Железнодорожный транспорт Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена структура размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей.

Содержание

Введение.
1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.
2. История возникновения и развития железных дорог Украины.
3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.
4. Современная схема железнодорожных связей.
5. География основных железнодорожных магистралей.
5.1. Донецкая железная дорога.
2. Приднепровская железная дорога.
3. Южная железная дорога.
4. Юго-Западная железная дорога.
5. Львовская железная дорога.
6. Одесская железная дорога.
6. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Железнодорожный транспорт Украины.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     В последние годы более рационально используется 397-километровый широкий путь (1520 мм), которая соединяет Украину с Польшей. Ее проложили от станции Изов (Волынь) до Катовиц (Польша) в 1978 г., но использовался он в основном в стратегических потребностях. Осенью 1994 года его "рассекретили" - управление Львовськой железной дороги совместно с польскими железнодорожниками организовали ознакомительную поездку по ней бизнесменов, экспедиторов, руководителей предприятий Украины, России, Молдовы и других стран. Они ознакомились с кратчайшим путем для перевозки в больших объемах грузов, не перегружая их на украинском-польской границе на европейский путь, причем быстро и качественно. Теперь по этому пути в Польшу поступает украинская руда, а от соседей - уголь и другие грузы. Этот широкий путь становится своеобразной транспортной артерией для делового сотрудничества между странами Востока и Запада.

     За годы независимости Украины, несмотря на экономические проблемы, железная дорога ритмично работала, развивалась, успешно обеспечивала перевозки народнохозяйственных грузов ипассажиров. Сделан значительный шаг вперед относительно ее технического развития. Так, в течение 1994-1996 гг на магистрали состоялось интенсивное внедрение автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс-2", что значительно повысило культуру обслуживания пассажиров. Теперь нет очередей возле билетных касс не только на вокзалах Львова, Ровно, Ивано-Франковская, Черновцов, Тернополя, но и многих других городов, хотя пассажиропоток не уменьшился. Ведь для оформления одного проездного документа тратится в 4 раза меньше времени, чем раньше, так как все операции выполняет автоматика "Экспресс-2". Реставрация и обновление вокзалов - многоплановая, кропотливая деятельность коллектива на протяжении 1995-2001 гг, ведь город начинается с вокзала - это его лицо, визитная карточка. От его вида складывается первое впечатление о железной дороге, городе, его руководителях. Поэтому железнодорожники и старались на протяжении этих лет привести дворцы современный, привлекательный, соответствующие европейским требованиям. Кто побывал на станциях Черновцы, Ивано-Франковск, Коломыя, имел возможность полюбоваться красотой их помещений, обновленными привокзальными площадями, хорошо вымощенными платформами. Высококачественной отремонтировано и путевое хозяйство на этих станциях. В обновленную панораму красиво вписались также старинные вокзалы. Железнодорожные строители капитально отремонтировали, реставрировали. Теперь они поражают не только своей старинной архитектурой, но и украшениями, комфортом, созданием на европейском уровне условий для быстрого и культурного обслуживания пассажиров. Приятно, что на торжествах по случаю открытия упомянутых станционных комплексов принял участие Президент Украины Леонид Кучма, который высоко оценил труд наших железнодорожников.

     В декабре 2000 года глава государства побывал и на приграничной станции Чоп и строителей, железнодорожников, которые добротно, по европейским стандартам отремонтировали станционные помещения, вокзал, его площадь и платформы. Эта пограничная станция является без преувеличения, визитной карточкой Украины, лучшей, нежели имеют соседние государства. Тогда же Л. Д. Кучма отдал должное и городке, построенного железнодорожниками в Чопе для одиноких ветеранов войны и труда. Это 16 четырехквартирном коттеджей, актовый зал, столовая, медпункт. Здесь ветеранам-железнодорожникам прекрасные условия для проживания, отдыха и оздоровления. Между прочим, подобного ветеранского городка нет ни на одной другой магистрали Украины. За годы независимости Украины железная дорога обновила, создала прекрасные условия для пассажиров вокзалов в Галиче, Рогатине, Киверцах и многих других городах, и в частности на электрифицированных участках. В 1998 году сдали в эксплуатацию новый красавец вокзал в Великом Березном, что на Закарпатье, в августе 2000 стотысячная шахтерский городок Червоноград получило от львовских железнодорожников памятный подарок - новый современный вокзал. 2000 год был памятным для железной и тем, что была проведена реконструкция локомотивного депо Мукачево, моторовагонного депо Львов, осуществлено 457 км капитального ремонта путей. Это была "толока", в которой настоящий трудовой героизм, совместно с нашими путейщиками, строители эксплуатационщиками и путейщики железных дорог Украины, которые своими силами капитально отремонтировали 280 км путей. Переход на рельсы рыночных отношений характерен и реформированием управления железнодорожным транспортом, усовершенствованием экономических отношений магистрали с клиентурой, пользующейся транспортными услугами. По-новому стараются работать службы, ставшие хозрасчетными. Теперь они беспокоятся о том, чтобы подчиненные им предприятия надежно работали, но и занимались подсобно-вспомогательной деятельностью, зарабатывая деньги на зарплату и другие нужды. Кстати, в 2000 г. подразделения железной получили 35100000 грн. дохода при задании 25,6 млн грн.

     Рыночная экономика диктует и новый подход к подготовке кадров массовых профессий, специалистов со средним и высшим техническим образованием. Квалифицированные кадры для железной дороги готовит Львовский факультет Днепропетровского технического университета железнодорожного транспорта, который открыт в 1996 году Уже состоялся первый выпуск - в 2001 году более 90 юношей и девушек получили дипломы этого вуза. Более полувека готовит специалистов средней квалификации Львовский техникум железнодорожного транспорта и его Черновицкий филиал. Ежегодно они вручают дипломы почти 300 юношам и девушкам по восьми специальностям. Кадры массовых профессий по 16 специальностям готовят три профтехучилища - Львовское, Здолбуновское и Черновицкое. Эти учебные заведения имеют хорошую учебную базу и высококвалифицированных педагогов. В ноябре 1998 года наводнение, разлив Тисы и других рек на Закарпатье нанесли огромные потери путевому хозяйству Львовской железной дороги и разрушили жилье железнодорожников. Но их не оставили в беде. На средства железной дороги было построено для потерпевших 42 индивидуальных дома со всеми удобствами. Страшная беда на Закарпатье повторилась и в марте 2001 года Это наводнение было более масштабным, разрушительным. Железной дороге оно нанесло убытки более чем на 40 млн грн. , снесло более 80 домов железнодорожников. Это горе помогли нашей магистрали все железные дороги Украины, оказав помощь средствами, материалами, а также и в возведении жилья для пострадавших от наводнения. Совместными усилиями к дню Независимости Украины 87 семьям железнодорожников вручили ключи от построенных домов. Железная дорога имеет хорошо оснащенную сеть медицинских учреждений, которые постоянно находятся в центре ее внимания и всячески материально. Несмотря на сложное материальное положение, 18 больниц и 17 поликлинических отделений, непосредственно функционирующих на магистрали, не только сохранены, но и расширены. Так, в Ужгороде, Черновцах на средства железной дороги построили поликлиники, в Ковеле - оздоровительный комплекс при узловой больницы, многие из больниц оснастили современным медицинским оборудованием. А в 1999 году в Чопе сдали в эксплуатацию узловую больницу, которая по своему комфорту и современному медицинскому оборудованию считается одной из лучших. Изменила свое лицо и клиническая больница железной. Здесь проведены реконструкция и ремонтные работы ряда отделений по европейским стандартам, оснащена новейшим медицинским оборудованием, открыт современный центр здоровья женщины, лапароскопическое отделение, в котором проводят операции без скальпеля. К услугам железнодорожников и членов их семей есть три пансионата - "Львовский железнодорожник", "Галичина" и "Лесная песня". Они находятся в чудесных уголках Украины. Санаторно-курортное лечение работники магистрали имеют возможность проводить на местных курортах в Трускавце, Моршине, Любене Большом, где в свое время на средства железной дороги были возведены корпуса и переданы в ведомство курортоуправления. Благодаря этому на каждый заезд выделяют соответствующее количество путевок Железнодорожники оплачивают всего 20% стоимости путевки. Улучшают свое здоровье труженики магистрали и на курортах Закарпатья и Крыма. Только в 2000 году оздоровлено почти 7 тыс. железнодорожников, а около тысячи прошли курс лечения на курортах. Имеет железная и пять детских оздоровительных лагерей: "Орленок" (Теребовля), "Зарница" (Моршин), "Трембита" (Циганивцы, "Экспресс" (Александрия) и "Спутник" (Брюховичи). Если за экономических трудностей подавляющее большинство ведомственных детских оздоровительных лагерей не работает, то железнодорожные - все действующие. Ежегодно в них отдыхает свыше 3 тыс. детей железнодорожников.

     Железная дорога выделяет немалые средства на содержание и ремонт культурнопросветительских учреждений, а также на пополнение фонда библиотек. Так, в 1996 году был осуществлен по европейским стандартам капитальный ремонт Львовского Дворца железнодорожников, где в мае 1999 года состоялось событие европейского уровня - саммит Президентов Центральной Европы.

     Под эгидой магистрали работает и дорожный спортивный клуб "Локомотив" и еще несколько спортивных клубов на железнодорожных узлах, где воспитали немало известных спортсменов, вписавших славные страницы в спортивную историю Украины и теперь добивающихся призовых мест на международных соревнованиях. Это, в частности, воспитанники Львовского, Коломыйского спортивного клуба "Локомотив". Кстати, в просторном, современном физкультурно-спортивном клубе на станции Коломыя созданы все условия для занятий тяжелоатлетов, боксеров, спортивной гимнастики, есть и комнаты отдыха. Гордостью, как и всех железнодорожников, являются выдающиеся достижения боксера, мастера спорта международного класса Андрея Федчука, который в 2001 году стал бронзовым призером на Олимпийских Играх в Сиднее. Это первый "локомотивщик", достигший такой вершины на спортивном олимпе. В будущем Львовской железной дороги планирует создать скоростной европейский путь (1435 мм) на участке Львов-Мостиска-Медика протяженностью 84 км, а также международный вокзал во Львове. Прокладка такого пути дала бы возможность быстро и без задержек на замену вагонных тележек курсировать поездам на запад и обратно. Эта идея встретила поддержку и у руководства железных дорог Польши, Львовской областной госадминистрации.

     Дорога  обеспечивает выход с территории Украины на запад – через пограничные  станции Чоп, Мостиска и Брест  – потока экспортных грузов. Менее  существенна роль дороги в местных  грузовых перевозках.

     Густая  железнодорожная сеть в западных областях Украины сложилась до воссоединения их с Советской Украиной. Но это были в основном технически слабооснащенные и малозагруженные линии. В советский период коренным образом реконструировали основную железнодорожную магистраль Западной Украины: Ровно-Львов-Стрый-Чоп, обслуживающую основной поток внешнеторговых грузов Украины, Чехией, Словакией, Венгрией и Австрией. Эта магистраль электрифицирована. Были сооружены также железнодорожные выходы из Львовско-Волынского бассейна на север (Ковель и Луцк) и юг (в сторону Львова), обеспечившие вывоз львовско-волынского каменного угля (местное топливо) в соседние области Украины и Белоруссии. Электрификация железнодорожного участка Львов-Мостиска 2 позволила создать еще одну Трансевропейскую магистраль: Москва-Киев-Львов-Краков-Варшава.

     Для местных перевозок используются линии Львов-Самбор-Ужгород, Львов-Ивано-Франковск-Коломыя  (по этой линии идет поток львовско-волынских углей на Бурштынскую ГРЭС) и Дрогобыч-Стрый-Тернополь. Часть станций и линий Львовской дороги малодеятельна и по мере развития автомобильного транспорта, особенно в связи с распространением автопоездов, должна закрываться, так как эксплуатация их неэффективна.

     Большое место в грузообороте Львовской  дороги занимают экспортные грузы, следующие транзитом в европейские страны. Среди этих грузов преобладают железная руда, каменный уголь, нефтепродукты, кокс, черные металлы, хлебные и лесные грузы.

     Во  внутридорожном грузообороте главную  роль играют каменный уголь, в основном из Львовско-Волынского бассейна и частично из Донбасса, минеральные строительные материалы, нефтепродукты, черные металлы, машины, зерно, мука и сахарная свекла. В отправлении грузов резко доминируют каменный уголь Львовско-Волынского бассейна, нефтепродукты и минеральные строительные материалы. Отправляются также лесные из карпатских и полесских областей, сахарная свекла и машины главным образом из Львова.

     Крупнейшими станциями прибытия грузов являются станции Чоп и Мостиска, выполняющие  операции с экспортными грузами, а также станции Дрогобыч, Надворная, Добротвор, Львов и Ровно. Большое количество грузов отправляют станции Иванче, Селец и Горняк (каменный уголь), Здолбунов, Николаев и Клесов (минерально-строительные материалы).

     Пассажирские  перевозки дороги невелики. Наиболее значительный центр отправления дальних и особенно пригородных пассажиров – Львов.

     Территория, обслуживаемая Львовской дорогой, отличается высокой густотой автомобильных  дорог с твердым покрытием. Однако плотность их не везде одинакова: она крайне невелика в Полесье и Карпатах и чрезвычайно высока в Прикарпатье. Крупным центром автомобильных дорог является Львов, соединенный автомобильными магистралями через Луцк и Ковельс Брестом, через Броды, Дубно и Ровно с Житомиром и Киевом, через Тернополь с Хмельницким и Винницей, через Ивано-Франковск, Коломыю и Черновцы с Бельцами и Кишиневом, через Самбор с Ужгородом и через Стрый с Мукачевом.

     5.6. Одесская железная  дорога

     Одесская железная дорога - важная составляющая единого транспортного конвейера юго-запада Украины и является важнейшей составной частью железнодорожного транспорта государства. На ее долю приходится почти 20% грузооборота, более 16% пассажирооборота железных дорог страны. Железная дорога пролегает по территории шести областей: Одесской, Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой. Главная особенность Одесской железной дороги - ее приморское и пограничное положение. В регионе Одесской железной дороги расположены большие морские и речные порты. Сеть железных дорог формировалась здесь под большим влиянием приморского географического положения обслуживаемой ею территории. Таким образом, обеспечиваются внешние транспортно-экономические связи с более чем 70 странами мира.

     Одесская железная дорога - важная составляющая единого транспортного конвейера юго-запада Украины, а также является важнейшей составной частью железнодорожного транспорта государства. На ее долю приходится почти 20% грузооборота, более 16% пассажирооборота железных дорог страны. Железная дорога пролегает по территории шести областей: Одесской, Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой. Главная особенность Одесской железной дороги - ее приморское и пограничное положение. В регионе Одесской магистрали расположены крупные морские порты: Одесский, Ильичевский, Николаевский, Херсонский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Ренийский, Южный, Октябрьский, а также речные порты: Черкасский, Херсонский, Николаевский. Здесь действует международная паромная переправа по трем направлениям: Ильичевск-Варна, Ильичевск-Поти, Ильичевск-Батуми. Таким образом обеспечиваются внешние транспортно-экономические связи с более чем 70 странами мира.

     Одесская магистраль постоянно ищет возможности для развития технической базы, продолжения электрификации железной дороги, обновления путевого хозяйства, улучшения сервисного обслуживания пассажиров, а также для поддержки объектов социальной инфраструктуры. Коллектив Одесской железной решает актуальные задачи по эффективному использованию производственных мощностей, обеспечение технико-технологического перевооружения, а, следовательно, и по повышению безопасности движения поездов, ускорению доставки пассажиров и грузов. Реализация программ развития железной отражена в реальных делах. Особое внимание уделяется осуществлению государственных и отраслевых программ развития железнодорожного транспорта. В частности, во исполнение Указа Президента Украины "О решении Совета Национальной безопасности и обороны Украины от 11 апреля 2000 года" О состоянии железнодорожного транспорта Украины и меры по обеспечению его эффективного функционирования ", в 2000 г. была проведена аттестация руководителей всех уровней, разработана программа по оздоровление финансового состояния, снижение дебиторской и кредиторской задолженности. За выполнением этих показателей установлен ежедневный контроль, что дало значительное улучшение результатов работы. Разработаны и действуют программы, дающие снижение энергоемкости железной дороги, практически не существует посреднических структур, вместе с правоохранительными органами на транспорте проводится неуклонная борьба с правонарушителями и расхитителями. За своевременную и в полном объеме выплату налогов в бюджет, Одесскую железную отмечено налоговой администрацией Украины. Установлен контроль за выполнением Постановления Кабинета Министров Украины от 2.06.1998 г. № 769 "О мерах государственной поддержки железнодорожного транспорта":

Информация о работе Железнодорожный транспорт Украины