Потребительские комплексы хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:12, реферат

Описание работы

За годы реформирования различных сторон общественной жизни России глубокие рыночные преобразования затронули все уровни и структуры потребительского комплекса. В силу целого ряда причин, прежде всего, снижения размеров финансирования, спада производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий в процессе приватизации функционирование отраслей потребительского комплекса национальной экономики и его региональных составляющих столкнулось со многими проблемами, что негативно отразилось на уровне жизни населения.

Содержание

Введение
1.Сущность и состав потребительского комплекса.
2.Современное состояние, факторы и тенденции развития отраслей потребительского комплекса.
3.Особенности функционирования отраслей потребительского комплекса .
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

потребительский комплекс курсовая.docx

— 39.68 Кб (Скачать)

     —   расширением       круга   задач   функционирования          потребительского        комплекса,     переключение       их  с   вопросов   благосостояния       граждан     на  вопросы     повышения       уровня    и  качества    жизни ,  связанных      с   ростом  ее стоимости.

    Следовательно,        в   условиях   углубления      радикальных       преобразований        в национальной        хозяйственной       системе    важно    учитывать ,    что   значительная часть   потребительных        стоимостей,   создаваемых         в   подразделениях     потребительского   комплекса ,   совпадает   по времени   их   производства   и   потребления . Это касается   услуг   социально-бытового   характера ,   которые   нельзя      производить    «в   запас» ,   складировать  и   транспортировать .   Потребление    этих  услуг

происходит   только   по  месту   нахождения      клиента .

    Этой особенностью   обладают   практически   все услуги  торгового   и   бытового обслуживания ,   жилищно-коммунального             хозяйства ,   медицины ,   здравоохранения ,    образования     и   др. ,   что   требует   создания  на   сравнительно  малых территориях      соответствующего       комплекса    услуг ,  обеспечивающих       максимально     возможное    и   оперативное   удовлетворение     всех   социальных    потребностей   населения   региона   в целом   и его отдельных   семей   и   граждан . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Современное  состояние, факторы и тенденции   развития 

      потребительского комплекса и  его отраслей 

   В   силу   сложившихся   обстоятельств   (снижение   размеров      финансирования , абсолютный      спад  производства     и   т.   д.)  развитие  отраслей  потребительского комплекса   национальной   экономики   в   90-е гг .  резко   затормозились  .   Одновременно существенно  сократилось число объектов этого  комплекса и не только  за  счет их ликвидации ,   но, прежде  всего, за счет перепрофилирования   в   процессе приватизации      тех  из   них ,   деятельность  которых  была   низкорентабельной,     а продукция      не   находила  сбыта   в   условиях  резко  вырастающей     конкуренции импортных   товаров  и услуг евроуровня .  Кроме  того, свою роль сыграло и то  обстоятельство,   что   многие   объекты   социальной   сферы,   ранее   находившиеся     на балансах   государственных   и   других   предприятий   различных   отраслей   национальной   экономики   (промышленности,   строительства,          сельского   хозяйства   и  др.),  за годы реформирования   прекратили   свое   существование  .

    Сегодняшнее   состояние  отраслей   потребительского   комплекса   определяется совокупным  действием   двух групп  основных   причин ,  воздействующих   к тому  ж е  и на развитие  тенденций   становления   нового качества   потребительского комплекса   в   целом   и   отдельных   отраслей   и   видов   экономической   деятельности,  в него   входящих .

    К   первой   группе   относятся   те  причины ,   которые   сформировали   стартовые условия    потребительского     комплекса     к  началу  рыночных     преобразований     в экономике   страны .

    Вторая    группа   причин   связана   с   задачами,   особенностями  и   реально   сложившейся   практикой   рыночных   реформ   в экономике   России .

    Стартовым   условиям   рыночных        преобразований,   а   значит ,   состоянию   потребительского   комплекса   в период   централизованной,   планируемой   и   управляемой   хозяйственной   системы  России,  присущи   следующие   признаки :

    — остаточный   принцип   финансирования   отдельных   отраслей,   входящих в состав   комплекса ;

    — хроническое недообеспечение  отраслей комплекса основными   ресурсами  его развития   (материальными,   трудовыми,   финансовыми) ;

    —   постоянное   отставание   в   количественном     и   качественном   развитии   от дельных  отраслей потребительского  комплекса  и самого комплекса   в целом от других   отраслей   материального   производства   страны ;

    — несоответствие   занятости,   фондов,  объемов   и   структуры   услуг   потребительского     комплекса    растущим     потребностям     населения  ,   объемам   и структуре   его доходов; 

    — неравномерное  размещение  и диспропорции развития отраслей   потребительского  комплекса   по территории   России .                                     ^

    Разрушение      отраслей,   производств    и  видов   экономической     деятельности  привело не только к прямым  потерям национального  богатства,  но и к росту социальной   напряженности   в обществе   за  счет   роста  числа   безработных   врачей, учителей,   работников   отраслей   бытового   обслуживания;   легкой,   пищевой   и других   отраслей   промышленности,  а также  за счет резкого  снижения   уровня жизни   населения и потребления материальных   благ и социальных   услуг.  Эти процессы усилили имуш;ественное  расслоение и социальную   дифференциацию  населения страны.

    В условиях   становления   рыночных   отношений   в  экономике  России   наиболее  негативными  сторонами состояния  потребительского комплекса являются:

    — многократное снижение объемов  массовых потребительских услуг  на фоне резкого увеличения  доли услуг в ВВП; 

    — необоснованное расширение  импорта потребительских   товаров  и продовольствия,   вытесняющего   с внутреннего   рынка   отечественных   товаро­ производителей ;

    — сужение  масштабов  воспроизводства   товаров   и услуг   потребительского  профиля   из-за потери рынков  союзных  республик   бывшего   СССР, снижения платежеспособного  спроса населения, сокращения   государственных инвестиций в  развитие потребительского  комплекса; 

  — ориентация  развития отраслей и производств  не на повышение благос стояния   и качества жизни всего населения,  а на обслуживание  высоко­доходных  слоев населения. 

    Эти   негативные   явления   проходят   на   фоне  резкого   сокращения  объемов производства  и развала отраслей материального  производства,  входящих  в со­  став потребительского комплекса  или связанных с его деятельностью  технологически.

    Развитие и совершенствование  потребительского комплекса   национальной экономики происходит  в условиях:

    а) усиления социальной направленности  и ориентации на достижение  бли­ жайших и более отдаленных  целей социального прогресса; 

    б) сокращения размеров финансовых  ресурсов государства, выделяемых  нарешение задач социальной политики;

    в) перспектив роста уровня  и качества жизнедеятельности   населения   страны и ее регионов;

    г) поддержания   интеллектуального,   культурного  и духовного   потенциала нации; 

    д) климатических   особенностей  отдельных территорий страны, объединяемых  в зональные образования   при  расчетах прожиточного минимума,  норм и нормативов  потребления   населением материальных   благ,   социально-культурных и социально-бытовых   услуг;

    е) исторических   традиций  развития   страны, ее отдельных  регионов и территорий;

    ж)   национального   менталитета   и   национальных    особенностей    коренного населения страны, ее  отдельных регионов и территорий;

    з) производственно-хозяйственной  структуры хозяйственной системы  стра­ ны и ее регионов;

    и) социально-демократической   структуры населения страны, ее  админист­ ративно-территориальных        и  административно-хозяйственных         образований (численность населения,  плотность заселения территории, национальный и пловозрастной   состав, распределение численности   занятых   по отраслям   хозяйства,  деление населения на жителей  города и села и т. п.);

    к) расширения перспектив развития  национальной экономики, определяю­ 

щих   возможности     государственного   финансирования     потребительского    комплекса в целом и входящих  в его состав отраслей и видов  экономической  деятельности,  включая   пенсионное  и социальное  обслуживание,   платежеспособный спрос населения; л)   увеличения     доступа   к  природным     ресурсам,    используемым       в  процессе функционирования   отраслей   потребительского   комплекса   (рекреационные   ресурсы,  вода,  энергоресурсы   всех  видов  и др.) ;

     м) роста  накопленного   и используемого  потенциала   потребительского   комплекса. 

     В   условиях    реформирования        национальной       экономики      Россия    перешла  на экономически   малоперспективную   практику   формирования   товарных   ресурсов   за   счет   импорта   из   других   стран,   прежде   всего,   стран   дальнего  зарубежья .  Этому   в немалой   степени   способствовало   развитие   «челночного»            движения   в   стране .

     Иностранная   экспансия   продовольствия,  лекарств и потребительских   товаров не только привела  к существенному   вытеснению  с внутреннего рынк а   страны  отечественных  товаропроизводителей,   но и способствовала развалу   отечественных  отраслей пищевой , легкой и фармацевтической   промышленности,   промышленности         строительных      материалов     и  ряда   отраслей    машиностроения .

Россия   перешла   границу   товарной   зависимости   от иностранных            поставщиков .

 На   закупку   импортного   продовольствия   тратятся          колоссальные   средства .   Это снижает      возможности      инвестирования      в   потребительский     комплекс     страны, исключая   саму возможность   государственной   поддержки   его развития   и совершенствования. 

     Таким   образом,  современное   состояние  и тенденции   развития   тех   отраслей  потребительского   комплекса,   которые  связаны   с созданием   и реализацией   рыночных      видов   услуг   населению     социального     назначения ,     имеет   следующие  тенденции :

     1.  Углубление      диспропорций       в  развитии    отдельных      отраслей    и  производств,  сложившихся   в дореформенный   период.

     2. Увеличение доли производства  товаров и услуг для высокодоходных   слоев и групп   населения  .

     3.  Резкое    сокращение      доли   отдельных     составляющих        потребительского комплекса   (культуры ,   сферы   отдыха,   производства   потребительских             товаров, их   сервисного   обслуживания) . 4 .   Постоянное   снижение   массы   и   доли   потребительских       (продовольственных   и   непродовольственных)   товаров   и услуг   социального   назначения ,   предоставляемых       подразделениями       потребительского       комплекса,     происходящее      в силу   резкого  ухудшения   их   финансового   состояния,   роста  неплатежей   и   передачи   ранее   находившихся       на   их   балансе   и   передаваемых   на   балансы   местных органов     власти   или   продаваемых      частным    индивидуальным        или   коллективным   владельцам .

     5. Рост   масштабов   передачи  ведомственных   объектов  социальной             инфраструктуры      в   процессе   приватизации      коммерческим       структурам      с  изменением профиля   их   деятельности .

     6. Стремление государственных   предприятий   отраслей  материального   производства   сохранить   за   собой   имеющиеся   на   их   балансе   объекты      социального назначения      и  всемерное   желание      акционерных      обществ   и   других   рыночных структур   передать   находящиеся         в   их   собственности   объекты   социального     назначения местным властям либо  вывести их из состава общества  с преобразованием   в самостоятельные   коммерческие   юридические   лица .

     7.  Изменение   структуры   спроса  на работы   и услуги   социального   характера при   одновременном       росте   требований   к   качеству   работ   и   услуг   (прежде  всего услуг дошкольных и школьных  учреждений , услуг образования,  туризма ,  физкультуры,  спорта  и т.  д.) .

Информация о работе Потребительские комплексы хозяйства