ, увеличиваются посевы многолетних трав и зерновых культур, наращивается производство кормовых дрожжей гидролизной промышленностью.

Свиноводство —  наиболее скороспелая отрасль животноводства, тяготеет к сельскохозяйственным и  промышленным районам. Сейчас в области созданы и создаются крупные сельскохозяйственные комплексы — Усольский, Уковский, Братский и другие. Овцеводство концентрируется в южных степных районах.

Птицеводство —  новая отрасль хозяйства для  Иркутской области. За последнее  десятилетие численность птицы увеличилась в 6 раз.

Оленеводство развито  в северных районах области и в горах Восточного Саяна.  Охотничий промысел и звероводство составляют важную часть народного хозяйства области. Основными районами охоты являются северные и горные районы, где ведется отстрел и отлов пушных зверей — соболя, белки, колонка, горностая, ондатры, красной лисицы. Иркутская область поставляет до 1/3 всех заготовляемых в России шкурок соболя.

 

Таблица 9.

Расчет коэффициента специализации сельскохозяйственного  производства.

Продукция, тыс.т

Иркутская область

Сибирский федеральный округ

Россия

F,%

K

Валовый сбор зерна

554,3

13355

61000

0,9

0,5

Сбор картофеля

632,9

5479

21100

2,9

1,8

Сбор овощей

153,3

1560

12100

1,3

0,7

Производство мяса

39,2

204

1159

3,4

1,9

Производство молока

451,1

5629

31800

1,4

0,8

Производство яйца, млн.шт

905,3

5838

40600

2,2

1,3

Производство масла растительного

0,6

32,1

268

0,2

0,1

Производство масла животного

19,5

204

1159

1,7

1


*Составлено по: Российский статистический ежегодник.2011

F – доля продукции района тяготения в общем производстве, %.

Р – доля населения  района тяготения в общей численности  населения

К=F/P  , где Р = 1,7%

По произведенным расчетам можно сделать вывод, что сбор картофеля, производство мяса, производства яиц и производство масла животного является отраслью специализации Иркутской области, т.е. своей продукцией она не только обеспечивает потребности населения исследуемой территории, но и участвует в межрегиональном продовольственном рынке.

Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения.

     Транспорт — важнейшая составная часть хозяйства, обеспечивающая нужды не только Иркутской области, но и общегосударственные. Иркутская область располагает всеми видами транспорта: железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, электронным, трамвайно-троллейбусным.

    Главным  видом транспорта, обеспечивающим  перевозку грузов и пассажиров, является железнодорожный. Общая протяженность железнодорожных путей области составляет 2480 км. Основной железнодорожной магистралью области является Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД), построенная в 1898—1905 гг. В пределах области ВСЖД имеет протяженность более 900 км . Она является частью Транссибирской магистрали, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком.

Второе место  в транспортных перевозках занимает водный транспорт. Протяженность судоходных путей сообщения 8142 км . Судоходными реками являются Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска; Иркутское, Братское, Усть-Илимское водохранилища, а также озеро Байкал.

   При сравнительно  ограниченном речном судоходстве  Иркутская область славится речными  портами: Усть-Кут, который по  праву считают «воротами» на  север, Киренск, Братск и озерный  порт Байкал

Автомобильный транспорт  в Иркутской области при небольшой густоте железных дорог и сравнительно малой протяженности речных судоходных путей имеет большое значение. Он обеспечивает внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и населения.

 Основными автодорогами  являются: участок Московского тракта (Тайшет — Нижнеудинск — Тулун  — Зима— Черемхово — Иркутск  — Слюдянка — Улан-Удэ);  Якутский  тракт (Иркутск — Усть-Орда  — Баяндай — Хогот — Качуг — Жигалово);  Братский (Тулун — Братск); Жигаловский (Залари — Балаганск — Усть-Уда — Жигалово);  Тункинский (Иркутск — Култук — Кырен — Монды — граница Монголии).

   Авиационный транспорт в области приобретает большое значение как во внешних, так и внутренних связях. Над территорией области проходят международные авиалинии: Москва — Иркутск — Пекин, Москва — Иркутск — Токио, Москва — Иркутск — Улан-Батор и авиалинии общероссийского и местного значения. Важное значение имеет авиатранспорт для северных районов области, для некоторых из них он является единственным средством сообщения.

Информация о работе Экономико-географическое положение Иркутской области