Особенности геополитического положения и территориального развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Геополитическое положение выражает расположение государства на земном шаре, обусловливающее характер его включения в систему международных отношений, роль и место в мировой политике, способы и специфику воздействия на международные процессы, определяет его геополитический статус. Геополитическое положение любого государства – это не только раз и навсегда зафиксированный результат исторического развития, но и процесс, где активно проявляются обстоятельства места и времени. В этом смысле нельзя понять специфику геополитического положения страны, не учитывая особенностей ее исторического прошлого и настоящего[9].

Содержание

Введение………………………..…………………………………...………………….…..3
1. Современное геополитическое положение России……............ 5
1.1. Географическое положение…………………………………….……………..……...…5
1.2. Новое геополитическое окружение …………………………………………………….6
1.3. Роль России на мировой арене и внешняя политика…………………………..………11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………………………. …..13
2.1. Центральный федеральный округ ……………………………………………………14
2.2. Северо-Западный федеральный округ………………………………………………….16
2.3. Южный федеральный округ …………………………………………………….………18
2.4. Северо-Кавказский Федеральный округ……………………………………………..…20
2.5. Приволжский федеральный округ……………………………………………………....21
2.6. Уральский федеральный округ …………………………………………………………24
2.7. Сибирский федеральный округ ………………………………………………………..26
2.8. Дальневосточный федеральный округ ……………………………………...………….29
Заключение…………………………………………………………………………...…31
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..….……………………….……....34
Приложение 1………………………………………………………….....……………..35
Приложение 2………………………………….………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

геополитика чистовик.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

   Центрально-Красноярский территориально-производственный комплекс -- наиболее заселенный и освоенный район Восточной Сибири. Для обслуживания его населения создана пищевая и легкая промышленность, развивается с/хоз.пр-во пригородной специализации.

   Дальневосточный федеральный округ.

   Территория -- 6216 тыс км2. Население -- 7,2 млн чел. Федеральный центр -- Хабаровск.

   Территориальный состав: Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский, Камчатский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономные округа. Еврейская автономная область - 9

   Федеральный округ в % от России: территория -- 36,4; население -- 4,9; валовой региональный продукт -- 6,0; продукция промышленности -- 5,6; продукция сельского хозяйства -- 4,7.

   Условия для развития хозяйства:

   Приморское  положение на берегах морей Тихого океана дает возможность развивать  комплекс отраслей промышлен-ности, морского транспорта, рекреации (в южной части  реги-она). Серьезный недостаток -- максимальная удаленность от наиболее развитых районов страны.

   Для ДФО характерно богатство полезными  ископаемыми, которых нет или  мало в других регионах (каменный уголь, руды черных и цветных, редких и драгоценных металлов, химическое сырье, алмазы). Здесь сосредоточены крупные лесные, гидроэнергоресурсы и запасы пресной воды, биологические ресурсы прибрежных морей.

   Ограничивающие  факторы социально-экономического развития -- самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и чрезвычайно низкими температурами, осложняющий и удорожающий все виды деятельности человека, а также отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования.

   Население. Дальневосточный федеральный округ -- самый слабозаселенный регион России со средней плотностью населения немногим более 1 чел. на км2. Почти все население проживает в южной части округа: вдоль Транссибирской магист-рали, в долинах рек и на побережье Японского моря. Доля городского населения -- 77%. Крупных городов мало -- почти все они центры субъектов Российской Федерации.

   Отрасли хозяйственной специализации:

  • рыболовство и рыбная промышленность;
  • горнодобывающая промышленность;
  • отрасли лесного комплекса;
  • морской транспорт.

   Все отрасли хозяйственной специализации  Дальневосточного федерального округа связаны либо с его приморским расположением на берегах морей Тихого океана, либо с освоением природных ресурсов (полезные ископаемые и лесные ресурсы).

   Самой крупной отраслью хозяйственной  специализации округа является рыболовство  и рыбная промышленность. В последнее десятилетие среднегодовой улов рыбы и добыча морепродуктов достигла 2/3 общероссийского объема. Основной улов рыбы и заготовки морепродуктов обеспечивают Японское, Охотское и Баренцево моря. Роль дальнеокеанического лова незначительна. В улове преобладают сельдь, треска, лососевые породы, навага. У западных берегов Камчатки ведутся крупнейшие в России промыслы крабов.

   Почти половину продукции рыбной промышленности производит Приморский край. Далее  следуют Сахалинская и Камчатская области. Крупнейшие базы рыболовного флота и центры рыбной промышленности округа: Владивосток, Находка, Корсаков, Холмск, Петропавловск-Камчатский, Курильск, Южно-Курильск, Магадан.

   Вторая  по масштабам развития и значению отрасль промышленности Дальнего Востока -- горнодобывающая промышленность. Специализирующее значение имеет добыча руд цветных, редких и благородных металлов и алмазов. Полиметаллические руды в основном добывают на юге Приморского края (район Дальнегорска), здесь же производят концентрат свинца, цинка и олова. Олово также добывают в республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Магаданской области. В районе поселка городского типа Пламенное разрабатывают месторождение ртути. По масштабам золотодобычи (республика Саха (Якутия), Магаданская область и Чукотский автономный округ) Дальний Восток занимает первое место в России. Почти все отечественные алмазы добывают в республике Саха (Якутия) (алмазодобывающие карьеры и рудники в Мирном, Айхале, Удачном).

   Важное  место в промышленной специализации  округа занимают отрасли лесного комплекса. Преобладают его нижние этажи (лесозаготовки и производство пиломатериалов), гораздо слабее развиты целлюлозно-бумажное и мебельное производство.

   Основные  районы лесозаготовок -- Приморский край, юг Хабаровского края, Амурская и Сахалинская области. Лесопильная промышленность главным образом концентрируется в городах на Транссибирской железнодорожной магистрали, на Амуре и в приморских центрах юга Дальнего Востока. Целлюлозно-бумажное производство сосредоточено в Приморском и Хабаровском краях и на юге Сахалинской области.

   Важной  отраслью хозяйственной специализации  округа является морской транспорт, обеспечивающий России экономические  связи со странами Тихоокеанского бассейна. К сожалению, вывозится почти исключительно сырье и продукты неглубокой его переработки, а ввозится готовая продукция.

   Крупнейшие  по грузообороту морские порты Дальнего Востока -- Находка (более 10 млн т), Владивосток (8 млн т), Советская Гавань, Корсаков, Холмск, Петропавловск-Камчатский, Магадан  и Певек.

   Внутрирегионалъные различия. Относительно лучше освоены и заселены южные районы округа: Приморский край, Сахалинская область и юг Хабаровского края. Здесь на территории менее 1/10 округа сосредоточено более 4/5 его экономического потенциала. Вся остальная территория освоена исключительно слабо и в основном является типично ресурсными районами: добыча полезных ископаемых, даров моря и их первичная переработка[6].

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Исторически сложившиеся различия в экономическом  развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально - экономической политики.

   Уменьшение  различий в экономическом развитии создает благоприятные условия  для развития внутреннего рынка, оптимизации социально - экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально - экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

     С началом рыночных реформ  различия в социально - экономическом развитии регионов стали усиливаться , что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

   Оценка  социально - экономического развития федеральных  округов показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

   Оценка  развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Северо – Западный федеральный округа позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально - экономического положения в них.

   В целом социально - экономическое  развитие Южного и Северо-Кавказского федеральных округов остается ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.

     В группу неблагополучных входят  Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево - Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации.

   В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально - экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России.

   Комплексная оценка социально - экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.

   Результаты  комплексной оценки социально - экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в пореформенный период.      К неблагополучным относятся Республика Алтай,  Республика Тыва, Забайкальский край, Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ, Усть - Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.

         Социально - экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы,  доле населения с доходами ниже прожиточного минимума.      К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

   В каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся  к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

   Такое положение явилось результатом  неодинаковой адаптации регионов к  новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально - экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально - экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса[17].

   В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации  по основным социально - экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально - экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

   Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально - экономического развития регионов Российской Федерации[19].

   В последние десятилетия большинство  экономически развитых государств предпринимает усилия по совершенствованию государственного управления не только на уровне центральных и региональных органов власти, но и на уровне муниципального управления.

   Долгосрочная  стратегия социально-экономического развития России может быть  реализуемой на практике только тогда, когда она в полной мере учитывает  территориальные факторы: исключительное разнообразие природных,  социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных  частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики. В настоящее время неоднородность развития социально-экономического пространства России оказывает все более существенное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики.

   На современном этапе государственная стратегия повышения эффективности территориального управления должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, на обеспечение целостности и единства экономического пространства страны, формирование условий для устойчивого и стабильного развития реального сектора экономики России. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены и поняты всеми политическими силами общества. Важным условием достижения поставленных целей является формирование соответствующей нормативно-правой базы.

   Необходимо  создание прочной законодательной  базы, обеспечивающей условия для  долгосрочного развития страны за счет более полного и сбалансированного использования внутренних ресурсов.

Информация о работе Особенности геополитического положения и территориального развития России