Железнодорожный транспорт Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена структура размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей.

Содержание

Введение.
1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.
2. История возникновения и развития железных дорог Украины.
3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.
4. Современная схема железнодорожных связей.
5. География основных железнодорожных магистралей.
5.1. Донецкая железная дорога.
2. Приднепровская железная дорога.
3. Южная железная дорога.
4. Юго-Западная железная дорога.
5. Львовская железная дорога.
6. Одесская железная дорога.
6. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Железнодорожный транспорт Украины.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Интенсивность пассажирских перевозок по дороге близка к среднесетевой. Перевозки пассажиров по направлениям сильно колеблются. Очень большой поток транзитных пассажиров следует в Крым и по линии Лозовая-Запорожье-Мелитополь-Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии, Севастополя, Евпатории и обратно. Дорога выполняет значительные пригородные пассажирские перевозки, особенно в Днепропетровском железнодорожном узле.

     Приднепровская  дорога тесно взаимодействует с  Днепровским речным путем, который  в пределах дороги имеет два крупнейших порта: Нижнеднепровск (Днепропетровск) и порт в Запорожье. Через эти порты в смешанном железнодорожно-водном сообщении следуют каменный уголь, железная руда, минерально-строительные материалы и зерновые грузы.

     Взаимодействие  дороги с морским транспортом  осуществляется через Бердянск – порт Азовского моря и крымские порты – Евпаторию, Севастополь, Феодосию и Керчь. Объемы перевалки грузов с железных дорог на морской транспорт и обратно в этих портах сравнительно невелики.

    5.3. Южная железная дорога.

     Географическое положение и конфигурация направлений и участков Южной железной определяют ее большое транзитное значение. Она связывает Донбасс со столицей Украины и западными областями, находится на главном пассажирском ходу Север - Крым – Кавказ. Железная дорога осуществляет транспортное обслуживание предприятий и населения семи областей Украины: Харьковской, Полтавской, Сумской, Кировоградской, Черниговской, Луганской, Донецкой; стыкуется с Юго-Западной, Донецкой, Приднепровской, Одесской и Юго-Восточной (РФ) железными дорогами.

     Крепко удерживая позиции ведущего перевозчика грузов и пассажиров в регионе, Южная железная дорога является «пионером» во внедрении новейших и прогрессивных технологий, в том числе энергосберегающих и экологически чистых. Например, на станции Залютино для отопления производственно-бытовых помещений в 2006 г. впервые в Украине была смонтирована теплонасосную установку, которая использует тепло земли (сегодня перенимать опыт сюда приезжает множество делегаций), в дорожном санатории имени Н. Гоголя в Миргороде эксплуатируется гелиостанцию, а в г. Люботин работает самый современный в регионе стационарный мусороперерабатывающий комплекс.

     И наиболее масштабный проект, реализация которого имеет огромное значение во всех аспектах - экологическом, экономическом, геополитическом,-это электрификация основных грузонапряженных направлений. В 2007 г. на Южной железной дороге были достигнуты крупнейшие за последние 20 лет темпы и объемы электрификации, благодаря чему был переведен на электротягу весь направление Харьков - Киев. Тем самым были созданы технико-экономические предпосылки для продолжения международного транспортного коридора № 3, то есть Украина получила весомые конкурентные преимущества на рынке транспортных услуг по перевозке транзитных грузов в направлении Восток - Запад и Запад - Восток. Перевод поездов с тепло-на электротягу позволило в 2008 году снизить затраты на закупку энергоносителей на сумму около 40 млн. грн.

     28 октября 2008 был введен в эксплуатацию электрифицированный участок от ст.Кременчуг со ст. Користовка и, таким образом, сделан первый, очень важный шаг в комплексной модернизации направления Полтава - Кременчуг - Бурты - Користовка, завершение которой позволит грузопотоками уже электрифицированного «широтного хода» получить выход к Черноморских портов, а также разграничить грузовое и пассажирское движение. Реализация этой программы - один из главных факторов утвержденной Постановлением Кабмина в феврале 2008 года Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу.

     Задолго до решения УЕФА о проведении чемпионата Евро-2012 в Украине на Южной железной дороге началось внедрение европейских стандартов, прежде всего, в сфере пассажирских перевозок. В частности, еще в 2000 году была начата работа по реконструкции вокзалов, на которых для максимального комфорта пассажиров предусмотрено предоставление широкого ассортимента услуг. Большой резонанс в Харьковской области вызвало открытие после реконструкции (с использованием новейших строительных технологий) вокзала в Чугуеве 9 августа 2008. Его "изюминка"-галерея репродукций картин И. Репина, который родился и долгое время жил в Чугуеве. Обновленный вокзал высоко оценили и жители Чугуева, и специалисты-строители, и искусствоведы, и региональные власти. Губернатор Харьковской области А.Б. Аваков, в частности, отметил, что такого уровня вокзала он не видел даже в Европе.

     Украинские пассажиры и гости Евро-2012 оценят также комфорт нового подвижного состава. Только в 2008 г. железная дорога приобрела 35 новых пассажирских вагонов, в том числе еще один специализированный вагон для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями, и 6 рельсовых автобусов.

     Для повышения качества обслуживания пассажиров на Южной, впервые на «Укрзализныци», введено в эксплуатацию автоматизированная система резервирования мест через Интернет. Система внедрена в кассах вокзалов Харьков-Пассажирский, Лосево-2, Харьков-Левада, Кременчуг, Полтава-Южная, Полтава, Прилуки, Купянск-Узловой, Лозовая, Сумы, Чугуев, Основа.

     На базе 22 сенсорных киосков разработки информационно-вычислительного центра железной дороге действует система информационного обслуживания пассажиров на вокзалах: Харьков-Пассажирский, Основа, Левада, Лосево, Лосево-2, Чугуев, Сумы, Гребенка, Кременчуг, Купянск, Лозовая, Люботин, Миргород , Полтава, Полтава-Южная, Ромодан, а также в кассах предварительной продажи билетов в Харькове (ул. Славянская) и Северном терминале вокзала Харьков-Пассажирский. Система позволяет получить информацию о наличии свободных мест в поездах дальнего следования на ближайшие 45 суток.

     Введена в эксплуатацию Автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками (АСУ ПП УЗ), к которой принадлежит 347 рабочих мест, из них 320 кассовых терминалов и 27 технологических АРМ.

     На Южной железной дороге, первой на сети, введены в постоянную эксплуатацию автоматизированную систему управления грузовыми перевозками АСУ ГП УЗ. В целях улучшения качества обслуживания клиентов Южная - также первой среди железных дорог Украины - завершила автоматизацию рабочих мест товарных кассиров.

     Структурными подразделениями железной дороги с использованием современной техники и технологий успешно выполняются программы по обновлению инфраструктуры - приобретение и оздоровления подвижного состава, модернизации пути и обустройств, электрификации и т.д.. Наряду с этим большое внимание уделяется социальной сфере, объекты которой (например, Дворец игровых видов спорта «Локомотив» им. Героя Украины Г. Кирпы) сегодня считаются лучшими в своих регионах и Украине. В частности, в 2008 году были капитально реконструированы хирургический стационар дорожной клинической больницы в Харькове и еще один детский корпус в санатории-ДОЦ «Мечта» г. Евпатория, построены новые современные бассейны в детских оздоровительных центрах «Лесная сказка» (Купянская дирекция) и «Молодая гвардия» (Полтавская дирекция), на детской железной дороге введено в эксплуатацию новейшую систему микропроцессорной централизации, которая только что, впервые в Украине, начала внедряться на самой Южной железной дороги. Не случайно Малая Южная шестой год подряд стала победителем Всеукраинского конкурса детских железных дорог.

     С 2000 года проводится поэтапная реконструкция и переоснащение двух санаториев ЮЖД - им. Гоголя г. Миргород и «Мечта» г. Евпатория, благодаря чему они вышли в лидеры отечественной курортологии. Большое внимание уделяется физкультуре и спорту, развития творческих талантов работников Южной.

     Транспортно-географическое положение территории, обслуживаемой Южной дорогой, между Донбассом, Приднепровьем, Центром и Поволжьем определило преобладание в структуре грузовых перевозок дороги транзита. Он составляет примерно 3/5 всех перевозок дороги.

     Южная дорога обеспечивает выход из Донбасса и Приднепровья на северо-запад –  в сторону Москвы, Брянска, Гомеля и Киева, а также на северо-восток и восток – в сторону Воронежа и Пензы. В соответствии с этим Южная дорога имеет три основных грузонапряженных направления: центральное, идущее от станции Букино (со стороны Красного Лимана) через Харьковский железнодорожный узел на Готню, Льгов и далее на Брянск и Москву; восточное, следующее от станции Славяногорской (также со стороны Красного Лимана) через Купянский железнодорожный узел на Валуйки, а оттуда через Старый Оскол, Касторную и Елец на Москву и через Георгиу-Деж на Воронеж и Пензу; западное, идущее от Лозовой через Полтавский железнодорожный узел на Ромадан, Гребенку и Киев. По всем этим направлениям из Донбасса идет транзитный поток черных металлов, химических грузов, строительных материалов, машин и промышленного оборудования. В прошлом существенны дальние перевозки каменного угля, ныне они ограничиваются только территорией Украины.

     Центральное направление обслуживает также  грузовые связи Донбасса с Харьковским  промышленным узлом. От Харькова к северу направляется поток машин и промышленного оборудования с машиностроительных заводов города.

     Тесные  экономические связи существуют между Харьковом и Приднепровьем. Их обслуживают железнодорожные  линии Лозовая-Харьков, Красноград-Харьков  и Кременчуг-Полтава-Харьков, по которым следуют также и транзитные грузы из Приднепровья в центральные районы страны.

     Связи Донбасса с Белоруссией и Северо-Западом  обеспечивает линия Букино-Харьков-Сумы-Ворожба. К транзитному потоку грузов Донбасса, идущему по этому направлению, в пределах дороги добавляются машины, сахар и сельскохозяйственные грузы.

     По  линии Сараевка-Старый Оскол следуют  потоки железной руды из района КМА  на металлургические заводы Центрально-Черноземного района, Украины и Урала.

     Обслуживая  в основном центры обрабатывающей промышленности, Южная дорога имеет пассивный грузооборот: она отправляет в 1.5 раза меньше грузов, чем получала. Среди отправляемых Южной дорогой грузов первое место занимает железная руда. Затем следуют строительные материалы (строительный камень и цемент), нефтепродукты, сахарная свекла и хлебные грузы, перевозимые, как правило, в пределах дороги, а также машины, металлоизделия и сахар, отправляемые преимущественно за ее пределы.

     В структуре ввозимых грузов представлены строительные материалы, каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, сахарная свекла и хлебные грузы.

     Наиболее  значительную погрузку грузов в пределах дороги имеют Харьков (машины, металлоизделия, лом черных металлов), Кременчуг и Ахтырка. Крупнейшие станции прибытия грузов – станции Харьковского железнодорожного узла (каменный уголь, черные металлы, минерально-строительные материалы), Полтава, Сумы и Кременчуг.

     Главное место в грузовой транспортной работе дороги занимает Харьковский узел, в котором сходятся 8 магистральных железнодорожных направлений, 4 из которых (на Белгород, Купянск, Красный Лиман и Лозовую) электрифицированы. В структуре грузооборота Харьковского узла главное место занимает транзит. В местной работе преобладает прибытие грузов над отправлением. Крупнейшая грузовая станция узла – Индустриальная. Она обслуживает такие машиностроительные заводы Харькова, как тракторный и др.

     Южная дорога выполняет значительную часть  сетевого пассажирооборота. Наиболее крупный пассажиропоток идет по направлению  Харьков-Лозовая. По отправлению пассажиров дальнего следования Харьковский железнодорожный узел принадлежит к крупнейшим в стране. Велики в нем также и перевозки пригородных пассажиров.

     Взаимодействие  с речным транспортом в пределах дороги осуществляется через Кременчугский порт. Территорию Харьковской области пересекает шоссе Москва-Харьков-Симферополь. Другие важные автомобильные дороги, проходящие по территории, обслуживаемой Южной дорогой: Киев-Лубны-Полтава-Харьков, Харьков-Ростов-на-Дону (участок Харьков-Изюм), Полтава-Кременчуг, Ахтырка-Харьков.

     5.4. Юго-Западная железная  дорога

     Юго-Западная железная дорога - одна из старейших железных дорог Украины имеет административный центр в столице Украины - Киеве. Общая эксплуатационная протяженность железной дороги - 4668 км. Развернутая длина главных путей составляет 6438,1 км. Электротягой выполняется 93,3% всех перевозок грузов и пассажиров. Эксплуатационную работу железной дороги осуществляют пять дирекций по железнодорожным перевозкам - Киевская, Козятинская, Жмеринская, Коростенская, Конотопская. На Юго-Западной железной дороге насчитывается 315 станций На магистрали работают 17 классных вокзалов. Юго-Западная железная - одна из самых старых железных дорог Украины, расположенная на территории Киевской, Винницкой, Житомирской, Черниговской, Сумской, Хмельницкой и частично в районах Ровенской, Черновицкой, Черкасской, Полтавской и Тернопольской областей.

     Районы, которые обслуживает железная, расположенные в пределах Полесская и лесостепной зон Украины. Северная часть притяжения, приблизительно по линии Шепетовка-Житомир-Киев-Нежин-Бахмач, находится в пределах Полесья; Южная - в лесостепной зоне. В районе расположения железной проживает более 11 млн. чел. Юго-Западная магистраль граничит с Россией, Беларусью и Молдовой и обслуживает территорию с развитой промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Среди грузов, которые отправляет железная, первое место занимают минеральные строительные материалы (почти 47%), за ними - продукция пищевой промышленности (сахар, мука, комбикорм) и сельского хозяйства (сахарная свекла), а среди тех грузов, которые прибывают - каменный уголь, лесные грузы, нефтепродукты и черные металлы. В общем объеме перевозок 78% составляет транзит. Главные транзитные грузы - железная руда, нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы, строительные материалы, продукция сельского и лесного хозяйств и промышленности.

Информация о работе Железнодорожный транспорт Украины