Железнодорожный транспорт Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена структура размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей.

Содержание

Введение.
1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.
2. История возникновения и развития железных дорог Украины.
3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.
4. Современная схема железнодорожных связей.
5. География основных железнодорожных магистралей.
5.1. Донецкая железная дорога.
2. Приднепровская железная дорога.
3. Южная железная дорога.
4. Юго-Западная железная дорога.
5. Львовская железная дорога.
6. Одесская железная дорога.
6. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Железнодорожный транспорт Украины.doc

— 318.00 Кб (Скачать)
 

 

    Курсовая работа: страниц – 37, таблиц – 11, картосхем  – 7, использованных источников – 18. 

    Железнодорожный транспорт, транспортная система, железные дороги, экономические связи, классификация, виды перевозок, схема, железнодорожные  связи, магистрали, метрополитены, грузопотоки, пассажирооборот, проблемы развития, проблемы, география, эксплуатирована, транспортный поток, территория, дорога, обслуживает, станции, грузы, отправляются, грузооборот, внутридорожный грузооборот, экспортные грузы, железнодорожный узел, состав, пригородные, перевозки, пассажиры, вагоны, поезда, направление, промышленный узел, линия, сеть, транзит, эксплуатационная длина, электрическая тяга, электрифицированные железные дороги. 

    В курсовой работе рассмотрена структура  размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей.

 

    Содержание

   Введение.
  1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.
  2. История возникновения и развития железных дорог Украины.
  3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.
  4. Современная схема железнодорожных связей.
  5. География основных железнодорожных магистралей.

5.1.   Донецкая железная дорога.

    1. Приднепровская железная дорога.
    2. Южная железная дорога.
    3. Юго-Западная железная дорога.
    4. Львовская железная дорога.
    5. Одесская железная дорога.
  1. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.

    Заключение.

    Список литературы.

    Приложение 1.

    Приложение 2. 

3 

4 

6 

8

11 

13

13

16

19

21

23

25 

27

29 
 

32

36

37

 

 

    Введение

    Транспорт (от латинского transporto – переношу, перемещаю) вслед за добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

    В широком смысле слова современный транспорт – это крупный и сложный комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные отрасли различные виды так называемого магистрального транспорта, а также городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной взаимозависимости и оказывают существенное влияние как на перевозочный процесс, так и на конечные технико-экономические результаты деятельности.

    Слаженность, взаимодействие всех видов транспорта позволяет говорить о единой транспортной системе Украины, которая выступает в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства, способствующей объединению всех экономических районов страны в единый хозяйственный комплекс и комплексному развитию каждого экономического района. От степени развития и эффективности работы транспорта зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей народного хозяйства и предприятий, своевременность межотраслевых и межрайонных поставок разнообразной  продукции.(Прил.1, табл. 1,2)

    В современных рыночных условиях к  транспортной системе Украины предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортной коммуникаций страны должно отвечать требованиям европейской интеграции.

 

     1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины

    Единая  транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный); водный (морской, внутренний водный); воздушный. Некоторые из них играют важную роль в международных экономических и пассажирских связях (морской, воздушный), другие обслуживают в основном внутренние связи.

     Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям.

     Железнодорожный транспорт играет решающую роль в  единой транспортной системе страны, значительно влияя на экономические  связи между производителями  и потребителями продукции, областями и экономическими районами Украины, с зарубежными странами.

     Широкое использование железнодорожного транспорта во внутренних и в международных  связях основано на его отличительных  свойствах: надежности, регулярности, возможности перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий, малой степени воздействия на окружающую среду (по сравнению с другими видами транспорта), небольшая энергоемкости перевозочной работы (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем на автотранспорте)

     Железнодорожный транспорт Украины по общей длине  путей (23тыс.км.) занимает четвертое  место в мире (после США, России, Канады). При этом 45% из них — электрифицированы.

     По  грузообороту он выполняет основные объемы перевозок – 40-50% (даже в год наибольшего спада – 1997 – свыше 40%), а по пассажирообороту является неоспоримым лидером - на него приходится 50-70% общего объема перевозок. (по данным стат. Бюллетеня за 1997 г.).

       По объемам перевозок Украинские железные дороги занимают 4-е место на Евразийском континенте (после Китая, России и Индии) и 6-е в мире.

     Перевозочная  работа, осуществляемая на железных дорогах  Украины, почти равна объему, выполняемому железными дорогами стран ЕС вмести взятыми (Прил.1, табл.3). Из данных таблицы видно, что развернутая длина железнодорожных линий указанных европейских стран превышает существующую в Украине в 4.2 раза, уровень перевозок грузов на одного жителя в Украине в 3.3 раза выше их суммарного значения по данным странам. Это говорит о более высокой грузонапряженности и интенсивности железных дорог Украины по сравнению с европейскими. Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток-Запад, Балтика-Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30, берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска-Львов-Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65, и создает возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

     С вхождением Украины в европейское  экономическое пространство с увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок, значение железнодорожного транспорта возрастает.

     Железнодорожные пути сообщения вместе с другими  видами транспорта образуют территориальные  соединения путей, технических средств  и служб перевозок, включающие все виды взаимодействующего транспорта. В транспортной системе Украины железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с автомобильным транспортом (с трассой Харьков-Ростов на Дону, шоссе Харьков-Севастополь и др.), речным (с портами на Днепре, Десне, Дунае), морским (в портах Одесса, Николаев, Херсон) и другими видами транспорта. Скоординованность действий всех видов транспорта обеспечивает эффективные блоковые, смешанные связи, в которых растет роль контейнерных перевозок как самого прогрессивного способа доставки продукции.

     Имея  выгодное географическое положение, грузоотправители из ближнего и дальнего зарубежья  традиционно отправляют свои грузы  через территорию нашей страны, причем основная их доля идет именно в направлении  портов.

     Основной транзитный поток через Украину поступает из 3-х стран: Россия — 55% в структуре транзита грузов через Украину; Казахстан — 42%;  Беларусь — 3%. При этом почти 95% транзитных потоков входит в Украину через железнодорожные переходы.

2. История возникновения и развития железных дорог Украины.

     Современная конфигурация железнодорожной сети Украины сформулировалась в основном еще до Первой мировой войны, перед  которой протяженность железнодорожных  магистралей (без Западной Украины) составляла 156 тыс.км. На территории Украины первая железная дорога Львов-Перемишль была постоена в 1861 году. В 1865г. появилась железная дорога Балта-Одесса, которую на протяженни 1868-1870 годов было продлено до Москвы (через Кременчуг и Киев).

     В конце ХIХ – начале ХХ столетия в Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье была сооружена сеть узкоколейных железнодорожных линий, пролегающих в основном от значительных лесных массивов до центров переработки леса.

     В годы Советсвкой власти развитие железной дороги на Украине получило новый  импульс. В 40-ые (довоенные) годы основной объем строительства новых железных дорог и коренная реконструкция действующих магистралей сосредоточилась в первую очередь в напрвлениях Донбасс-Центр СССР и Донбасс-Криворожье, Киев-Львов-Чоп с выходом на Москву и некоторых других. Большой объем перевозок донецкого угля на север требовал улучшения транспортных условий. И в 1937 году было завершено сооружение и реконструкцию железнодорожной ветки Донбасс-Москва общей длиной почти 1200 км. в том числе на новом участке Несвитай-Валуйки (380 км.). Проложены и другие (кое-где третьи) пути, реконструировано земельное полотно, улучшен профиль и уменьшена кривизна поворотов. Построена также железная дорога Херсон-Харьков.

     В полсевоенный период темпы строительства  новых железнодорожных путей уменьшились, было проложено только 5 тыс. км., более того, некоторые магистрали (например, Львов-Бережаны-Потутори и др.), а также значительная часть лесовозных железных дорог прекратила свое существование.

     В советские годы начался ускоренный перевод железнодорожного транспорта Украины на прогрессивные методы тяги-электоровозную и тепловозную. С 1957 года выпуск паровозов в стране прекратился.

     В 1960 году в Украине появилась новая  разновидность магистрального железнодорожного транспорта – метрополитен. В Киеве в конце 1960 года была сдана в эксплуатацию первая очередь метро – чрезвычайно сложного инженерного комплекса. Позже, 23 августа 1975 года, на территории Украины начал действовать второй метрополитен – в городе Харькове.

     В 70-ых и 80-ых годах построена железная дорога Полтава-Киев-Брест, Курск-Харьков-Ростов, развернулось строительство железных дорог в Донбассе, Приднепровье, Криворожье, что способствовало развитию промышленности в этих районах. В 1987 году эксплуатационная длина железных дорог уже составляла 22.7 тыс. км. (в 1913 году – 15.6 тыс. км.). Эксплуатационная длина железных дорог СССР – 146.1 тыс. км.

     Украина занимала одно из первых мест в СССР по плотности железнодорожной сети (37.7 км. на 1000 км² территории). Часть  УССР в перевозе грузов железнодорожным транспортом страны в 1988 году составляла 25.2%, в грузообороте – 12.8%. Часть грузооборота железнодорожного транспорта в общем грузообороте Украинской ССР составляла 53.3%, пассажирооборота – 40.8%. В среднем на 1 км эксплуатационной длины железной дороги приходилось 22.2 млн.т./км. и 3.2 млн. пассажиро-километров (Прил.1, табл. 4).

     Современный железнодорожный транспорт на 40% электрофицирован, двух – и многопутейные участки составляют почти треть эксплуатационной длины.

     3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок

     Транспортно-экономические связи различают по видам транспорта, грузам, размерам территории. Они могут быть международными, межрегиональными и внутренними. Размещение транспортно-экономических связей зависит от уровня развития стран и может меняться под влиянием общественно-политической, ситуации в мире.

     По характеру перевозок железнодорожный транспорт делится на пассажирский и грузовой. Зависимо от роли выполняемой работы различается железнодорожный транспорт общего и ведомственного пользования. Железнодорожный транспорт общего пользования соединяет отдельные регионы и страны мира, обеспечивает связи между производителями, потребителями и пассажирские перевозки. Железнодорожный ведомственный транспорт  (транспорт предприятий и организаций) перевозит сырье, материалы и другие виды продукции внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства.

Информация о работе Железнодорожный транспорт Украины