Проблемы развития северных территорий России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение Северного экономического региона и выяснение его основных проблем, а также определение государственной политики по данной проблеме.

Задачами работы является изучение характеристики Северного экономического региона, отраслей специализации, актуальных проблем в данном регионе, а в связи с этим и ознакомление с государственной политикой, проводимой по данным проблемам.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

I. Краткая характеристика Северного экономического района…............5

1.1. Физико-географическое описание...................................................5

1.2. Население и трудовые ресурсы ......................................................9

II. Особенности и факторы развития отраслей Северного экономического региона.......................................................................................12

2.1. Развитие промышленности............................................................12

2.2 Сельское хозяйство.........................................................................23

2.3. Транспортная система....................................................................25

III. Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района ....28

IV. Государственная политика на Севере ................................................34

Заключение .................................................................................................41

Библиографический список .......................................................................43

Приложения ................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая тон.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

         Для цветной металлургии характерна  организация замкнутых технологических схем с многократной переработкой промежуточных продуктов и утилизацией отходов. В перспективе эта тенденция усилится. Одновременно расширяется производственное комбинирование, что дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию - серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и т.д.

         Размещение предприятий цветной  металлургии зависит от многих  экономических и природных условий  ( особенно сырьевого фактора) .

       Вследствие  значительной материалоёмкости цветная металлургия в целом ориентируется на сырьевые базы. При этом обогащение “привязано” к местам добычи руд цветных металлов.

         В размещении цветной металлургии  немаловажен топливно-энергетический  фактор. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к топливу и энергии, в ее составе различают топливоемкие и энергоемкие производства. Так, на получение 1 т никеля расходуется 50-55 т условного топлива , 1 т алюминия - 17-18 тыс. кВт/ч электроэнергии, магния - 18-20 тыс., титана - 20-60 тыс. кВт/ч.

         Предприятия цветной металлургии Европейского Севера производят главным образом алюминий и никель. Здесь используются сульфидные (медно-никелевые) руды - на Кольском полуострове (Мончегорск, Никель).

       Алюминиевая промышленность же использует сырьё  более высокого качества, нежели остальные отрасли цветной металлургии. На Кольском полуострове добывают нефелины - Кировское месторождение. Это комплексное сырьё.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Сельское хозяйство

          Важное место в комплексном развитии Северного района,  прежде  всего  с позиции удовлетворения  потребностей  его  населения  в  продуктах  питания, занимает  сельское  хозяйство.  Для  района  в   целом  характерна   низкая сельскохозяйственная  освоенность территории.  Сельскохозяйственные  угодья оставляют менее 2,3 процентов,  в том числе пашня -  около 1  процента площадей  района,  при неравномерном,   вследствие   природно-климатических особенностей,  распределении  по   его   территории,   95   процентов   всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и  южную  часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило  наибольшее  развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства.

           На  остальной  территории  Северного  района,  в  Мурманской   области, Карельской  республике  и  республике  Коми,  отрасль   представлена  местным сельским   хозяйством   с   ограниченной   структурой,    главным    образом   овощеводством в закрытом  грунте  и отдельными   видами   животноводства.

       Развитие  этих подотраслей сельского  хозяйства  определяется  необходимостью  удовлетворить   потребности   населения   в   мало    транспортабельных    и   скоропортящихся  продуктах  питания.  Создание,  например,  близ   Мурманска  крупного  тепличного  хозяйства   при   высокой   урожайности   выращиваемой  продукции позволяет  обеспечивать  население  этого  крупного  промышленного  центра свежими овощами местного производства круглый год. [10, с.236]

           РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного района  представлено производством зерновых  и  технических культур, картофеля,  овощей в основном на территории  Вологодской  и Архангельской  областей. Из общей  посевной  площади  района,  составляющей  около 1,3 млн.га., кормовыми культурами занято немногим менее 60  процентов,  зерновыми (рожь, ячмень, овес)  -  1/3,  картофелем  и овощами -  около 5  процентов и техническими культурами (главным образом  льном-долгунцом)  -  3 %.  Низкое  естественное  плодородие  почв,   сложные   климатические  условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур,  в  то  время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не  уступает  средне широтным районам страны.

       Основными районами – производителями продукции растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен картофель овощи. (Приложение 3)

           ЖИВОТНОВОДСТВО является ведущей  отраслью сельского хозяйства  района   и      обеспечивает     более     80%     производства     валовой сельскохозяйственной    продукцией.    Отрасль     представлена     молочным  животноводством,  развиты свиноводство  и   птицеводство.   На   территории  Мурманской и Архангельской областей, республике Коми  развито  оленеводство.

       В  сельской  местности  южной  части  района,  главным  образом  Вологодской  области,  широкое  развитие  получили  молочные  фермы,   специализированные  свиноводческие и птицеводческие хозяйства  на  промышленной  основе,  которые  характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью. [10, с.238]

           Современный  уровень  развития  сельского  хозяйства  Северного   района  обеспечивает некоторое  увеличение производства основных  продуктов  питания: мяса и  мясопродуктов, яиц, рыбы и  рыбопродуктов, овощей и бахчевых  культур.

       Однако  удовлетворение потребностей населения  в соответствии с  рациональными  нормами   питания   вызывает   необходимость   завоза   сельскохозяйственной  продукции из других районов страны.  Из  средне  широтных  и  южных  районов  страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее  молоко  и молочные продукты. 
 

2.3 Транспортная  система

       Основные   перевозки   осуществляются   тремя   видами   транспорта:

           железнодорожным, морским и речным. На  их  долю  приходится  свыше  90%  грузооборота.  Большое  развитие   получил   трубопроводный   транспорт.   В   Ухтинском  нефтепромысловом  районе  функционирует  система   нефтепроводов,  подающая сырую  нефть  на  Ухтинский  нефтеперерабатывающий  завод.  Крупный  магистральный   нефтепровод   Ярославль   -   Кириши   снабжает    Киришский  нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса  -  Ухта  - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на  переработку  на  Московский  НПЗ. 

       Два магистральных газопровода (Белоусово -  Санкт-  Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают  подачу  газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным  узлам.  С вводом  в действие в 80-е годы  магистрального  газопровода  Ухта  -Рыбинск  -  Торжок  увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также  стала  возможным  часть сибирского газа направить в  Финляндию.  Этот  газопровод,  получивший  название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл -  Пунга  -  Надым  с  газовыми месторождениями севера Тюменской области.

           Перевозки  грузов  морским   транспортом  внутри   района   относительно  невелики.  Однако  велика   роль   морского   транспорта   в   осуществлении   внешнеторговых связей как самого  района  (вывоз лесоматериалов,  апатитов,  железной руды), так и других районов страны.

           Большую роль, особенно  во  внутрирайонных  перевозках,  играет  речной  транспорт.  Грузооборот   Северного,   Беломорско-Онежского   и   Печорского  пароходств  составляет  около  20  млрд.т*км.  Во  внутрирайонных  перевозках  преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным  транспортом  значительно  увеличились после  реконструкции  в  80-х  годах  Волго-Балтийского  водного  пути.  Северный  район  слабо  обеспечен  благоустроенными   автомобильными  дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района,  где они играют  большую роль  в обслуживании  внутрирайонных  сообщений.  

       Большое значение  имеют  автомагистрали  Санкт-Петербург  -  Мурманск,  Вологда   - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

           Основу   транспортной   сети   района   составляют   железные   дороги, обеспечивающие как регулярную  внутреннюю  связь,  так  и   связь  с  другими  районами  страны. На долю железнодорожного  транспорта  приходится  около 80%  грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые  на  юг  и запад европейской части страны,  апатиты,  продукция цветной и черной  металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из  Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

           Архангельская область и  республика  Коми  слабо  обеспечены  железными   дорогами.  Многие  районы   здесь   не   имеют   железнодорожных   путей   и  обслуживаются  речным транспортом по рекам  Северная Двина, Печора,  Сухона  и Вычегда.  Главными  перевалочными пунктами  являются  Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец. [8, с.14]

           Наиболее  крупные  грузопотоки   связаны  с  лесопромышленным  освоением  района.  Древесина  к железнодорожным магистралям   поступает   из   более удаленных   лесоэксплуатационных   районов    по    рекам    и    лесовозным  железнодорожным и автомобильным путям.  В Архангельске,  Котласе,  Коряжме,  Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке  древесины.

       Погрузка   древесины   осуществляется   на   станциях   Бакарица,   Вычегда,  Архангельск, Пукса,  Микунь,  Исакогорка,  Сухона,  Вага  и  Котлас.  Лесная  продукция вывозится  в центральные и южные районы страны.

           Для    печорского    направления    характерен   большой     грузопоток  воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки  угля  являются  Инта,  Мульда  и  Воркута.  Уголь  идет  на  Череповецкий   металлургический  комбинат (около 10 млн.т в год), в  Санкт-Петербург,  Архангельск  и  другие  промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан  с  развозом  нефтепродуктов Ухтинского района.

         Важным    условием    развития    производительных    сил     Северного экономического района является новое  железнодорожное  строительство.  Здесь  построены лесовозные линии Архангельск      - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом.  В  верховьях  Печоры  построена  линия  Сосногорск  -   Троицко-Печорск.   Введены   в   эксплуатацию   новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и  Сыня  -  Усинск.

     Итак, Северный экономический район принадлежит  к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических  условиях. Однако по своему географическому  положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.  
 
 
 
 
 
 

      III Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района

     Долгое  время в среде учёных и специалистов , изучающих развитие минерально-сырьевых баз , господствовала точка зрения о том , что человечество сможет неограниченно продолжительное время добывать полезные ископаемые в нужных количествах . То есть вопрос в том , что нужно как-то учитывать исчерпаемость полезных ископаемых попросту не стоял .Считалось , что рост энерговооруженности человечества в результате научно-технического прогресса будет позволять извлекать полезные ископаемые , т.е. необходимые минералы и элементы из недр со всё более низкими их природными концентратами , со всё больших глубин в недрах , со дна морского океана , с шельфов арктических морей , вплоть до выделения из вод мирового океана . То есть считалось , что технически или экономически недоступные полезные ископаемые в настоящее время станут доступны в будущем и так - до бесконечности .

       Представление об уникальных запасах Севера возникло видимо в значительной степени потому , что в силу естественных природно-климатических трудностей здесь из выявленных месторождений выборочно осваивались лишь действительно уникальные по количеству и качеству запасов . Кроме того активное освоение минеральных ресурсов Европейского Севера продолжается относительно недолго 50-60 лет , а средний срок эксплуатации одного крупного месторождения полезного ископаемого 30-40 лет , мелкие же отрабатываются обычно за 5-15 лет . Однако за 30 последних лет в Тимано-Печорском регионе было разведано более 30 % первичных ресурсов газа и более 22 % уже отработано .Для нефти эти показатели ещё выше : разведано более 50 % , отработано более 30 % . То есть практически за такой же период нефте- и газодобыча здесь прошла периоды роста ,стабилизации и вступила в период затухания. [13]

Информация о работе Проблемы развития северных территорий России