Особенности геополитического положения и территориального развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Геополитическое положение выражает расположение государства на земном шаре, обусловливающее характер его включения в систему международных отношений, роль и место в мировой политике, способы и специфику воздействия на международные процессы, определяет его геополитический статус. Геополитическое положение любого государства – это не только раз и навсегда зафиксированный результат исторического развития, но и процесс, где активно проявляются обстоятельства места и времени. В этом смысле нельзя понять специфику геополитического положения страны, не учитывая особенностей ее исторического прошлого и настоящего[9].

Содержание

Введение………………………..…………………………………...………………….…..3
1. Современное геополитическое положение России……............ 5
1.1. Географическое положение…………………………………….……………..……...…5
1.2. Новое геополитическое окружение …………………………………………………….6
1.3. Роль России на мировой арене и внешняя политика…………………………..………11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………………………. …..13
2.1. Центральный федеральный округ ……………………………………………………14
2.2. Северо-Западный федеральный округ………………………………………………….16
2.3. Южный федеральный округ …………………………………………………….………18
2.4. Северо-Кавказский Федеральный округ……………………………………………..…20
2.5. Приволжский федеральный округ……………………………………………………....21
2.6. Уральский федеральный округ …………………………………………………………24
2.7. Сибирский федеральный округ ………………………………………………………..26
2.8. Дальневосточный федеральный округ ……………………………………...………….29
Заключение…………………………………………………………………………...…31
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..….……………………….……....34
Приложение 1………………………………………………………….....……………..35
Приложение 2………………………………….………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

геополитика чистовик.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

   На  сегодняшний день территория Российской Федерации представляет собой необходимый геополитический минимум для нормального существования российской цивилизации. Сокращение границ далее этого минимума невозможно - оно будет означать начало откровенной дезинтеграции государства. Однако геополитическая значимость той или иной территории прямо зависит и от ее населения. Необходимо помнить, что в перечне причин глобальных и региональных угроз в середине XXI в. на одно из первых мест выдвинулось перенаселение.

   Южнее бывших границ Советского Союза, на территории Азии, проживает 45% всего мирового населения. Это огромное пространство, которое  обладает приличными ресурсами. При  этом на этом пространстве не только велика плотность населения, но и деятельность человека на этих пространствах привела к деградации окружающей среды, природной среды, в которой проживает человек. Одна из тяжелейших проблем, которая стоит перед Средней Азией - это недостаток воды. Сегодня житель передней Азии (Сирии, Ирака) получает приблизительно в два раза меньше воды на душу населения, чем это предусматривается элементарными санитарными нормами. Это приводит к росту болезней, невысокой урожайности на этих территориях. Недостаток продовольствия, ограниченность ресурсов существования вызывает очень серьезную социальную напряженность.  Это никак не может не сказаться на стабильности в этом регионе. Нынешняя Россия практически не имеет серьезных устойчивых южных  рубежей.  Вряд ли мы можем защитить нашу Среднюю Азию, если рухнут границы в Таджикистане или в каком-нибудь другом месте. Все границы, которые проведены на этой территории, носят чрезвычайно искусственный характер.

   Россию, безусловно, непосредственно касаются проблемы ближайшего соседа Китая, с которым протяженность общих границ составляет около 2000 км. Все население прилегающих к Китаю областей на Дальнем Востоке менее 5 млн., а только в провинциях Китая, которые прилегают к южным границам России, в этом регионе составляет 70 млн. человек, причем это едва ли не самое малонаселенная территория Китая. Вместе с тем они относятся к достаточно небогатым, поэтому социальная напряженность в этих регионах может вспыхнуть очень быстро и очень легко. Именно поэтому Россия, прежде всего, заинтересована в сохранении стабильности в этих регионах. Падение границ, нарушение границ является настолько сильным соблазном, что уже сам факт их разрушения дестабилизирует ситуацию в окружающих странах и прилегающих регионах. Именно поэтому одним из приоритетов России является сохранение бывших границ Советского Союза и в связи с этим сотрудничество со всеми государствами, которые образовались лежащих южнее России. Сохранение режима в Таджикистане, Туркмении и т.д. Как бы мы к ним не относились, это является одной из приоритетных целей Российской Федерации.

   Китай не смог решить проблему роста населения. К 2005 г. его население достигло 1,3 млрд. человек. При некотором количественном снижении темпов роста, тенденция сохраняется. К 2015 г. перенаселение может привести к тому, что территория Китая не сможет прокормить его население. Отсюда понятно, что на границах России с Китаем существует колоссальное демографическое давление: с одной, китайской, стороны -огромная плотность населения, с другой, российской, - пустота, экономически не освоенная территория. В связи с приближением населения Китая к «красной черте», за которой может возникнуть катастрофическая нехватка продовольствия,  вполне реально ожидать резкого возрастания китайской экспансии в Сибирь и на Дальний Восток. К сожалению, даже по самому оптимистичному варианту прогноза перевес Китая по военному потенциалы продлится. Китайская экспансия заметна уже сейчас. И она требует продуманной миграционной политики, . учитывающей особенности развития российских регионов, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.

   В 3,5 раза превосходит Россию по объему ВВП Япония, имеющая к нам определенные территориальные претензии. К тому же население Японии лишь немногим меньшее, чем в России. Эти экономические сопоставления, не слишком благоприятные для современной России, необходимо учитывать при разработке стратегии внешней политики на восточном направлении.

   Не  менее важны сопоставления экономических  показателей Российской Федерации  с Турцией и в меньшей степени с Ираном, которые в силу исторических причин, а также относительной близости к границам России и ближнему зарубежью, занимают особое место в. системе ее внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. После распада СССР Турция стала ускоренно развивать экономические, политические и культурные связи со странами Центральной Азии и Закавказья. ВВП и Турции, и Ирана значительно превосходят ВВП любой из закавказских или центрально-азиатских стран СНГ. Учитывая давние национальные, культурные и религиозные связи Ирана и Турции с новыми "независимыми" государствами, а также их растущее экономическое и политическое влияние, Турция и Иран могут в случае ослабления позиций России составить ей серьезную конкуренцию. Особенно серьезные расхождения имеются во взглядах Турции и России на будущее СНГ, степень политической и экономической интеграции ее членов, также как и на эволюцию их взаимоотношений с Россией.

   Закавказье  остается самым уязвимым и ослабленным  регионом, граничащим с Россией. Расположенные здесь новые независимые государства ослаблены необъявленной войной и военным противостоянием между Арменией и Азербайджаном, грузино-абхазским и, грузино-южноосетинским конфликтами. Сегодня есть некоторая напряженность между Россией и Абхазией и некоторая солидарность между Чечней и Абхазией. Сегодня существуют проблемы между Ингушетией и Осетией, между Чечней и Ингушетией. Сегодня существует огромное количество проблем между Чечней и Дагестаном. Средняя Азия также ослаблена как военными конфликтами и террористическими операциями в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, так и коррупцией, экономическим кризисом. Как из Закавказья, так и из Средней Азии наблюдается значительный отток населения. Среди основных причин эмиграции - политика вытеснения русского населения, проводимая новыми национальными элитами, экономическая и социальная неустроенность, безработица. Тенденция к миграции населения из данных регионов в Россию в обозримой перспективе сохранится, и данный фактор необходимо учитывать при построении территориального управления в России[13].

   Западные  страны, те, которые мы привыкли считать  цивилизованными странами, чувствуют опасность, которая происходит с Востока. В этом смысле они сегодня, хотя и без особой охоты, с опаской, но, тем не менее, пытаются выстроить некую границу между Россией и Западом. Они считают, что Россия слишком огромна, слишком велика для того, чтобы ее можно было контролировать и сохранять там стабильность. Они считают, что можно выстроить границу, внутри которой они были бы в безопасности, а все, что будет происходить там,их не касается. Их действия в этом ключе создают так же угрозу для нас, угрозу того, что мы будем брошены перед теми опасностями, которые грозят не только России, но на самом деле всей Западной цивилизации, частью которой в известном смысле можно считать Россию.

   Исчезает  понимание, что только в сотрудничестве между нами и Западом мы можем  сохранить стабильность и жизненность для Европейской цивилизации. Приходится конкурировать России и Западным странам. Она тем менее управляема, что она стихийна, в значительной степени подвергается давлению экономических интересов и даже частных интересов предпринимателей, что, впрочем, противоречит общим стратегическим целям Запада и России[11].

   Происходит  вытеснение России с Кавказского региона, борьба за нефть, борьба за ослабление России через враждебную ориентацию ряда государств, например, использование Украины как буфера для России, Азербайджана как антироссийской силы на Кавказе.

   Как и в прошлом, во многом решающее значение для взаимоотношений России с западными странами имеют ее отношения с Германией, влияние которой в Европейском Союзе, да и за его пределами, постоянно возрастает. Особое место среди ближайших соседей России занимает Украина, чей экономический потенциал даже в условиях кризиса остается значительно большим. конфликт между Россией и Украиной не так не мыслим, как многие говорят. Именно Украина является сейчас одним из самых главных противников интеграции России и Белоруссии.

   Роль  России на мировой арене и внешняя  политика.

   Таким образом, все эти угрозы делают слабую Россию заложником фактически трагической ситуации. Первое. Границы России практически не уменьшились. Они стали гораздо менее безопасными, потому что они реально могут считаться легитимными для большинства народов, живущих по этим границам, и они не имеют традиции некой охранной зоны. Построить, вложить деньги в создание этих границ у России возможности нет. Экономический потенциал России сегодня в четыре раза меньше, чем экономический потенциал бывшего Советского Союза. Вместе с тем проблемы, которые стоят перед ней, больше, чем те, которые стояли перед Советским Союзом. При этом население уменьшилось в два раза и соответственно и не только экономически, но и людскими ресурсами мы не можем поддержать необходимый для нас военный потенциал.

   Кроме этого, южный наш сосед Китай  растет стремительно. Не исключено, что  через 20-30 лет это будет самое  мощное в экономическом отношении  государство мира. Повторяю, если там  не произойдет социального катаклизма, который так же возможен в связи с экономическим [ростом]. Но даже сейчас при стремительном экономическом развитии Китай представляет для себя гораздо больший экономический магнит, чем Центральная России. Везти товар, например, с Дальнего Востока в Центральную Россию гораздо дороже, чем везти их с Дальнего Востока в Северные провинции Китая. Экономические скрепы могут нарушатьс. Если это не будет изменено, экономика перестанет быть связующим звеном этого огромного государства. В этом смысле такие страны как Китай и даже Иран, Турция представляют для российского единства определенную угрозу.

   Сегодня строятся железные дороги вдоль южных  границ России, которые в состоянии  будут оттянуть значительную часть  грузопотока с южных территорий России в страны, находящиеся за пределами этих границ. Это касается не только Турции, Ирана, но и Казахстана, Киргизии. Эти партнеры самим фактом строительства таких железнодорожных линий будут оттягиваться от России. Таких угроз множество, поэтому экономическое сотрудничество с бывшими странами Советского Союза, постепенная политическая интеграция и создание общей военной доктрины, военное сотрудничество являются приоритетными направлениями внешней политики России. При этом Россия должна находить дружеские связи с нашими западными странами и с Европой, объединенной в частности в Европейский Союз, а так же в НАТО, для того, что эти страны осознали общность интересов с Россией и были не наблюдателями, иногда недоброжелательными наблюдателями того, что происходит в России, а были бы настоящими нашими союзниками, на которых мы могли бы опираться.

   Вместе  с тем, с учетом сложившегося геополитического и геостратегического положения, Российская Федерация не может рассматриваться в качестве заурядной региональной державы, как в этом ее настойчиво пытается убедить Запад. Россия в настоящее время является одним из важнейших мировых центров, сохраняет признаки великой державы.

   Каковы  же признаки такой геополитической  роли России:

  • масштабы территории, уникальное географическое расположение в Европе и Азии (Россия оценивается как географический центр глобальной системы (хартленд) и интеграционное ядро Евразии);
  • сохранение за собой места постоянного члена Совета Безопасности ООН;
  • ракетно-ядерный потенциал России – единственный в мире, способный нанести  поражение Америке как сверхдержаве;
  • не утеряно (хотя и значительно уменьшено) влияние России на других игроков в мировой политике (геополитическое пространство России сужено не до такой степени, чтобы с ним престали считаться, оно по прежнему остается одним из ключевых на политической карте мира);
  • сохранился российский национальный генетический код, содержащий стремление к самостоятельному и "заметному" месту в истории;
  • наличие практически всех видов сырья и ресурсов, экономический и военнно-технический потенциал, образованное население позволяют России вернуть утраченную позицию одной из ведущих индустриально-промышленных стран мира;
  • Россия постепенно осознает себя, освобождается от иллюзий, адаптируется к современным реалиям, набирается опыта и прагматизма, осознает свои национальные интересы в новых геополитических реалиях;
  • Россия – уникальная цивилизация, духовно синтезировавшая многие мировые культурные потоки. Выдержав испытания, окрепнув экономически и технологически она может стать прообразом будущего развития человечества[10].

   Сегодня Россия ведет активную внешнюю политику, основанную на следующих позициях:

   1. Политика на западном направлении  становится скорее проевропейской, чем проамериканской. Делается ставка на формирование треугольника Россия — Германия — Франция.

   2. Формируется азиатская политика, устраняющая прозападный уклон.  Повышение внимания к Азии ведет к формированию общей позиции с Китаем по вопросу о многополярном мире. Россия определяет свои отношения с КНР, Индией и Японией и включается в сложную систему отношений в исламском мире.

   3. Контакты с ближним зарубежьем  приобретают большую осмысленность,  а усилия концентрируются на самых важных геополитических проблемах.

   4. Россия примыкает к процессам урегулирования международных конфликтов в качестве посредника (Югославия, Ирак и Ближний Восток, Таджикистан).

   5. Наше государство демонстрирует  геополитический по содержанию  подход к своей внешней политике. Оно деятельно вклинивается в  региональные системы баланса сил и формирует собственные альянсы ("двойки", "тройки", "пятерки").

   6. Россия пытается расширить пространство  своей внешнеполитической активности, чтобы в дальней перспективе  вернуть себе статус мировой  державы. Она нацелена на участие в самых многообещающих интеграционных процессах в мире.

   В этой связи, констатируя, что геополитическое  положение России существенно ухудшилось, не следует считать данное состояние необратимым. Пространство, занимаемое Россией, ее геополитический потенциал как совокупность имеющихся и используемых материальных и духовных ресурсов, представляют ей уникальные возможности прямого воздействия на мировые и региональные процессы. Такое огромное по территории, населению, ресурсам, производственному и научному потенциалу государство объективно выступает одним из центров мировой политики.

   История неоднократно свидетельствовала, что  от хода развития событий в России зависит положение не только в ней самой, но и  мире в целом. Совершенно очевидно, что развитая экономика, социальная стабильность, эффективная система обороны и безопасности, моральное и демографическое благополучие, здоровье населения позволяли в определенные исторические периоды российскому государству играть более активную,  самостоятельную и влиятельную роль в мировой политике, чем это происходит в настоящее время.

Информация о работе Особенности геополитического положения и территориального развития России