Основные принципы и факторы размещения производства в Российской Федерации

Автор: Гараева Миля, 29 Сентября 2010 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.
Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.
Если закономерности выражают объективную реальность в размещении общественного производства, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной деятельности.
С научной и практической точки зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил и их принципы, а также правильно понимать их соотношения. Исходными должны быть объективные закономерности, т.е. существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.

Содержание

Введение
1.Закономерности, принципы и факторы размещения производства….4
1.1 Закономерности размещения производственных сил……………….4
1.2 Принципы территориальной организации производства…………...8
1.3 Факторы размещения производства в Российской Федерации……11
2.Анализ территориальной организации производства в Российской Федерации..............................................................................................................14
2.1 Отраслевая структура хозяйства……………………………………..14
2.2 Специфика размещения производства в России……………………15
2.3 Классификация отраслей промышленности по условиям размещения………………………………………………………………………17
3. География размещения производства Уральского экономического района…………………………………………………………………………….20
3.1 Оценка экономико-географического положения Урала……………20
3.2 Структура и размещение ведущих отраслей производства………..22
3.3 Территориальная организация промышленности Урала…………...29
3.4 Проблемы и перспектива развития производства Урала…………..36
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

главы.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Строительный  комплекс Урала производит 3% промышленной продукции. По объему производимой и  реализуемой продукции лидирует Уральский асбестовый ГОК (Свердловская область). Район располагает достаточной  сырьевой базой для производства необходимой экономике продукции. Работают предприятия по добыче и обработке мрамора и гранита, огнеупорных материалов и цементного сырья. Цементные заводы размещаются в Магнитогорске, Новотроицке, Нижнем Тагиле, Сухом Логе, Еманжелинске, кирпичные заводы – в Сатке (строительный и магнезитовый кирпич) и Сухом Логе (шамотный кирпич); строительные комбинаты Урала производят более 15 % цемента, железобетонных конструкций и изделий и строительного кирпича РФ.

     Урал  – один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены главным образом хвойными породами.

     Лесная  промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базы, представлена всеми стадиями производства – начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). Развита химическая переработка древесины и отходов.

     Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.).

     Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных  и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы сосредоточены  на севере. По заготовке древесины  Уралу принадлежит третье место  в стране после Северного района и Восточной Сибири.

     Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия  которой также расположены в  Пермской (Краснокаменск, Красновишерск, /Соликамск) и Свердловской (Новая  Ляля) областях.

     Основные  направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использования лесных ресурсов; увеличение химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

     В перспективе  перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения  эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных  целях, на основе улучшения их состояния  и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

     На  Урале легкая и пищевая промышленность  развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны.

       В составе легкой промышленности  Уральского экономического района  выделяется кожевенно-обувная (около  80% мощностей кожевенно-обувной промышленности  размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях), построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области; хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

     Пищевая промышленность насчитывает множество  подотраслей и предприятий, большая  часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития  сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы – в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

     Специализация агропромышленного комплекса Урала  – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкорстане и Оренбурге.

     Сельскохозяйственные  угодья занимают 35 млн. га., в том  числе пашни – 22,4 млн. га.

     В структуре посевных площадей Урала  наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель и овощи (Свердловская область, Удмуртская Республика, Пермская область), лен-долгунец (Удмуртская Республика), подсолнечник и сахарная свекла (Оренбургская область и Республика Башкортостан). Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

     В структуре сельскохозяйственного  производства Урала преобладает  животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Район занимает 1-е место в стране по производству мясной продукции. Среди субъектов выделяются Свердловская и Пермская области. По выпуску цельномолочной продукции район находится на 2-м месте, уступая только Центральному экономическому району.

     Важная  задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала – повышение урожайности  зерновых культур и продуктивности скота.

     Транспорт и экономические связи. Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда – высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).

     В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали пересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиональная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предполагается построить Западно–Уральскую меридиональную и Северо–Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряжённость дорог.

     Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточна протяженность и качество автомобильных дорог с твёрдым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо – Кавказский, Волго–Вятский, Западно–Сибирский экономические районы и Казахстан.

     Великая роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

     Уральский район осуществляет разнообразные  экономические связи со многими  регионами. Из восточных районов  Урал получает в основном сырьё и  топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причём вывоз по обмену превышает ввоз). Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно – Сибирским и Поволжском, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

     Довольно  значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.

 

      3.3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА

     В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

     Свердловская  область – основное звено хозяйственного комплекса Урала. На основе эксплуатации богатейших минерально-сырьевых ресурсов здесь получила развитие тяжелая промышленность. В структуре промышленного производства основную роль играют машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов.

     Старейшие отрасли – черная и цветная  металлургия. Добыча железной руды в  основном ведется на Качканарском горно-обогатительном комбинате (2/3 железорудных запасов  Урала). Общероссийское значение имеют  Нижнетагильский металлургический комбинат, Первоуральский новотрубный, Северский и Синарский трубные заводы. Флагманы цветной металлургии – Богословский и Уральский алюминиевые заводы, Красноуральский и Кировоградский медеплавильные комбинаты, Среднеуральский медеплавильный завод, ПО «Севуралбокситруда».

     Получило  развитие производство синтетических  смол, пластических масс, серной кислоты  и другой химической продукции (ПО «Пластик», «Хромпик», Свердловский завод эбонитовых изделий и др.).

     Машиностроение  и металлообработка – наиболее перспективная отрасль промышленности. Общей задачей ведущих машиностроительных предприятий (ПО «Уралмаш», «Турбомоторный завод», НПО «Уралэлектротяжмаш», «Уралхиммаш», «Пневмостроймашина», Ирбитский мотоциклетный завод и др.) является создание филиалов и вынос отдельных цехов крупнейших предприятий в небольшие города (Верхнюю Пышму, Алапаевск, Кушву, Невьянск, Дегтярск). Значительное увеличение выпуска товаров народного потребления ожидается за счет конверсии оборонных предприятий. Перед лесной и лесоперерабатывающей промышленностью стоит задача реконструкции предприятий области (Туринского целлюлозно-бумажного завода и Новолялинского комбината).

     Всероссийское значение имеют добыча асбеста и  производство изделий из него (комбинат «Ураласбест»). Большим спросом пользуется продукция ПО «Уралмрамор».

     Область является ведущей на Урале по производству электроэнергии (Рефтинская и Среднеуральская  ГРЭС, Белоярская атомная станция, Новосвердловская и Свердловская ТЭЦ, Верхнетагильская и Серовская ГРЭС).

     Область принимает активное участие в  развитии внешнеэкономических связей Урала. Перспективными направлениями  для совместного предпринимательства  являются традиционные отрасли экспортной специализации: машиностроение, горнорудная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая.

     В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства Республики Удмуртия доля промышленности составляет 85%. Республика весьма специфична по отраслевому  составу промышленности. Здесь самый  высокий на Урале уровень развития машиностроения (более 60%). Республика занимает видное место в стране по производству мотоциклов, спортивных и охотничьих ружей, автомобилей, развито точное машиностроение и приборостроение.

     Перспективы развития хозяйства связаны с дальнейшим развитием обрабатывающих производств, более глубокой переработкой сырья, а в машиностроении – с опережающим развитием радиотехнической и электронной промышленности. Рост объемов производства и экспорта может быть  значительно увеличен за счет конверсии оборонных предприятий с переориентацией их на выпуск товаров народного потребления. Энергетическая база Удмуртии укрепляется за счет ввода в строй Ижевской  ТЭЦ – 2, реконструкции ТЭЦ – 1, развития тепловых сетей и подстанций.

     Благоприятна  конфигурация транспортных сетей республики. Основные промышленные центры расположены на железных дорогах и автодорогах с твердым покрытием. До половины  внутри республиканских перевозок осуществляется автомобильным транспортом.

     В структуре посевных площадей более трети занято под посевами кормовых культур, что является основой развития молочно – мясного животноводства (70%), и около половины  - под зерновыми. Незначительно развито льноводство.

     Развитие  пищевой и легкой промышленности (особенно производство кожаной обуви) требует интенсификации сельскохозяйственного производства.

     Состояние окружающей среды позволяет рекомендовать  для развития небольших нетрудоемких предприятий машиностроения легкой и пищевой промышленности города Камбарка, Можга и ряд поселков городского типа. 

Информация о работе Основные принципы и факторы размещения производства в Российской Федерации