Размещение и развитие железнодорожного транспорта Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности размещения и развития железнодорожного транспорта Украины.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны;
- рассмотреть классификацию транспортно-экономических связей и видов перевозок;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….……………..3
Научные основы развития и размещения железнодорожного транспорта ……….…………..…..4
Значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны…………………………………………………………………….……………….4
Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок…………….………...6
Развитие и размещение железнодорожного транспорта Украины………………………………....7
Истории возникновения и развития железных дорог Украины………………………………..7
Факторы, определяющие развитие и размещение железнодорожного транспорта…………...8
Современная схема железнодорожных связей ……………………………………………...10
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Украины………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

27яяяяя.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

       Стойкое развитие железнодорожного транспорта следует реализовать с соблюдением  экологических требований. За последнее 10-летие проблема негативного воздействия  транспорта в целом и железнодорожного транспорта в частности на состояние  окружающей среды приобрела глобальный масштаб. В связи с этим комиссия Европейского Сообщества (ЕС) определила транспорт как один из самых значительных источников загрязнения.

       Эта проблема особенно актуальна для  Украины, так как она по плотности  железнодорожной сети и грузонапряженности превышает много других стран 
Центральной Европы. Учитывая, что в Украине напряженно функционирует и автомобильный транспорт, эти два фактора могут значительно повлиять на экологию страны. Кроме того, большинство железнодорожных линий Украины сооружались 30-40 и более лет назад преимущественно без учета элементов экологических требований, давно исчерпали свою пропускную способность и нуждаются в модернизации.

       Кроме магистральной сети, хозяйство железнодорожного транспорта включает в себя тысячи вокзалов и грузовых дворов, большое  количество локомотивных и вагонных депо. Потому проблема экологизации железнодорожного транспорта очень важна.

       По  характеру влияния на состояние  среды железнодорожным транспортом  проблема имеет два аспекта:

  • использование транспортом природных ресурсов;
  • транспортное загрязнение среды.

       Железнодорожный транспорт влияет на экологию как  большой потребитель топливных, лесных и земельных ресурсов, минеральных  и строительных материалов. Хотя по сравнению с другими видами транспорта (особенно автомобильным), он причиняет меньше экологического ущерба [4].

       Структура негативного влияния железнодорожного транспорта на среду включает нарушение  стойкости природных ландшафтов транспортной инфраструктурой путем  развития эрозий и оползней; загрязнение  атмосферы отработанными газами; постоянный рост уровня загрязнение  земли нефтью, свинцом, продуктами выдувания  и осыпания сыпучих грузов (уголь, руда, цемент). Особенно опасны аварии на железных дорогах.

       Природоохранной деятельностью на железнодорожном  транспорте занимается отдел безопасности движения и охраны труда. Средства, связанные с улучшением экологической  ситуации, непосредственно связаны  с модернизацией железнодорожного транспорта. Особенно важен здесь  переход железнодорожного транспорта на экологически чистую электрическую  тягу. Сейчас уже эксплуатационная длина электрифицированных железных дорог составляет 40% 
(более 9тыс.км). Оздоровлению окружающей среды будет способствовать культура грузовых перевозок, т.е. переход на контейнерные перевозки и другие виды прогрессивных методов доставки продукции. Сущим бедствием для экологии являются аварии на грузовых поездах. Безаварийность перевозок – главная задача железнодорожного транспорта.

       Реализация  мер по снижению негативного воздействия  железнодорожного транспорта на окружающую среду, вместе с налаживанием эффективной  природоохранной деятельности на других видах транспорта, может значительно  улучшить экологическую ситуацию в  Украине.

       Также, значительной современной проблемой  является установление закономерностей  между развитием железнодорожного транспорта страны, с одной стороны, и развитием производительных сил, ростом численности населения, урбанизацией, социальным и экономическим прогрессом, ростом материальных и культурных потребностей населения - с другой. То есть, при исследовании и прогнозировании развития отрасли необходимо анализировать все взаимосвязи между промышленным, сельскохозяйственным производством, торговлей и транспортом. По мнению специалистов , на существующем этапе государственного строительства любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления в финансово-кредитной системе к реальному успеху не приведут, если не совершенствовать  и не развивать транспортную отрасль с опережением. Поэтому правительство Украины одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта Украины до 2020 года, которая предусматривает улучшение безопасности движения и экологических показателей деятельности железнодорожной отрасли, привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности этого вида транспорта [3].

       Также правительство утвердило Государственную  целевую программу реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2015 гг. Реализация данной программы позволит повысить эффективность железнодорожной  отрасли, оптимизировать организационную  структуру и повысить уровень  социальных стандартов для работников железнодорожного транспорта. Кроме  того, согласно принятому документу, создаются организационно-правовые, экономические и технико-технологические  предпосылки для интеграции железнодорожного транспорта Украины в европейскую  и мировую транспортные системы.

         Таким образом, железнодорожный транспорт, как любая сложная система, постоянно изменяется, приобретает новых качественных пределов. Динамика его развития полностью соответствует экономическому и политическому состоянию страны. Период становления и развития рыночных отношений в Украине сопровождается сложными социально- экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в экономике, что, как известно, отразилось на системе железнодорожного транспорта Украины. В этой связи дальнейшее развитие железнодорожного транспорта должен базироваться на принципах постоянства. Отдельные показатели его функционирования должны изучаться и прогнозироваться с использованием методов системного подхода, т.е. с учетом влияния каждого фактора не изолированно, а в комплексном их взаимодействии [5]. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Он в силу своей надежности, регулярности, возможности перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий, малой степени воздействия на окружающую среду (по сравнению с другими видами транспорта), небольшой энергоемкости перевозочной работы (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем на автотранспорте) широко используется как во внутренних, так и в международных связях.

       За  характером перевозок железнодорожный  транспорт делится на пассажирский и грузовой. Зависимо от роли выполняемой  работы различается железнодорожный  транспорт общего и ведомственного пользования. За видами связи и характером обслуживания различают международные  и внутригосударственные железнодорожные  связи (для транспорта общего пользования).

       К основным факторам, влияющих на формирование транспортной сети, в том числе  и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление  и мощность основных внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических  связей, размещение городов и административных центров.

       Геополитическое положение Украины определяет в  настоящее время и в обозримом  будущем ключевую роль именно железнодорожного транспорта в подъеме экономики страны. Через территорию Украины должен быть проложен ряд транспортных магистралей, которые будут обеспечивать эффективную реализацию международных транспортно-экономических связей нашей страны и транзитных перевозок.

       На  сегодняшний день правительство утвердило Государственную целевую программу реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2015 гг. Реализация данной программы позволит повысить эффективность железнодорожной отрасли, оптимизировать организационную структуру и повысить уровень социальных стандартов для работников железнодорожного транспорта. Кроме того, согласно принятому документу, создаются организационно-правовые, экономические и технико-технологические предпосылки для интеграции железнодорожного транспорта Украины в европейскую и мировую транспортные системы.

       Стойкое развитие железнодорожного транспорта следует реализовать с соблюдением  экологических требований. За последнее 10-летие проблема негативного воздействия  транспорта в целом и железнодорожного транспорта в частности на состояние  окружающей среды приобрела глобальный масштаб. В связи с этим комиссия Европейского Сообщества (ЕС) определила транспорт как один из самых значительных источников загрязнения.

       Эта проблема особенно актуальна для  Украины, так как она по плотности  железнодорожной сети и грузонапряженности превышает много других стран 
Центральной Европы.

       Таким образом, железнодорожный транспорт, как любая сложная система, постоянно  изменяется, приобретает новых качественных пределов. Динамика его развития полностью соответствует экономическому и политическому состоянию страны. Период становления и развития рыночных отношений в Украине сопровождается сложными социально- экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в экономике, что, как известно, отразилось на системе железнодорожного транспорта Украины. В этой связи дальнейшее развитие железнодорожного транспорта должен базироваться на принципах постоянства. Отдельные показатели его функционирования должны изучаться и прогнозироваться с использованием методов системного подхода, т.е. с учетом влияния каждого фактора не изолированно, а в комплексном их взаимодействии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

       1. Голиков А.П., Олейник Я.Б. Вступление к экономической и географической экономике: учебник – К.: Лыбидь, 2000. – 372с.

       2. Заставный Ф.Д. География Украины: учебник. – Л.: Свет, 2000. – 421с.

       3. Скрипченко Н. М.  Перспективы   устойчивого развития железнодорожного транспорта Украини как сложной системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekuzt.gov.ua/sekcziya-1/61-perspektivi-stalogo-rozvitku-zalznichnogo-transportu-ukrani-yak-skladno-sistemi-.html

       4. Петренко Е.А. Реформирование железнодорожного транспорта Украины - сравнение с европейским опытом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekuzt.gov.ua/sekcziya-1/57-reformirovanie-zheleznodorozhnogo-transporta-ukrainy-sravnenie-s-evropejskim-opytom.html

       5. Носик Е.А. Кабмин принял Стратегию  развития железнодорожного транспорта  на десять лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://for-ua.com/ukraine/2009/12/16/144501.html

Информация о работе Размещение и развитие железнодорожного транспорта Украины